Проектирование педагогической деятельности учителя в условиях перехода на ФГОС


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проектирование работы педагога в условиях перехода на ФГОС
Автор: Крюкова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ ООШ г. Сосновки Вятскополянского района Кировской области высшей категории, krukovy-vpol@mail.ruАннотация
В статье показан опыт проектирования педагогической деятельности учителя в условиях перехода на ФГОС. В ней указаны основные подходы по проектированию современного урока и способы их осуществления на примере части курса «История древнего мира», 5 класс, «Первобытное общество».
Целью данной работы является обобщение и систематизация методического опыта по преподаванию предмета «История» и его реализация в условиях перехода на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Актуальность. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Сегодня возрастает потребность в таких профессионально-личностных качествах, как мобильность, гибкость, умение осваивать новые сферы профессиональной деятельности, личная и социальная ответственность. Предъявляются особые требования к образовательным институтам – подготовка выпускника, умеющего адекватно оценивать собственный интеллектуальный и нравственный потенциал, находить возможности для его реализации; понимать и принимать выбор другого человека; быть готовым к ответственному исполнению обязанностей будущего семьянина и гражданина России.
Социально-экономическая ситуация в мире и нашей стране меняет и технологические подходы в образовательной деятельности: учителю необходимо создавать условия для включения обучающихся в активную самостоятельную деятельность по освоению культурно-исторического опыта своего народа и человечества. Образовательный сценарий должен отвести обучающемуся роль полноправного участника совместной деятельности детей и взрослых. Это соответственно подталкивает учителя к профессиональному совершенствованию: увеличению педагогической матрицы технологий, методов и приемов работы с различными категориями обучающихся: с высокой учебно-познавательной мотивации, с низким уровнем учебной мотивации и социальных навыков, с ограниченными возможностями здоровья, попавших в сложную жизненную ситуацию и др.
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям» (Ч. Дарвин)
Социальный заказ общества и государства в области образования определен Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации - методологической основой новых стандартов (ФГОС). Отличительная черта стандарта второго поколения - мощная развивающая и воспитательная составляющая.
Как учитель истории ставлю цель – эффективно спроектировать свою профессиональную деятельность. Так «приспособить» наработанную методическую систему, «измениться» в своей профессиональной деятельности, чтобы соответствовать требованиям, которые сегодня ставит перед нами семья, общество и сама жизнь. Стандарт диктует педагогическому сообществу качественно новые подходы в обучении и воспитании, в соответствии с этим стоит задача: проанализировать содержание преподаваемого предмета, сложившуюся методическую систему работы и ответить на вопрос: как построить технологическое сопровождение учебных занятий по истории, чтобы доминирующими компонентами были деятельностный режим обучения и формирование духовно-нравственного опыта обучающихся.
Миссия нашего образовательного учреждения определена тезисом: «Школа – территория Здоровья: создание условий для личностно и социально значимой деятельности обучающихся на основе духовно-нравственных идеалов». Под здоровьем мы понимаем не только физическое здоровье, но и духовное, психологическое. С позиций глубокого гуманитарного образования курс «Истории» в школе приобретает особые характеристики. «Историю» рассматриваю не просто как школьный учебный предмет, а как социальное явление, которое фиксирует жизнь во времени и пространстве, что дает возможность рассматривать дисциплину как метапредмет, в синтезе рассматривающий все стороны человеческой жизни (см. Схема№1).
Схема №1. Концепция преподавания истории в школе
Философия образования,
нормативно-правовая база
Концепция ДНРВ, ФГОС
\
Я-концепция учителя
(педагогическое кредо)


Программа развития образовательного учреждения
«Школа – территория Здоровья: создание условий для личностно и социально значимой деятельности обучающихся на основе духовно-нравственных идеалов»


ФГОС: ИСТОРИЯ как МЕТАПРЕДМЕТ


ЧТО ИЗМЕНИТЬ?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПОЧЕМУ ИЗМЕНИТЬ?


