Интегрированная образовательная деятельность в рамках проекта «Огород на окне»


Интегрированная образовательная деятельность
в рамках проекта «Огород на окне»
в средней группе
Тема: «Витамины с грядки»
Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление и уточнение представлений детей о продуктах питания (овощах), их значении, о способах ухода во время произрастания, ценности для здоровья людей.
Обучать детей действовать по заданному алгоритму в процессе хозяйственно – бытового труда (нарезка овощей для салата) с опорой на схему.
Закреплять навыки безопасного обращения с опасными предметами (нож) в быту.
Развивающие:
Развивать диалогическую речь: при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Воспитывать любовь к труду, аккуратность.
Вызывать желание трудиться в коллективе дружно, помогая друг другу.
Оборудование: презентация («Как мы создавали огород»), картинки для игры «Вершки и корешки», фартуки, колпаки, ножи, разделочные доски, овощи ( огурец, помидор, лук, зелень (петрушка, укроп)), растительное масло, соль, салатница, ложка, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, схема приготовления салата.
Ход:
В.: Ребята, вы уже обратили внимание на то, что к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Д.: Здравствуйте.
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
В.: Ребята, за окном весна. Ярко светит солнце. Вся природа оживает. Вот и в нашей группе появился огород на окне. