Конспект урока по русскому языку на тему Дополнение (3 класс)


Урок русского языка в 3 классе
Подготовила Боргуль Татьяна Валентиновна
Учитель начальных классов Чистопольской СШ
Тема: Дополнение.
Цель: изучение дополнения как второстепенного члена предложения.
Задачи: - знать, что такое дополнение, на какие вопросы отвечает, что обозначает, чем выражено.
-понимать роль дополнения в предложении.
- уметь находить дополнение в предложении.
Ход урока:
Создание коллаборативной среды.
Вводная игра «Я тебя знаю».
Ученики делятся на 2 группы, 1 группа под музыку с завязанными шарфом глазами находят участника второй группы и пытаются отгадать, кто это.
Стадия вызова.
Проблемная ситуация.
- Запишите под диктовку предложения.
На столе лежит книга.
Брат положил книгу.
- Сравните предложения. Определите, каким членом предложения являются формы одного и того же слова (работа в парах)
- Почему вы думаете, что в первом предложении слово книга – это подлежащее?
- Дайте объяснение, почему во втором предложении книга – это дополнение.
Взаимопроверка. Выставление оценок по критериям.
- Какой можем сделать вывод?
(формы одного и того же слова в разных предложениях могут быть разными членами предложения, как подлежащим, так и второстепенным членом, а именно – дополнением).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (дополнение)
- Какие задачи мы будем решать на уроке?
Знаю Понимаю Умею
Что такое дополнение Роль дополнения в предложении Находить дополнение в предложении
Стадия осмысления содержания.
Работа с правилом на с.117 (парная работа)
– Прочитайте правило. Составьте вопросы. Опросите друг друга по вопросам.
- Предположите, что будет, если из нашей речи исчезнут дополнения?
2) Чистописание
Щ ща щу
Щёткой чищу я щенка –
Щекочу ему бока.
- Подчеркните орфограммы. Найдите дополнения.
- Почему вы думаете, что эти слова являются дополнением?
3) Учебно-познавательная деятельность.
Упр.270 (работа в группах)
- Какие задания вам надо выполнить?
Проверка. Взаимооценивание. Выставление оценок по критериям.
Закрепление. Выполнение уровневых заданий.
Тема: Второстепенные члены. Дополнение.
Допиши начатые предложения. Подчеркни подлежащее, сказуемое, дополнение.
В воздухе запахло (чем?)… . Зелёный луг блестит (от чего?) … . Солнце сгоняет последний (что?)… .
Подчеркни дополнения. Определи падеж.
Листья облетели с деревьев. Птицы клюют семечки берёзы. От хорошего слова миру светло.
Составь предложение с дополнением в винительном падеже без предлога.
5)Заполнение «Сводной таблицы. (Работа в парах)
Определение Линия сравнения Дополнение
Второстепенный член Каким членом предложения является? Второстепенный член
Признак предмета Что обозначает? предмет
Какой? Какая? Какое? Какие? На какие вопросы отвечает? Вопросы косвенных падежей
Именем прилагательным Чем выражено? Именем существительным или местоимением
Волнистой линией Как подчёркивается? пунктиром
Проверка.
Стадия рефлексии.
- Что вам понравилось на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Чему вы научились?
- Какие задания вам понравились больше всего?
Д.з. По «Сводной таблице» составьте ессе на тему «Определение и дополнение – родственники или нет»