КАК ИЗМЕНИТЬ?


Новый результат в образовании

Мы понимаем, ЧТО нужно изменить в содержании, ПОЧЕМУ это нужно делать и ставим вопрос КАК это сделать наиболее эффективно и КАК это оценить.
Теоретические основы проектирования урока. Научно-теоретической базой нашей работы являются идеи ведущих педагогов, дидактов, психологов и методистов по разработке современного урока. Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях: К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, Ю. К. Бабанского, Н. А. Конаржевского и др.Но современная дидактика ушла далеко вперед. Если встать на позиции современной дидактики, эти компоненты приобретают иную окраску и значение.
Обратим внимание на 2 схемы:
ЧТО СТАЛО
Компоненты
современного урока
(↑субъектность ученика)
ЧТО БЫЛО
Основные компоненты современного урока (по Н. А. Конаржевскому),
(субъектность учителя)

Организационный
Мотивационный
Целевой
Коммуникативный
Содержательный
Технологический
Контрольно-рефлексивный
Аналитический
Организационный
Целевой
Мотивационный
Коммуникативный
Содержательный
Технологический
Контрольно-оценочный
Аналитический

Во второй схеме мотивационный компонент выходит на первое место после организационного. Деятельностный подход требует определение личностно-значимых целей, которые без мотивации поставлены быть не могут. Мотивация – это главный инструмент в механизме достижения цели (следующий компонент – Целевой). Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы (внутренние, личностно осознанные), вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Жизнь без них не стоит того.
Сократ
Коммуникативный компонент (в современной стратегии) предполагает возрастание доминанты субъекности ученика в процессе обучения. Необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы он способствовал не только росту образовательного уровня учащихся, но и становлению таких качеств личности, как способность проектировать и прогнозировать свои поступки и поведение, самостоятельно искать способы решения школьных и жизненных проблем, иметь нравственно оправданную точку зрения на различные процессы и явления. Характеристики, приобретенные в учебной деятельности и ставшие личностными, ученик переносит на решение жизненных проблем, становясь субъектом жизнедеятельности.
Содержательный компонент включает культурно-исторический опыт, предъявляемый индивиду для усвоения, отобранный и структурированный таким образом, чтобы его усвоение направляло и детерминировало бы развитие личности соответственно целям. Исторический блок фундаментального ядра отражает принцип преемственности стандарта нового поколения.
С точки зрения технологической расширяется матрица методического арсенала педагога. Системно-деятельностный подход предполагает использование технологий, направленных формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих усвоение предметных ЗУН, т. е. компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Совершенно иные подходы предъявляются к компонентам контрольно-оценочному и аналитическому. На первую позицию выходит рефлексивная деятельность обучающихся. Обратная связь, суть контрольно-оценочного компонента, имеет сейчас совершенно иное содержание. Она предполагает анализ обучающимися собственной деятельности на уроке, участие в анализе деятельности одноклассников, оценивание.
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А. Дистервег
Инновационный режим подготовки к переходу на ФГОС, позволил мне выделить самые проблемные зоны в проектирования учебного занятия:
Постановка цели
Мотивация на уроке (этап минипроетикрования деятельности обучающихся на уроке)
Поиск решения проблемы (технологический компонент
Контрольно-рефлексивный этап
1.Постановка цели
Цели обучения как планируемый результат заложены в Федеральном Образовательном Государственном Стандарте (см. Схему №1). А как правильно поставить цели на каждом конкретном уроке? Для этого существует не новое по форме, но обновленное по содержанию средство – диагностика. В своей деятельности использую 2 диагностики:
А. Диагностика уровня знаний и умений учащихся (Асмолов А. Г.)
Б. Диагностика уровня понимания и принятия базовых национальных ценностей.
Образовательный аспект цели включает отбор содержания на уроке, соответствующий требованиям Стандарта и выступает средством развития универсальных учебных навыков обучающихся. Развивающий аспект предполагает формирование УУД.
Тогда формулировка развивающего аспекта цели может звучать следующим образом:
Пример: 5 класс, тема «Родовые общины охотников и собирателей»
- личностные: формирование базовой национальной ценности «семья» через развитие у обучающихся умений оценочной деятельности (тема «Родовые общины охотников и собирателей»)
- познавательные: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное, используя различные источники информации
- коммуникативные: развивать умение работать в парах по достижению единой цели
- регулятивные: развивать умение ставить цель, исходя из проблемы, и планировать свою деятельность
УУД определяются Программой развития УУД в школе, отрабатываюся на основе диагностики уровня сформированности УУД на конкретном содержании урока.
Воспитательный аспект должен быть направлен на формирование базовых национальных ценностей средствами изучаемого материала.

