Конспект на тему «Актуализация и активизация учебно- познавательного процесса на уроках ИЗО и черчения через метод проект»


« Актуализация и активизация учебно- познавательного процесса на уроках ИЗО и черчения через метод проект »
Гимназия № 45

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На наш взгляд, самая главная задача учителя - создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей?
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками, чертежниками . Уроки ИЗО, черчения должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»
Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому перед нами встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?
Для того чтобы поднять престиж предмета мы стараемся как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как наша задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «ИЗО и черчение ».
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По нашим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По нашему мнению одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю по ИЗО), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО- несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.
Современная жизнь делает заявку на человека, который способен видеть и решать проблемы лично и в группах, готовый и способный самостоятельно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и применять нужную информацию. Чтобы ребенок не потерялся в современном обществе, мы на своих уроках должна научить его этим качествам, то есть компетенциям.
В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Что значит овладеть деятельностью? Что значит «уметь делать» в самом общем смысле? Уметь учиться, уметь учить и т.д .Это значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достигаемость цели, в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цель. Оригинально интерпретировал «умения» Е.А.Милерян (70-е гг. 20в): «сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные ,волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания»
Современный урок значительно отличается от традиционного. Просто рассказать – это старый подход, современный урок требует компетентностного подхода – рассказать показать, применить практические виды работы, организовать самостоятельный поиск знаний, ведь качественное образование – это то образование, которое развивает ключевые компетенции. Высказывание известного немецкого философа Эммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» сегодня особенно актуально.
Основой преподавания изобразительного искусства считаем деятельное освоение предмет через творческую деятельность. Преподавание искусства требует также особых методов художественно – эстетического воспитания. Их несколько, сейчас мы будем говорить о некоторых из них. Метод поэтапных открытий – позволяет постепенно входить, вживаться в тему. Метод индивидуальной и коллективной поисковой работы – активизирует деятельность ребенка, повышает его мотивацию. Метод проектов – позволяет выходить за рамки программного обучения. Чаще всего применяем на ориентировочно – поисковом этапе эмоционального настроя обучающихся. На примере отдельных тем уроков, во внеклассной работе по предмету мы покажем, как применяю данные методы и каков практический результат обучающихся.
5 класс – « Мы рисуем Юрту» - декоративная работа . Перед изучением данной темы дети получают творческое домашнее задание: познакомиться с данным предметом быта старины через беседы с родителями, бабушками, посещение библиотек, изучение литературы. Собранный материал доводиться до всего класса в виде сообщений, выступлений, дети приносят фотографии, пишут мини – сочинения, составляют загадки, кроссворды.
6 класс – «Архитектурные памятники нашего города» - беседа. Перед изучением данной темы дети получают творческое задание на тему «История создания дома моего», «Старинные постройки нашего города» и т. д. На ориентировочно – поисковом этапе вхождения в тему делают сообщения, читают сочинения, показывают фотографии, просто рассказывают о том, что удалось узнать.
6 класс – «Скульптура древнего Казахстана» - изучение этой темы мы начинаем с подготовки материала по теме «Скульптурные памятники нашего города». Город наш богат памятниками, поэтому ребята каждый год находят что то интересное по теме из газет, делают самостоятельно небольшие презентации. 6 класс – «Народные ремесла и мастера в прошлые века» - обучающиеся собирают материал по всем предметам старины: как называется предмет, из чего он сделан, как им пользовались, пользуются ли сейчас, какой предмет заменил «старый» и т. д. в кругу своих родных или в стенах библиотек.
Некоторые проекты


Для проектной деятельности, из всех тем программы по черчению мы выбрали раздел “Архитектурно-строительные чертежи”, предлагая всему классу осуществить проект “Дом моей мечты”. Этот вид деятельности индивидуальный и рассчитан таким образом, чтобы каждый ученик сам для себя выполнил по общей схеме именно свой проект.
4070351700530 Проект “Дом моей мечты” должен быть оформлен на двух стандартных листах формат А4. На одном листе оформляется план местности, где располагается непосредственно сам проектируемый дом, разбивается участок, с подъездными путями, прогулочные дорожки и вспомогательные помещения. На другом листе ученику необходимо начертить фасад дома своей мечты, сделать его план и показать разрез этого дома. Таким образом, мы задаем жёсткие параметры, очерчивая необходимые контуры будущего проекта, а характер расположения и сама содержательная часть – это творчество и фантазия самого ученика. (Некоторые проекты “Дом моей мечты” представлены :)

В занятия включены здоровьесберегающие технологии, т.е. упражнения для глаз, спины и рук, так как на каждом этапе проекта учащиеся повторяют инструктаж по технике безопасности.
На примере отдельных тем уроков мы постарались показать, как строем работу по развитию компетентности через метод проект на уроках изобразительного искусства, черчения.
Анализ анкет показывает, что:
-почти всем детям нравится выполнять проектные работы по всем предложенным темам;
- чаще всего учащимся нравится выполнять индивидуальные проекты, но некоторые дети предпочтение отдают парным и групповым проектам, по-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
Привлекательность проектного метода в том, что в процессе работы над проектом у учеников развиваются организаторские и рефлексивные способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки, расширяются и углубляются знания учащихся по изобразительному искусству. Конечно самое ценное в методе проектов в том, что школьники научатся самостоятельно приобретать знания, и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; научатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения.
Список литературы:
1 «Наше слово», №49, 18 апреля 2006 год;
2 «Наше слово», №№94-95, 22 июля 2008 год;
3. «Педагогика 21-го века на пороге школы »(информационно-методический дайджест) А. А. Жайтапова, Г.А. Рудик, Е.В. Белошниченко, А.С. Сатывалдиева
4. Выготский Л.С. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошевского, М., 1987;
5. Гусаров Н.Н. Техника изонити для дошкольников, М., 1999;
6. ГордееваТ.О. Мотивация достижения. М.:Смысл,2002;
7. Журнал «Завуч» №8 2003 с.107