Проект Огород на окне


Проект «Огород на окне» (2-ая мл гр «Радуга»)
Февраль-Май 2016г
«Ферма дяди Мирона»
Это чудо огород на окошке он растет! В форме фермы он оформлен. В огороде много дел. Дед Мирон посеял лук, от болезней и недуг! Огурцы и помидоры, чтобы были все здоровы.
«Необычное решение! » Знает каждый садовод, что такое «Огород»
Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)
ПРОБЛЕМА:
Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник как-то пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Выращивание овощных культур в комнатных условиях.
ЦЕЛЬ:
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
ЗАДАЧИ:
• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы
• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена
• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы
• Учить находить сходства и отличия
• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес
• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда
ГИПОТЕЗА:
Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.
Материально-технические
1. компьютер
2. принтер
3. ламинатор
4. бумага
5. коробки из-под сока ,кондитерских изделий
6 деревянный забочик (оформление)
7. пластиковые стаканы
8. семена овощных культур
9. земля
10. палочки от мороженого
11. лейки
12. домик
13. фигурки героев фермы
15. оформление на окне само-клеящие герои из сказки «Колобок»
16. фотоаппарат
Кадровые
1. дети
2. родители
3. педагоги II младшей группы
Информационные
1. интернет-ресурсы2. детская художественная литература
3. методическая литература
Нормативно-правовые
1. «Соглашение» от родителей на размещение фото и видеоматериала с детьми
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП (подготовительный)
• Выбор темы проекта
• Постановка цели и задач проекта
• Определение последовательности выполнения работы
• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей
• Закупка посадочного материала и земли
• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта
• Составление плана-схемы проведения проекта совместно с родителями

II ЭТАП (основной, реализация проекта)
Виды детской деятельности. Формы работы
Познавательно - исследовательская
• Экспериментирование
• Наблюдение
• Рассматривание
• Решение проблемных ситуаций
• Исследование
• Интеллектуальные игры
Коммуникативная
• Беседа
• Ситуативный разговор
• Составление и отгадывание загадок
Игровая
• Игры с правилами
• Дидактические игры
• Игровые ситуации
Трудовая
• Труд в природе
• Поручение
• Наблюдение за трудом взрослых
Чтение художественной литературы
• Чтение и обсуждение
• Заучивание
Продуктивная
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
• Изготовление атрибутов для огорода
• Создание макета огорода на окне
Двигательная
• Подвижные игры с правилами
• Физкультминутки
• Логоритмика
III ЭТАП (заключительный)
• Оформление фото проекта
• Участие между группами д/сада в конкурсе «Огород на окне»
• Презентация проекта на итоговом родительском собрании
• Внесение дополнений и поправок
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Результаты проекта:
Сбор урожая «Есть у нас огород посмотрите, что растёт!»Угощения выращенным урожаем весь коллектив
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике
Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.
Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.
Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.
Делают простые опыты, объясняют результат.
Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению стручков на горохе, цветению и появлению завязи у помидоров, перцев)
Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.

ПРОГНОЗ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ:
Негативные последствия
Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта
Недостаточно материалов для создания огорода на подоконнике
Дети не посещают ДОУ по болезни
Не все родители помогают педагогу в воспитательном процессе
Способы коррекции
Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте
Приобрести семена овощных культур, землю, изготовить атрибуты для оформления огорода
Ежедневное фиксирование изменений в росте растений при помощи фотографирования
Предложить родителям сделать огород на окне дома, чтобы ребёнок имел возможность наблюдать за ростом и развитием растений
Оформить папку-ширму «Родители - активные участники жизни детского сада»
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
4. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г, М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с
6. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с


Пословицы и поговорки обо всех овощах
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Пословицы и поговорки о капусте
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Без капусты щи не густы.
В одном кармане пусто, в другом капуста.
Пословицы и поговорки о луке
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Пословицы и поговорки о чесноке
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).
Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)
Пословицы и поговорки о свекле
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
Пословицы и поговорки о моркови
Огуречик в кадке, а морковь – на грядкПошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.
В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.
Редешна задача, да морковный вкус.
Будешь на полатях лежать, моркови не видать.
Морковь прибавляет кровь.
Пословицы и поговорки о бобах
Не чванься, горох, перед бобами, будешь сам под ногами.
Бобы не грибы, не посеешь - не взойдут.
Чужую беду на бобах разведу, а к своей и ума не приложу.
Стихи про овощи
Стихи про кабачок
Раз на грядке кабачок
Отлежал себе бочок
И запел: "Хозяйка!
Ты меня снимай-ка.
Эту песенку я спел,
Потому что я поспел!"
Е. ГрудановВон пузатый кабачок
Лёг под кустик на бочок,
Словно белый поросёнок
К солнцу поднял пятачок!
Если много их найдём,
То зимой не пропадём:
И икра из них прекрасна,
И оладий напечём!
Стихи про свеклу
М. Борина
Свёклу знают все ребята,
Это овощ очень яркий.
Красным борщ окрасит свекла
Чтоб не выглядел он блекло.
Будет блюдо так красиво,
Да и вкусно, всем на диво.
Если будешь кушать борщ
Будешь весел и не тощ.
Витаминов много в нем,
Мы прекрасно заживем.
Приготовим мы салат,
Будешь ты, конечно рад.
Приготовим винегрет,
Свекла шлет нам свой привет.
Е.ГрудановВот, как будто в беспорядке,
Свёкла вылезла на грядке:
Посерёдке, на боках,
В самых дальних уголках!
Кверху выставила спину
И торчит наполовину,
Прикрываясь над землёй
Тёмно-красною листвой...
Без неё - зимою нету
Ни борща, ни винегрета,
Ни салатов, ни икры -
Для больших и детворы!
Стихи про патиссон:
Е. ГрудановНет, то вовсе не был сон:
Возле нашей мойки
Вырос странный патиссон -
НЛО и только!
Мы его купали лейкой,
Куст рыхлили по утрам,
И летающей тарелкой
Он всегда казался нам!
Пусть не верят... Пусть смеются!
Но нельзя смолчать о том,
Что летающие блюдца
Рядом выросли потом!
Скоро выучим примерно,
Будем знать наверняка:
Патиссон - на кухне первый
Заместитель кабачка!
С. РусановскаяПосмотри-ка,патиссон!
Удивительный фасон!
Как цветок,как солнце-
Солнце-патиссонце.
А ещё похож на зонт
Этот чудо-патиссонт!
Е. Голубенко Стихи про фасоль
А в стручке живёт фасоль.
Доказать? Ну, что ж изволь.
Расщепи две половинки.
Что внутри?
- Фасолек спинки!
Стихи про редьку:
Редька нас зимой спасает
От хворобы и простуд.
Нам здоровье предлагает
С мёдом редечный сосуд.
Стихи по тыкву
М. Днепровская
Тыква больше всех на грядке,
Будет твой живот - в порядке.
Каша с тыквы - хороша...
Кушай Миша - не спеша!