Обращаем внимание на вторую диагностику. Вот базовые национальные ценности, которые должны включаться в воспитательные цели урока.
Диагностика №1 (5 класс)
Задание: раскройте понятие удобным для вас способом
патриотизм–
гражданственность -
семья–
труд -
творчество –
искусство -
литература -
наука -
природа -
человечество -
мировые религии -
Результаты диагностики: (ответы детей в начале учебного года, 5 класс (2012-2013 гг.)
Семья
- кампания
- группа людей и родственников
- это то место, где о тебе заботятся
- это когда 4 человека собираются
- это когда много человек живут в одном доме
- это родственные связи
- это мама, папа, сын и дочь
- это когда есть родители и дети
Патриотизм
- умный человек
- не знаю
- когда человек верит в свою страну
- смелый человек
- это патриот

Человечество
- это люди
- много людей
- где живут люди
- не знаю
- это все объединенные люди
- это человек или группа людей
- где живет человек

Наука
- уроки
- когда человек изобретает
- это которая учит что-нибудь
- не знаю
- умные люди
- это известный факт
- изучают природу


Религии
- это то, что осталось с давних времен
- находки археологов
- это верования
- не знаю
- люди верят в какую-либо веру
- страны
- религии с традициями

Искусство
- не знаю
- где что-то рисуют
- творчество
- когда человек что-то творит
- это люди, которые рисуют
- это место, где рисуют
- когда челове что-то делает из театра
- это умеет елать человек

Результаты диагностики показывают, что у обучающихся 5 класса еще нет в полной мере ни понимания, ни принятия базовых национальных ценностей, поэтому разговор о воспитательном аспекте урока становится все актуальней.
Пример формулировании воспитательного аспекта:
- формировать базовые национальные ценности … средствами учебного материала…(Приложение 1)
Схема №2. Взаимосвязь целеполагания и диагностики
ЛИЧНОСТНЫЕ РЗУЛЬТАТЫ

ФГОС
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДИАГНОСТИКА

А. Диагностика уровня знаний и умений учащихся
Б. Диагностика уровня понимания и принятия базовых национальных ценностей


