Внеклассное занятие. Проект Овощи и фрукты — витаминные продукты


Учебный проект по теме
«Овощи и фрукты - витаминные продукты»
в 1 «А» классе
Разработала
Лапшина Н.Ю,
воспитатель ГПД
ГБОУ гимназия № 343
г.Санкт – Петербург.
Пояснительная записка
Проект выполняется на протяжении месяца и включает в себя учебные занятия в рамках предмета «Окружающий мир» и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).
Метод проектов, часто помогает не только сформировать определенный набор знаний, но и пробудить в детях стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Цели проекта:
Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка, рефлексивных, самооценочных, исследовательских умений и навыков.
Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды.
Формирование навыков самообразования, поиска информации.
Обобщить и расширить знания учащихся об овощах и фруктах; познакомить с их значением для организма.
Повторить значение полезных продуктов.
Воспитывать умения правильно выбирать продукты для здорового питания.
Объединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
1 этап погружение в проект
Тема проекта: Овощи и фрукты - витаминные продукты .Возрастная категория учащихся: 1 класс.
Основополагающий вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Чем так полезны фрукты и овощи?
Чем отличаются овощи и фрукты?
Все ли мы знаем о фруктах и овощах?
Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
- понимание учеником значения выбранного фрукта или овоща для обеспечения правильного питания человека,
- научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Методические задачи:
Выяснить, что такое фрукты и овощи? Чем они отличаются? Откуда они появились? Чем полезны? Какие фрукты и овощи наиболее любимы?
Выбор тем индивидуальных исследований учащихся ( 5 групп):
Чем отличаются фрукты и овощи (составление рассказа).
Собрать загадки, ребусы, шарады об овощах и фруктах.
Собрать пословицы и поговорки об овощах и фруктах.
Собрать рецепты, где используют овощи и фрукты.
Составить рассказ о пользе овощей и фруктов.
Выдвижение гипотез решения проблем:
Мы предположили, что не все овощи и фрукты полезны.
Творческое название проекта:
Овощи и фрукты - витаминные продукты.
2 этап – организация деятельности
1.Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
2.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:
Спросить дома, сходить в библиотеку, поискать самим, воспользоваться энциклопедиями, хорошо подумать самому.
3. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
4.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе:
Прочитали материал по теме в учебнике.
Воспользовались научно-популярной литературой.
Провели опрос.
Выборочное исследование.
Сделали вывод.
3 этап – осуществление деятельности
Самостоятельная работа групп.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде книжки-малышки, поделок, газет, составление рассказов, рисунков и т.д.
4 этап – презентация, защита работ
Защита полученных результатов и выводов на специальном занятии.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
В ходе работы над проектом ребята узнали:
Чем отличаются фрукты и овощи.
Какие полезные витамины содержатся во фруктах и овощах.
Какие фрукты и овощи растут в нашем краю.
Какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов.
Какие фрукты и овощи наиболее любимы учениками нашего класса.
Награждение удачных творческих работ.
Инсценировка «Спор овощей».
Учитель задаёт вопрос:
- Как вы думаете, какие овощи нужнее человеку? Чтобы ответить на него, предлагается посмотреть инсценировку.
Ведущий: Собирают осенью урожай плодовМного людям радостиПосле всех трудов.И мы тебя встречаемБогатым урожаем.Осень. Урожай у нас хорош,Уродился густо:И морковка, и картошка, белая капуста,Баклажаны синие,Красный помидорЗатевают длинныйИ серьёзный спор.Морковь Кто из нас, из овощейИ вкуснее, и нужней?Кто при всех болезняхБудет всем полезней?Осень. Выскочил горошек-Ну и хвастунишка!Горошек. Я такой хорошенький.Зелёненькиё мальчишка.Если только захочуВсех горошком угощу!Осень. От обиды покраснев,Свёкла проворчала:Свёкла: Дай сказать хоть слово мне.Выслушай сначала.Свёклу можно для борщаИ для винегрета.Кушай сам и угощайЛучше свёклы нету!Капуста: Ты уж свёкла помолчи!Из капусты варят щи.А какие вкусныеПироги капустные!Зайчики- плутишкиЛюбят кочерыжки.Угощу ребята кочерыжкой сладкой.Огурец: Очень будете довольны,Съев огурчик малосольный.Редиска: Я- румяная редиска.Поклонюсь вам низко- низко.А хвалить себя зачем?Я и так известна всем!Морковь: Про меня рассказ не длинный:Кто не любит витамины?Пей всегда морковный сокИ грызи морковкуБудешь ты, дружок,Крепким, сильным, ловким.Учитель: Тут надулся помидорИ промолвил строго..Помидор: Не болтай, морковка, вздор,Помолчи немного.Самый вкусный и приятныйУж конечно, сок томатныйВитаминов много в нёмМы его охотно пьём!Картошка: Я. картошка , так скромнаСлово не сказала..Но картошка так нужнаИ большим, и малым!Баклажан: Баклажанная икраТак вкусна, полезна,Спор давно кончать пора!Спорить без полезно.Учитель: Кто поможет нам, ребята, Разрешить весь этот спорТётя Нина, мама КатиВедь она же доктор.Тётя Нина: Ну конечно, это я.О чём спорите, друзья.Овощи: Кто из нас, из овощейВсех вкусней и всех важней?Кто при всех болезняхБудет всем полезней?Тётя Нина: Чтоб здоровым сильным быть,Надо овощи любитьВсе, без исключенья,В этом нет сомненья!В каждом польза есть и вкус,И решить я не берусь:Кто из вас вкуснее,Кто из вас нужнее!
Оборудование:
Шапочки с изображением овощей и фруктов;
Картинки овощей и фруктов для организации групповой работы;
Конверты с разрезанными картинками овощей и фруктов;
Обложка для собранной книжки;
Презентация к уроку.
Фотографии.
Белый лист бумаги.
Мяч.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
(слайд 1)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем!
Эмоциональный настрой.
С каким настроением вы начинаете урок?
(слайд 2)
Посмотрите на это яблочко! А какое настроение у него?
Я догадываюсь, почему у вас и у яблочка хорошее настроение!
(слайд 3)
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград-
Всё поспело для ребят.
И арбуз увидев важный
Оживится детвора-
И радушно скажет каждый:
Здравствуй осени пора!
II. Мобилизирующий этап.
Постановка проблемы урока
Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации
Наша добрая осень приготовила вам загадки в кроссворде:
(слайд 4)
Круглое, румяное,
Оно растёт на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки (яблоко)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …..(капуста)

На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Ну конечно, это…(груша)
Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю. (лук)
Постановка темы и цели урока.
Дети самостоятельно делают вывод о теме и цели урока.
Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Тема нашего урока: «Овощи и фрукты – витаминные продукты». (слайд 5)
Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека.
А почему овощи и фрукты полезны для людей? (В них много полезных веществ)
Постановка учебной проблемы.
Какую роль в жизни человека играют овощи и фрукты?
III. Актуализация знаний.
Для решения данных вопросов заглянем в кладовую осени.
И чего тут только нет!! Запасы эти кто из огорода принёс, кто с базара.
Вот и одна хозяйка однажды с базара пришла и домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!
Но что я слышу? Наши овощи спор завели.
IV. Реализация построенного проекта
Инсценировка «Спор овощей» (групповая форма работы)

Овощи Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Горошек (весело) Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свёкла( важно) Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай- лучше свёклы нету!
Капуста(перебивая) Ты уж, свёкла, помолчи.
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец(задорно) Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик Вам понравится, конечно!
Редиска (скромно) Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо) Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор (обиженно) Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Осень У окна поставьте ящик.
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг
К вам придёт зелёный….лук.
Лук Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я- простой зелёный лук!

Картошка (скромно) Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажаны (робко) Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Осень Спор давно кончать пора!
Овощи (хором) Спорить бесполезно! (стук в дверь)
Кто-то кажется стучит…. (Входит ученик в костюме доктора)
Это доктор Айболит!
Айболит Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?
Овощи Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Айболит Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас полезней.
Действительно, все овощи полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.
V. Физ.минутка.VI. Включение в систему знаний.
Но разве только в овощах есть эти вещества? А где ещё они есть, поможет выяснить
игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа)
(слайд 6)
Словно месяц под звездой
Фрукт волшебно- золотой-
Леденец для обезьян
В жёлтой курточке…(банан)

2. На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Ну конечно, это…(груша)
Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький…(лимон)
Гнутся ветки до земли
Что же мы на них нашли?
Листья, будто шапочки,
А под ними…(яблочки)
Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный…(виноград)
Цитрус он, растёт на юге,
В тёплой роще, не на грядке,
Но любим у нас в округе
Фрукт оранжевый и сладкий.
Мы приходим в магазин,
Покупаем…(апельсин)
Как эти предметы можно назвать одним словом? (фрукты)
Да, кладовая осени богата не только овощами, но и фруктами.

Давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? (работа в группах).
(ответы детей)
Работа в паре с проверкой
Перед вами листочки. В них нужно раскрасить только фрукты нужным цветом.
Работа в группах (с проверкой проектирования на экран) (Приложение 1)
Помочь черепахе сварить борщ, а муравью – компот. (Отправить нужные продукты –картинки в соответствующую кастрюлю).
VII. Выявление пользы овощей и фруктов в жизни человека.
А что же общего во всех этих овощах и фруктах? ( В них содержатся полезные вещества – это витамины) (слайд 7)
Слово «витамин» придумал американский ученый Функ. Он открыл новое вещество (амин) жизненно-необходимое человеку. Соединив слово «вита» - жизнь и слово «амин» получил «витамин». Детям семи-восьми лет надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов.
А вот и сами витамины спешат к нам в гости.
(слайд 8)
Витамин А – витамин роста и развития. Если его нет или очень мало, замедляется рост и развитие. Назовите в каких продуктах есть витамин А?
(слайд 9)
Витамин В – витамин бодрости и силы. Если его мало, тогда человек плохо кушает, огорчается, часто плачет. Назовите в каких продуктах есть витамин В?
(слайд 10)
Витамин С – защита от болезней. Если его мало, мы простужаемся, начинаем болеть.
(слайд 11)
VIII. Физ.минутка.
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Овощи и фрукты».
Я бросаю мяч и называю продукт, вы возвращаете мяч и говорите, назван овощ или фрукт. Остальные, услышав название фрукта – приседают, название овоща – подпрыгивают.
Первичное закрепление (проектная работа).
Перед вами конверты, нужно собрать мозаику, объединив части в единое целое. И назвать, что в них спряталось? (яблоко, груша, баклажан, капуста…)
Назовите, какой предмет у вас получился на рисунке, определите: овощ это или фрукт.
Овощи и фрукты одинаково полезны для нашего здоровья. Давайте объединим овощи и фрукты в одну книгу, сделанную вашими руками. А вот и обложка для этой книги – «Овощи и фрукты – витаминные продукты».
У некоторых ребят есть заготовленные фотографии с фруктами и овощами, которые мы приклеим на белый лист бумаги.
Включение в систему знаний и повторение.
Надеюсь, что на уроке, вы научились отличать овощи от фруктов и сможете помочь одному нерадивому садовнику.
Вот что с ним приключилось:
Жил один садовод.
Он развел огород.
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена-
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их закрывал.
Но когда садовод нас позвал в огород
Мы взглянули и все закричали:
«Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде,
Мы таких овощей не встречали.»А на грядках засеянных густо
Огурбузы росли, Помидыни росли,
Редисвекла, Чеслук и репуста!
(огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редис, свекла, чеснок, лук, репа и капуста)Назовите правильно все то, что выросло на грядках.
Кто желает, может нарисовать дома эти удивительные продукты.
Рефлексия учебной деятельности:
Какие вопросы мы задавали в начале урока?
Мы получили ответы на эти вопросы?
Для чего мы познакомились с овощами и фруктами?
Ребята, у вас на столе лежат картинки – яблочки разного цвета. Если вам понравился этот урок и вы узнали что-то новое, чему-то научились, принимали активное участие в работе, то возьмите в руки яблочко красного цвета. Если урок вам не понравился, и вы ничего не узнали, возьмите в руки яблоко зеленого цвета. Теперь поднимите ручки вверх и покажите ваши картинки мне.
Я вижу, что сегодня мы собрали богатый урожай спелых яблок с новыми знаниями и хорошим настроением.
(учитель обращает внимание на слайд № 12и оценивает работу уч-ся).
(слайд 13)