Выступление на педагогическом дебюте У меня это хорошо получается

«У меня это хорошо получается»
Эпиграф: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци

В педагогическом университете я получила две специальности: Учитель русского языка и литературы и Учитель культурологии. Свою любовь к театральному искусству решила применить в кружковой занятости учащихся. Тем самым моя идея воплотилась в программу внеурочной занятости школьников 5-х классов «Театр и дети».
Актуальность выбранного направления: социальная деятельность учащихся, формирование способности управления культурным пространством своего существования.
Театр – великая воспитательная система, которая дает детям возможность раскрыться, научиться очень многому – слову, движению, умению фантазировать. Время сейчас такое. Кажется, что живое слово отмирает. Театр же основан на литературе, он помогает развивать выразительную устную речь ребят.
Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.
Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры.
Полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.
Театр – коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого учащегося. Во-вторых, разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В процессе актерского перевоплощения воспитывается ответственность за общее дело и умение преодолевать свое сценическое волнение. И все это – в атмосфере праздника и ситуации «успешности» для каждого.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью.
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой.
Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.
Моя программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я».
В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:
Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.
Раскрепощение
При работе с детьми учет актерской памяти, личной «боли» имеет первостепенное значение. Не соединяя ребенка с ролью, мы рискуем получить в результате лишь механическую куклу, не понимающую своего персонажа, а лишь выполняющие положительные функции.
Назначая ребенка на роль и работая с ним, необходимо искать ассоциации с личными проблемами каждого, и, если это нам удается, в благодарность мы получим фейерверк актерских эмоций.
Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств:
наблюдательности,
творческой фантазии и воображения,
внимания и памяти,
внимание и воображение
внимание разрабатывается на первых занятиях театральной студии и имеет огромное значение.
Упражнение 1. запомнить расположение вещей
Упражнение 2. запомнить друг друга
Воображение: элемент системы, которым в большей степени владеют дети (придумать биографию своего персонажа)
ассоциативного и образного мышления,
чувства ритма,
партнерских отношений в коллективе,
умение формулировать свои мысли,
умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
При подготовке спектакля со школьниками первым действующим лицом должен стать режиссер («сгусток энергии»), вдохновляющий актеров.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
Вовлечение в творческий процесс всех учеников
Смена типа и ритма работы.
От простого к сложному.
Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
Основной формой занятий курса «Театр и дети» являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.
Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем».
Раздел «Основы театральной культуры» – направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия искусства.
Раздел «Техника и культура речи» – включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.
В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся в групповой форме.
Раздел «Ритмопластика» – направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности.
Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. На занятиях используются музыкальные произведения, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения.
Тренинг «Остроумия»
1) Юмористические слоганы
Еще одним веселым заданием, развивающим остроумие и помогающим решить школьные проблемы, может быть следующее. Участникам предлагается сочинить веселые слоганы, призывающие подростков вести себя правильно в разных ситуациях школьной жизни. Например, мыть руки перед едой, носить сменную обувь, приходить на занятия вовремя, вести себя достойно на переменах. Темы сами по себе простенькие, но сочинение юмористических стихов или смешных советов может принести много радости и веселья. А размещенные на стенах школы эти советы поднимут настроение и другим. Из придуманных слоганов с помощью общеклассного голосования выбираются самые удачные. Затем все решают, как их можно использовать. Уж в классной газете.
2) Скоро на экране
Командам дается задание – написать юмористические трейлеры (анонс и рекламу) к известным фильмам.
Примеры таких трейлеров:
«Оказавшись в руках старых каннибалов, он сумел вырваться. Без оружия, без еды! Ему остается только одно – бежать! Бежать в неизвестность! Смотрите в кинотеатрах фильм ужасов “Колобок”».

· «Шесть разных судеб, шесть историй! Все они переплетаются в старом заброшенном доме. Что связывает их друг с другом? Какие загадки хранит дом? Чтобы всё выяснить, надо вспомнить прошлое! Смотрите в кинотеатрах фильм-триллер “Теремок”».

· «Искусственный интеллект, завладев телом, вырвался на свободу! Что принесет он миру? Хаос и разрушение? Или вечный покой? Каков его план? Смотрите в кинотеатрах фантастический фильм “Буратино”».
3) Сценарий мультфильма
Задание группам – написать сценарий трейлера (рекламного видеоролика) к мультфильмам: «Машенька и медведь», «Ежик в тумане», «Цветик-семицветик», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Трое из Простоквашино» (выбор ничем не ограничен). Ведущий просит участников обязательно обозначить жанр фильма. Лучше, чтобы команды работали над разными мультфильмами, – веселее потом слушать. Можно найти в Интернете и показать ребятам в качестве образца трейлер к какому-нибудь популярному современному мультфильму.
Группы выполняют задание в течение 5–7 минут. Затем варианты заслушиваются. Каждое выступление оценивается аплодисментами. Можно потом по силе и продолжительности аплодисментов выделить лидеров. Лучший сценарий публикуется в группе.
4) Всего по десять
Участникам предлагается написать юмористические списки, например: «10 способов...», «10 родительских заблуждений» и т.п., каждый из которых состоит из 10 пунктов. В общем, 10 шуток на одну тему. Задание по группам – написать «списки десяти пунктов» по темам:

· 10 способов опоздать на занятия и не быть наказанным;

· 10 способов не отвечать урок и не получить «двойку»;

· 10 заблуждений учителя;

· 10 радостей старшеклассника;

· 10 способов исправить ситуацию, если ты забыл сменную обувь;

· 10 способов выйти из положения, если ты налетел на перемене на директора.
Можно придумать множество вариантов таких заданий или дать командам возможность придумать себе задания самостоятельно. Главное – не забыть собрать у ребят эти списки, и вот первоапрельская газета уже полностью готова! Остается только оформить и украсить ее фотографиями работающих над заданиями групп. Такая газета будет сделана всем классом, а потом все вместе изрядно повеселятся, разглядывая и читая ее.
В процессе всего обучения используются Общеразвивающие игры, Специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.
Пройдя программу «Театр и дети», мои дети стали знать правила зрительского этикета, владеть навыками работы над голосом (что показало хорошие результаты, например, на литературе), владеть своим телом; самостоятельно создавать игры на воображение, перевоплощение; умеют вжиться в разные роли: положительных и отрицательных героев.
При работе с детьми создание теплой, дружественной атмосферы в коллективе имеет первостепенное значение.
Созданы постановки сказок, этюдов. Нашими зрителями стали учащиеся, родители и учителя ФМЛ № 38 г. Ульяновска. В настоящее время начинает готовиться новогодняя сказка совместно с родителями (коллективное сотворчество детей и родителей).
Главным сценическим приемом К.С. Станиславского были слова: «Не верю!». А я «Верю!» в каждого ученика, в его возможности, в то, что именно они смогут сделать нашу жизнь еще интереснее и добрее!
15