Разработка урока по русскому языку на тему Дополнение


Тема: Употребление существительных в родительном падеже
Цель:
1. Обучающая: сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене; определить способы выражения дополнения; закрепить навыки разбора предложения.
2.Развивающая:тренировать память, внимание учеников; развивать речь учащихся; уметь употреблять в речи существительных в родительном падеже
3. Воспитательная: прививать любовь к русскому языку, воспитывать чувство доброты.
Оборудование: компьютер, слайды, карточки
Ход урока
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку .
Психологический настрой.
II. Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос.(слайд)
1.Морфология- это раздел науки о языке,...
2.Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает
3.Главные члены предложения – это
4.Члены предложения делятся на
5.Подлежащее отвечает на вопрос
6.Сказуемое выражается
7.Спряжение - это..
8. Ко второму спряжению относятся
9.Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос
10.Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос
11.Склонение это -
12.К первому склонению относятся
13.Ко второму склонению относятся
14.К третьему склонению относятся
15.Чтобы определить склонения нужно
III.Новая тема.
Что такое дополнение?
На какие вопросы отвечает дополнение?
Чем выражается дополнения в предложении?
К какому члену обычно относится дополнение?(Слайд)
Дополнение –это второстепенный член предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Дополнение в предложении выражается существительным или местоимением с предлогом или без предлога. Например: В классе нет (кого?) Ерлана. У неё нет (чего?) книги.




Существительные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания - а, - я. Нет света, от снега, из леса, до неба, от солнца.
Существительные женского рода – окончания - ы, - и. для мамы, после вьюги.
Если существительное в именительном падеже в предложении является главным членом предложении – подлежащим, то в других падежах оно в предложении бывает второстепенным членом.
Например: Таня отвернулась от него и подошла к краю обрыва.
Дополнение в родительном падеже отвечает на вопросы: кого?, чего?, где?, откуда?

IV.Работа с текстом.(слайд).
а) Словарная работа.
Поступить – жасау, істеу.
Заставить – м‰жб_р ету
Милость - KайырымдылыK
Нагнуть – майыстыру
Макушка – т™бесі
Ломать - сындыру
Он поступил нехорошо. Мама заставила их работать.
б) чтение текста учителем
в) чтение текста учащимися
г) ответы на вопросы.

V.Тренировочное упражнение.
Выпишите из текста имена существительные и распределите их по родам:
м.р. ж.р. ср.р.

VI.Письменное задание .
1группа. упр.1( допишите словосочетания « глагол + существительное» по вопросам.
Возвращались (откуда?) из школы, писать (что?) сочинение.
2группа.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.
Расцвела, рассказал, отдала.
VII.Разбор по членам предложения.(взаймопроверка)
Возвращались ребята из школы. Букет(чего?) черёмухи я подарила маме.
Учительница заставила (кого?) учеников писать(что?)сочинение.






Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?
Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.
На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается?
Какие падежи называются косвенными?
Какой частью речи выражено дополнение?
Какая часть речи может употребляться вместо существительного?
Ответы учащихся.
VIII.Творческий диктант. Спишите загадки , укажите падеж существительных.
Без рук, без ног, а рисовать умеет. Кто может без топора , без ножа, без клиньев, без подклиньев?. Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. На дворе горой, а в избе водой.
IХ.Работа по карточке.
Изменяя словосочетание, задавайте существительному вопрос.
Карточка 1 Карточка2 Карточка3
Добрался(город) Сделал(мама) Вырос(забор) Влетел (гнезда) Посидел(ручей) Вернуться(дача) Написал (ошибка) Отплыл(берег) Капля (дождь)
ХII. Рефлексия.
1. Что изучали на уроке?
2. Что узнали об этом члене предложения?
XII. Домашнее задание. Упр1,с 155.
XIII. Выставление отметок.








15