Методическая разработка игры-соревнования « Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты».


МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Открытое занятие на районном семинаре в 1 «А» классе:
игра-соревнование
« Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты».
Провела:
учитель начальных
классов
Губанова Наталья
Николаевна

2014 г.
Игра-соревнование: Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты.
Цели:
1. Систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей, фруктов, ягод; способствовать осознанию необходимости правильно питаться.
2.Познакомить с витаминами; раскрыть значение их для человека.
3. Развивать мотивацию здорового образа жизни.
4.Развивать интерес, наблюдательность, воображение, мышление; обогащать словарный запас.
5. Воспитывать деловые отношения при работе в группах, учить работать в коллективе, выслушивать мнения своих товарищей и принимать правильное решение.
Актуальность занятия: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. 
Ход занятия:
I. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости.. Поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече своей улыбкой.
Учитель:   Я хочу начать занятие со стихотворения. 
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!

II.Актуализация опорных знаний.
Учитель рассказывает притчу:
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Учитель: Закройте глаза и мысленно представьте, что у вас в руках  мотылёк: нежный, хрупкий, требующий бережного отношения. Этот мотылек можно сравнить со  здоровьем человека. И, как сказал мудрец: «Всё в наших руках». Что же в наших руках?
Дети. В руках человека его здоровье. Если не заботиться о здоровье, то  можно его загубить.
Учитель.  От чего зависит здоровье человека? (от  питания,  от занятий спортом, от образа жизни,экологии.)
III. Постановка темы и целей урока.
-Сегодня у нас игра- соревнование. Эта игра для великодушных, добрых, чутких,дружных. Вы себя такими считаете?
Значит игра для вас. Во время игры не надо ссориться, умейте уступать и признавать ошибки, проявлять, где надо находчивость.
1 конкурс.
-Давайте расшифруем тему нашего сегодняшнего соревнования (упражнение на развитие анализа и синтеза.)
И
А
ы
в
н
Т
м
П

-Правильно,витамины.
-А где содержатся витамины? (в овощах, ягодах, фруктах и других продуктах).
-Сегодня мы поговорим о разнообразии овощей, фруктов и их пользе, вспомним какое значение имеют витамины в жизни человека.  - И наши команды назовём: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
(На столы, за которыми сидят команды, ставлю корзины с овощами, фруктами, ягодами. На доске- таблички с названиями команд)
IV. Работа над темой занятия.
-Приглашаю витамин А.
1.Витамин А: (1ученик)
Посмотрите на меня, я – витамин А. Если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов. Вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной?
Дети: Нужно есть продукты, содержащие витамин А
-Предлагаю 2 конкурс.
-Расшифруйте название овоща, ягоды и фрукта, в которых содержится Витамин А.
Учитель раздает карточки с буквами для слов:
- морковь,
-абрикос,
- шиповник.
Физминутка
Немного отдохнём.. Поиграем в игру «Вершки и корешки». Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки) встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис, капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька.
2. Витамин В.(2 ученик)
А я – витамин В. если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, на лице на образовывались трещинки в уголках рта, не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?
Дети: Нужно есть продукты, содержащие витамин В.
-Предлагаю 3конкурс. Каждая команда отгадывает загадки, отгадав их, можно узнать названия овощей, фруктов и ягод, в которых содержится витамин В.
Загадки для команды «Овощи»
Сидит дед во сто шуб одет,Кто его раздевает,Тот слезы проливает.(Лук)
Раскололся тесный домикНа две половинки.И посыпались оттудаБусинки-дробинки.(Горох)
Что копали из земли, жарили, варили?Что в золе мы испекли, ели да хвалили?(Картофель)
Загадки для команды «Фрукты»
Знают этот фрукт детишки,Любят есть его мартышки.Родом он из жарких странВ тропиках растет ...
( Банан)
Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож.(Груша)
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.
(Яблоко)
Загадки для команды «Ягоды»
Лесная и садовая,Душистая, медовая,Вся розовато-красная,Да и на вкус прекрасная.
(Земляника.)
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ...
(виноград)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
3. Витамин С.(3 ученик)
Я – самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я, рад вам помочь защититься от простудных заболеваний. Где вы меня можете найти?
Дети: Кушать продукты, которые содержат витамин С.
-Предлагаю четвертый конкурс. Игра- соревнование «Почтальон».
На доске записаны слова: овощи, фрукты, ягоды. На столе лежат карточки, на которых записаны названия овощей, фруктов, ягод. Каждая команда разносит почту своего адреса.
овощи: фрукты: ягоды:
Предлагаются следующие овощи, фрукты и ягоды (перец сладкий, редька, капуста, лимон, апельсин, мандарин, земляника, крыжовник, черная смородина).
Задача: правильно разнести почту.
Музыкальная пауза. (исполнение частушек)
1.Что-то наш Денис грустит,
Очень бледный он на вид.
На уроках он зевает –
Витаминов не хватает.
2628900730252.Стасик в счёте преуспел,
Яблок много летом съел.
В яблоках железо есть -
Это нужно всем учесть.

3. А у Настеньки беда –
Не растёт совсем она.
Доктор Насте дал совет: «Ешь морковку на обед».
4.Пейте соки, ешьте фрукты!
Это вкусные продукты.
Витамины принимайте И здоровье укрепляйте.
4.Из истории появления некоторых овощей на нашем столе:
-А сейчас послушаем и узнаем из истории появления некоторых овощей на нашем столе.
Свекла.(рассказывает ученик)
Свекла – древний овощ. Люди выращивали ее две тысячи лет назад на своих огородах. Но сначала в пищу употребляли только вершки. Лишь через тысячу лет люди поняли, что корешки гораздо вкуснее. Свекла бывает кормовая (оранжевая) – для скота, столовая (красная) – для борща и салатов, а также сахарная (белая), из которой вырабатывают сахар.
Капуста.
С давних пор белокочанная капуста - народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно заквасить и запасти впрок. Родина капусты – берега Средиземного моря. Кочан капусты похож на голову, а по-латыни голова называется капут, отсюда и произошло слово капуста.
Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли “ золотые яблоки”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.
Картофель. На нашем столе картофель появился 250 лет назад. А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе. В Европе картофель называли «земляные яблоки».
Ученые выяснили, что желательно, чтобы каждый человек потреблял в год по 100 кг фруктов. Это примерно 270 гр в день.
- Ребята, так для чего необходимо есть овощи и фрукты?
V.Рефлексия. А сейчас давайте проверим ваши знания.
 Игра «Да-нет!»
Вам мальчишки и девчонки,
Приготовила куплет.
Если мой ответ хороший
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите: « Нет, нет, нет!»
1. Не грызите лист капустный:
Он совсем, совсем невкусный!
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Дети: Нет, нет, нет!
2.Помни истину простую
Лучше видит только тот
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет!
Это правильный совет?
3. Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не покушав сладостей,
Спать идти нельзя.
Это правильный совет?
Дети: Нет, нет, нет!
4.От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше есть лимон
Хоть и очень кислый он!
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши!
5.Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Дети: Нет, нет, нет!
6. Постоянно нужно есть
Для здоровья нашего
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
- Для чего организму нужны витамины?(Каждая команда получает схему о пользе витаминов и готовит ответ).
Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.      
-Ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.
VI.Подведение итогов игры-соревнования.
Вручение медалей всем участникам.
Ребёнок читает стихотворение про витамины.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними упадут,
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
- Вы хорошо работали.
- Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими.