Экологический проект в средней группе на тему : ОГОРОД НА ОКНЕ


Экологический проект в средней группе « Капельки» на тему «Огород на окне» МБДОУ № 275 город САМАРА воспитатель Барсукова Л.Н.
I. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги , родители. Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.Выполнение проекта:Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.Основные мероприятия проекта:• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.• Презентация проекта «Огород на окне».Продолжительность проекта: краткосрочный февраль-апрель 2017г.Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
II. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
III. Цели проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.Задачи проекта:• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
IV. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:Подготовительный этапДеятельность педагога:• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).• Составление плана работы над проектом.• Сбор материала необходимого для реализации проекта.• Чтение художественной литературы ( потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.• Изготовление дидактических игр и пособий.Деятельность детей:• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.Взаимодействие с семьей.• Сбор необходимого материала для создания огорода.• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.Практическая работаДеятельность педагога:• Беседа с детьми познавательного характера.• Организация предметно – развивающей среды по теме.• Подготовка информации для родительских уголков.Деятельность детей:• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.• Игровая, двигательная деятельность.• Участие в практической деятельности.• Лепка овощей из пластилина.• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.Совместная деятельность взрослых и детей:• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.• Просмотр фильмов о растениях.• Сбор коллекций семян.• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.• Труд в огороде.Подведение итоговДеятельность педагога:• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).• Презентация проекта.• Представление опыта.Деятельность детей:• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.• Участие в презентации проекта «Огород на окне»Распространение опыта:• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.Мероприятия по реализации проекта1. Беседы:• «Что такое огород и что на нём растёт»,• «Что такое «Огород на окне»,• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,• «Семена». 2. Опытно-экспериментальная деятельность:• «Строение растений»,• «Рост и развитие растений»,• «Вода и росток»,• «Солнце и росток»,• «Проращивание семян».3. Практическая деятельность:• Отбор и посев семян.• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.4. Экологические занятия по темам: • «Семена»• «Первые всходы» • «Мир овощей».5. Игровая деятельность:• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.• Рассматривание различных семян.• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».6. Художественно - творческая деятельность детей.• Раскрашивание картинок.• Рисование «Лук от всех недуг».• Аппликация «Помидоры в банке».• Лепка «Овощи большие и маленькие».7. Речевое развитие.• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 8. Оформление альбома «Наш лук от всех недуг».9. Консультация для родителей «Помощь ребенка на огороде».Ресурсное обеспечение.1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.2. Экологический уголок.3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.Предполагаемое распределение ролей в проектной группеВоспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта1) Подготовительный (февраль)1.Определение цели и задач проекта.2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)4.Разработка комплексно - тематического плана работы5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»  2) Основной (март, апрель)1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;• оформление огорода на окне;• Наблюдение за растениями.3.Отражение результатачерез художественно-творческую деятельность.  3) Заключительный (апрель)1.Анализ полученных результатов.2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».3.Презентация проекта «Огород на оконе».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
VII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) зарядились положительными эмоциями от получаемых результатов