ТДЦ урока

Пример 1:
Тема «История. Ее источники»
Цель:
Образовательный аспект
- Сформировать у учащихся представление о науке, изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и ее первой части – истории Древнего мира
- Познакомить с понятием исторический источник.
Развивающий аспект
Личностные УУД: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что еще неизвестно
Коммуникативные: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Познавательные: Раскрывать значение терминов история, исторический источник, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать.
Развитие мыслительных качеств:
- умение выделять главное с целью осмысления учащимися того, что историческое время помогает понять закономерности исторического развития и использовать эти знания в современной жизни
- умение выявлять причинно-следственные связи при реконструкции прошлого, объяснять, какие трудности необходимо преодолеть, чтобы воссоздать научную картину исторического прошлого
- умение определять причины, по которым историки по-разному объясняют исторические события, сравнивать исторические источники.
Воспитательный аспект:
- способствовать формированию базовых национальных ценностей: человечество, наука через осознание важности уважительного отношения учеников к прошлому человечества, к науке, ее изучающей, бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Пример 2
Тема «Древнейшие люди»
Цель:
Образовательный аспект:
- уяснить конкретные явления, указывающие на обособление человека из животного мира: изменение внешнего облика первобытного человека, применение первых орудий труда, основные занятия первобытных людей, овладение огнем.
Развивающий аспект:
Личностные: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные: Развивать умение определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, организовывать работу группы.
Познавательные: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство, сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
Развитие мыслительных качеств:
- умение определять причины и следствия изменений, происходящих в обществе с начала истории человечества (первобытность)
- умение сравнивать (первобытный и современный человек)
- умение объяснять происхождение первых людей и зарождение человеческого общества, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной истории
- умение использовать историческую карту как источник информации о расселении древних людей.
- умение обобщать, делать выводы (овладение огнем)
Воспитательный аспект:
- формирование базовых национальных ценностей - человечество, наука - через формирование своего отношения к научному и религиозному взгляду на происхождение человека, через оценку с нравственных позиций отношений внутри человеческого стада и родовой общины.
Пример 3:
Тема « Родовые общины охотников и собирателей»
Цель:
Образовательный аспект:
- сформировать у учеников представление о самом неизвестном этапе первобытной истории – ледниковом периоде, когда «человек разумный» заселил все части света, а с отступлением ледника успешно приспособился к новым условиям природно-климатической среды
Развивающий аспект:
Личностные УУД: Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на нравственные ценности.
Регулятивные: Развивать умение работать по плану, сверяясь с целью. Развивать умение определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии
Коммуникативные: Развивать умение организовывать работу в парах. … уметь строить речевые высказывания. … умение слушать и понимать сверстников и учителя.
Познавательные: Развивать умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. … составлять сравнительную таблицу «Родовая и соседская община», определять значение и роль общины в жизни человека.
Развитие мыслительных качеств:
- выделение главной мысли при определении особенностей первобытного общества в ледниковый период и после его окончания, при объяснении сути отношений в родовой общине
- выявление причинно-следственных связей, позволивших выжить первым людям в ледниковую эпоху и расселиться по планете
Воспитательный аспект:
- формирование базовой национальной ценности «семья» через создание условий для оценки учениками с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческого стада и внутри родовой общины;
- объяснить свою оценку первобытной морали, сравнить ее с законами и правилами современного мира.
Анализ результатов данной диагностики помогает проектировать уроки не только в курсе «История древнего мира» в 5 классе, но и позволяет выстраивать работу по курсам «История» и «Обществознание» в 6-11 классах (обязательно с последующей диагностикой). Кроме того, это дает возможность формулировать цели для разных форм учебно-воспитательной работы с учащимися, в связи с переходом на ФГОС: классный час, подготовка к олимпиаде, внеурочная деятельность, факультатив, кружок, работа с семьей, с другими социальными институтами и.д.
2.Мотивация
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" В.А. Сухомлинский
Вторая проблемная зона урока – это этап мотивации. Цель как результат не может быть поставлена без мотивов деятельности. Мы знаем, что присвоение учениками знаний, или интериоризация, происходит только тогда, когда материал личностно значим или интересен учащимся. Каждый ученик получаемые знания преломляет через призму личностных критериев и ценностей. В этом аксиома личного целеполагания.
Какую бы технологию, используемую в системно-деятельностном подходе мы ни использовали (ТРКМ, метод проектов, проблемное обучение и др.), роль мотивации остаётся важнейшей. Мотивация может быть самой разнообразной (затрагивающей личный жизненный опыт учащегося, разрешающей интеллектуальную проблему и т.д.). Это сложная и трудоемкая работа для учителя, потому что создать на уроке ситуацию для подключения внутренних мотивов обучающегося зачастую непросто.
Самое главное в том, чтобы на этапе мотивации учителем вместе с учащимися было осуществлено минипроектирование деятельности. (Приложение 2)
Схема №3. Минипроектирование на этапе мотивации
МОТИВАЦИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проблема

Цель

Средства

Действия
Пример 1
Тема «История и ее источники»
♦ Этап мотивация, актуализации и целеполагания
▼ Вопрос учителя: (беседа с ребятами)
-Что такое археологические раскопки? (Актуализация)
Один пятиклассник задал вопрос археологам: а зачем вы копаете, ведь все равно уже на этом месте ничего нет?
- Это для истории.
- А зачем она нужна? (Осознание мотивов)
- История дает ответы на многие вопросы, которые сегодня существуют и объясняет многое, что происходит вокруг нас.
Выстраивание цели:…
► Проблема урока:
-Как же история объясняет то, что происходит сегодня и дает ответы на наши вопросы?
Ваши версии…
Цель: выяснить как история рассказывает нам о прошлом
Пример 2
Тема «Древнейшие люди»
♦ Этап мотивации, актуализации и целеполагания
Слово учителя: (актуализация и мотивация)
- о том, как на Земле появился человек, говорят две разные книги – Библия и наш учебник - ответы разные. Познакомимся с информацией:
Библия:
«В начале сотворил Бог небо и землю… отделил свет от тьмы… Бог назвал сушу землею, а сомкнувшуюся воду назвал морями. На земле росли травы, злаки и деревья. И сотворил Бог всякого рода животных… и увидел Бог, что это хорошо. Тогда Бог сказал: «Теперь сотворим человека. Сотворим людей по нашему образу и подобию»… И тогда Господь Бог взял пыль земную и создал человека. Господь вдохнул в человека душу – дыхание жизни, и тот стал живым существом…»
Учебник:
«Из вращающейся шарообразной газопылевой туманности под воздействием центробежных сил и сил притяжения образовалась звезда – Солнце и планеты, одна из которых Земля. Она появилась около 4,5 миллиардов лет назад. Точно установлено, что уже 3, 8 млрд. лет назад на Земле существовали живые организмы. Полезные признаки, возникая у одних организмов, помогают им выжить в борьбе за существование. Эти признаки передаются потомкам по наследству. Так, поколение за поколением, признаки животных и растений постепенно изменялись в лучшую сторону. Потомки общего предка специализировались на разных способах добычи пищи. Разные потомки приобретали разные наборы приспособлений и становились все более непохожими на других. Так появились различные виды животных и растений. Дальние обезьяноподобные предки человека были древесными жителями. Прямые же предки человека – виды человекоподобных обезьян, которые в процессе сохранения особей с полезными признаками непосредственно превратились в человека».
► Проблема:
-Перед нами 2 точки зрения, какая версия верная?
Выстраивание цели…
Ваши версии
Цель: познакомиться с тем, что говорит наука о происхождении человека
-Что нам нужно сделать для решения этого вопроса? (Действия)
-Куда нужно обратиться за источниками информации? (Средства)
Пример 3
Тема «Родовые общины охотников и собирателей»
♦ Этап мотивация, актуализации и целеполагания
Около 100 лет назад на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (работа с презентацией, запись в тетрадь). С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург и многие другие города (карта «Расселение людей в древности»). К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру.
Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (Презентация, запись), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию.
Противоречие: животные вымерли - люди выжили
▼ Формулировка проблемы.
-Какой возникает вопрос в связи с этими фактами?
-Животные вымерли, а люди нет. Почему?
Выстраивание цели:
► Проблема урока:
-Что помогло людям выжить?
Ваши версии:
-Как же им это удалось? Выскажите свои версии?
Цель: выяснить, почему это произошло?
-Где найти информацию? (Средства)
-Что необходимо сделать, чтобы решить проблему? (Действия)
3.Поиск решения проблемы (технологии, методы и приемы).
«В новое тысячелетие школа должна ребенка:
- научить учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать.
Из доклада ЮНЕСКО
«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились»
Ян Амос Коменский. «Великая дидактика»
В современных условиях педагогические задачи, о которых говорит великий дидакт Я.А. Коменский, решает системно-деятельностный подход, инициирующий использование педагогических технологий, обеспечивающих достижение максимальных результатов всестороннего личностного развития обучающихся.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу, а можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Предлагаю использовать матрицу, заполнение которой есть практика работы учителя по освоению ФГОС.
Матрица (конструктор)
Тема урока Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные ФОПД Диагностический инструментарий
1.История и ее источники
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоение того, что еще неизвестно
Коммуникативные
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Познавательные
Раскрывать значение терминов история, исторический источник, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать. Что изучает история. Историческая хронология. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая карта. ФОПД: фронтальная – на этапе мотивации и целеполагания, индивидуальная – на этапе применения и осознания учебной информации
Контроль: дифференцированная тестовая работа на этапе применения, работа с продуктивным заданиями – этап применения, заполнение опорной таблицы-справочника – этап изучения новых знаний
2.Древнейшие люди Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные
Целеполагание и планирование учебной задачи; определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации.
Коммуникативные
Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблемы, организовывать работу группы
Познавательные
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство, сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. ФОПД: фронтальная – этап целеполагания и применения, групповая – этап изучения нов материала (работы с учебником), парная - этап применения
Контроль: дифференцированная тестовая работа, текст с пропусками – этап применения, продуктивные задания, задания-ситуации - этап применения
3.Родовые общины охотников и собирателей Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Регулятивные
Работать по плану, сверяясь с целью. Определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии
Коммуникативные
Организовывать работу в парах. Уметь строить речевые высказывания. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя.
Познавательные
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, устанавливать причинно-следственные связи –на простом и сложном уровне. Составлять сравнительную таблицу «Родовая и соседская община», определять значение и роль общины в жизни человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей ФОПД: фронтальная – этап мотивации, групповая - этап изучения нового материала, индивидуальная – этап применения, решение продукт заданий,
Контроль: тестовая работа, продуктивные задания, выступание групп – этап изучения нового материала
4.Контрольно-рефлексивный этап
Контрольно-рефлексивный этап должен включать в себе два компонента: подведение итогов урока и рефлексию. Обращаю внимание на приемы работы, которые необходимо использовать на этом этапе урока:
1. Проговаривание решения проблемы, поставленной в начале урока (это может осуществляться в ходе фронтальной, групповой или индивидуальной работы). Для такой работы в 5 классе необходимо использование шаблонов и слайдов-помощников для учащихся.
2. Выполнение продуктивных заданий на осознанное применение материала
(Приложение 3)
Пример 1 Тема: История и ее источники
►Решение проблемы: как история объясняет многое, что происходит сегодня и дает ответы на наши вопросы.
Шаблон-помощник (на слайде)
Позиция Я считаю, что
Аргумент Потому что
Продуктивное задание
Как ты думаешь, мы, люди 21 века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) ее. Свой ответ объясни
Позиция Я считаю, что
Аргумент Потому что
Пример 2 Тема: Древнейшие люди
► Решение проблемы: Какая версия, на ваш взгляд, верная: …?
Шаблон-помощник (на слайде)
Позиция Я считаю, что
Аргумент Потому что
Продуктивное задание
Как ты считаешь, почему в голодное время в первобытном обществе лишали пищи стариков, а иногда и маленьких детей. Объясни свое мнение и приведи один аргумент (доказательство) в его поддержку
Позиция Я считаю, что
Аргумент Потому что
Пример 3: Тема: Родовые общины охотников и собирателей
► Решение проблемы:
Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?
- приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);
- новые изобретения (орудия труда, способы охоты);
- взаимопомощь (родовые общины)
Шаблон-помощник (на слайде)
Позиция Я считаю, что
Аргумент Потому что
2.Продуктивное задание
А. Как ты считаешь, справедлив ли обычай, делить поровну добычу, которую принес один охотник? Объясни в таблице свою позицию и приведи один аргумент в ее подтверждение.
Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения
Продуктивное задание (на слайде)
Позиция Я считаю, что, с одной стороны ____ НО, с другой стороны,
Аргумент Потому что _____________________
Потому что __
Выводы по теме:
Эффективность представляемого методического опыта отслеживаю через диагностики:
А. Диагностика уровня знаний и умений учащихся (А. Г. Асмолов)
Динамика за 3 года, 7 класс
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Название уровня 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Отсутствие цели 15,3% 11,5% 0%
Принятие практической задачи 50% 42,3% 39,1%
Принятие познавательной цели 19,2% 38,4% 47,8%
Самостоятельная постановка новых учебных целей 3,8% 7,6% 13,04%
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Название уровня 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности 23% 11,5% 0%
Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем 46,1% 34,6% 8,6%
Неадекватный перенос учебных действий 15,3% 26,9% 39,1%
Адекватный перенос учебных действий 11,5% 19,2% 30,4%
Самостоятельное построение учебных действий 3,8% 7,6% 17.3%
Обобщение учебных действий УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ
Название уровня 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Отсутствие самостоятельного контроля 50% 15,3% 8,6%
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания 38,4% 50% 56,5%
Рефлексивный контроль 11,5 19,2% 39,1%
Актуальный рефлексивный контроль 3,8% 11,5% 13,4%
Анализ результатов диагностики дает возможность определить УУД, на которые необходимо обратить внимание в своей работе, определить траекторию своей профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами, изложенными в Стандарте.
Б. Результаты диагностики уровня понимания и принятия базовых национальных ценностей в сравнении по годам:
Понятие 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Патриотизм Ответы учащихся:
- умный человек
- не знаю
- когда человекверит в свою страну
- смелый человек
- это патриот … Ответы учащихся:
- любовь к своей Родине, Отечеству
- служение в армии
- верность своей стране
- защита Родины
- гордость за Родину
- не знаю
- человек добивается своего Ответы учащихся:
- защищать Отечество и свою Родину
- человек, который любит свою Родину
-быть тем, в какой стране живешь
- любовь и верность своей Родине
- вера, преданность Родине
-служба своей Родине
- не знаю
Семья Ответы учащихся:
- компания
- группа людей и родственников
- это то место, где о тебе заботятся
- это когда 4 человека собираются
- это когда много человек живут в одном доме
- это родственные связи
- это мама, папа, сын и дочь
- это когда есть родители и дети
Ответы учащихся:
- кровные люди, которые живут вместе
- любовь, ласка, забота о близких
- это то место, где о тебе заботятся
- это родители и дети, живущие вместе, когда все помогают
- это люди, заключившие брак
- это где люди любят и заботятся друг о друге
- это мама, папа, сын и дочь, бабушка, дедушка
- это группа людей Ответы учащихся:
- это группа, где есть взрослые и дети
- это несколько человек, которые живут в одном доме
- это самые близкие твои люди, которые тебе всегда помнят, простят и защитят
- это люди, которые являются кровными родственниками
- это родные люди, живущие вместе, уважающие друг друга
- это люди, которые тебя любят и заботятся о тебе
- у них есть дети и они любят друг друга
-это близкие родные люди, поддерживающие и помогающие друг другу
- это родственные души, которые окружают тебя
Человечество Ответы учащихся:
- это люди
- много людей
- где живут люди
- не знаю
- это все объединенные люди
- это человек или группа людей
- где живет человек
Ответы учащихся:
- не знаю
- это люди, это множество людей, весь мир, где живут люди
- это люди, которые нас окружают на Земле
- это быть добрым, понимающим для всех
- это общество, с которым мы живем
- это люди, которые умеют жить и ведут себя правильно
- все люди на нашей планете
- живые существа с хорошо развитым мозгом Ответы учащихся:
- это все люди
- это наш мир
- общество людей
- очень большая группа людей, живущих на Земле
- это группа людей, живущих вместе
- это в люди на Земле
- много людей
- люди, которые обитают на планете
- это люди разных рас, которые живут на земле
Наука Ответы учащихся:
- уроки
- когда человек изобретает
- это которая учит что-нибудь
- не знаю
- умные люди
- это известный факт
- изучают природу Ответы учащихся:
- это изучение не изученного
- это познание чего-нибудь
- это когда человек что-нибудь изучает
- не знаю
- это исследование человеком правил жизни
-изучать технику, погоду
- это точное знание про что-то
- это когда человек что-то изучает, доказывает
- познавание кого-либо, чего-либо Ответы учащихся:
- это люди, которые что-то доказывают
- это раздел углубленного изучения чего-либо
- это что-нибудь изучают, проводят эксперименты
- это когда человек что-то изучает
- это открытие чего-либо нового
- когда множество людей верят в бога
- это исследование природы и человека
Религии Ответы учащихся:
- это то что осталось с давних времен
- находки археологов
- это верования
- не знаю
- люди верят в какую-либо веру
- страны
- религии с традициями
Ответы учащихся
- это вера
- это одна вера в бога
- это когда несколько национальностей и разных стран поклоняются одной религии
- не знаю
- это вера и пожертвования богу
- это когда у разных стран разный язык Ответы учащихся:
- основные, главные религии
- вера людей в бога
- это религии разных народов и стран
- не знаю
- это вера в богов, принятая и используемая во всем мире
- вера людей в разных странах
- христианство, ислам, буддизм,
- это группы верующих людей
Искусство Ответы учащихся:
- не знаю
- д что-то рисуют
- творчество
- когда человек что-то творит
- это люди, которые рисуют
- это место, где рисуют Ответы учащихся:
- это творчество
- это то, что ты умеешь делать своими руками
- это создания человека (картины, коны и т.п.)
- это способности человека, которые он может развивать
- рисовать , писать стихи, поэмы, были и рассказы
- это профессиональное дело Ответы учащихся:
- это когда человек рисует
- это христианство, буддизм, ислам
-то, что признано, то что нравится всем
- человек рисует великолепные картины
- это какой-нибудь рисунок
- фантазия, воплощенная в реальность
- это художественные произведения
Понятия 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Уровень узнавания понятийного ряда БНЦ 45% 80% 92%
Уровень понимания структуры понятия 20% 50% 73%
Уровень осознания и применения (с 7 класса) - - 13,4%
Анализ ответов обучающихся показывает динамику в уровне узнавания и понимания структуры понятия базовых национальных ценностей. Среди ответов прослеживается понимание структуры понятия, его главного содержания и основных характеристик. Используемые формы работы на уроках и внеурочной деятельности показали свою эффективность. Но остаются школьники, результаты обученности которых показывают, какие направления работы, формы организации воспитательной и учебной деятельности по формированию, развитию, совершенствованию или коррекции личностных, метапредметных и предметных ЗУН необходимо выбрать в следующем учебном году.
Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, мотиватором, учить детей «учиться». Ведь образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год.
Информационные ресурсы:
Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – No 1. – С. 65–86.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – No 4. – С. 18–22
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г .В. Бурменская, И. А. Володарская [и др. ]/ под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159
Вигасин А. А. Годер Г. И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса М., Просвещение, 2013.
Годер Г. И. «Методическое пособие по истории Древнего мира» 5 класс. М., Просвещение, 2013.
Вигасин А. А. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., Просвещение, 2013
Медиаресурсы:
Учебное электронное издание История Древнего мира 5 класс
Мультимедийное учебное пособие. История 5 класс. Просвещен
Ожившая история. Древний мир. Мультимедийное пособие. ООО «Мир знаний» 2009
Интернет ресурсы:
http://schol-collection.edu.ru – единая коллекция образовательных ресурсов
http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет
http://edu.ru - российский образовательный портал
http://windov.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории