«Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».


Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по теме: «Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Слайд 1
Слайд 2. В своём выступлении я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 3.Личностные действия делятся на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.
Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).
Здесь конечно, на начальном этапе обязательное проведение диагностических исследований. На мой взгляд, интересных методик много. Но личностные качества учащихся моего класса раскрылись , в результате проведения Слайд 4. Анкеты "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой. Цель методики: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)
учения.
Еще одним направлением в личностном определении является формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.
Большая роль по формированию личностных УУД ведется на всех уроках в начальной школе.
Слайд 5,6. Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика. Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, нельзя пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Я строю свой диалог с детьми , т. о. что ответы на мои вопросы помогали раскрыть внутренний мир ребенка. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям мини сочинения, в которых дети раскрывают своё отношение к прочитанному. Свои высказывания они начинают со слов: Слайд 7.
Я почувствовал (а) … Я увидел (а) … Я улыбнулся (ась) … Я вспомнил (а) … Мне стало грустно … Я бы продолжил (а) написанное так … Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … Будущее героев я представляю … Произведение вызвало у меня чувства… 
Слайд 8. Также с формирование личностных УУД связан материал на уроках математики, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. В учебнике 4-го класса создана линия задач и заданий, названная «Не только математика». Слайд 9. Все они построены на историческом материале, относящемся к построению Российского государства ,и рассказывают о работе учёных. Исходя из этого, я предлагаю детям поработать над проектами. Например, слайд 10. проект «Машина времени», «Великие математики», «Откуда пришла Математика».
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру, корректируя мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. Каждый урок по окружающему миру начинается с проблемного диалога между главными героями. В каждый параграф включены проблемные ситуации Слайд 11 , позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, обыгрывая её, высказывая свою версию. Возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации добывая информацию самостоятельно.
За время моей педагогической деятельности у меня собран методический материал , позволяющий на уроках русского языка развивать личностные УУД. Среди которого есть тексты нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Например, творческие задания Слайд 12
Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.
Дети получают карточки с текстом:
Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .Выполнить следующие задания:
Озаглавить текст.
Определить основную идею.
Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:
Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»
При подведении итогов обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия на листе самооценки. Слайд 13
Слайд 14. Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования
У выпускника будут сформированы:
. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат
Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься
У ребенка развита рефлексия
У ребенка сформирована учебная мотивация
У ребенка сформирована адекватная самооценка
А самое главное в деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Слайд 15. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом. Слайд 16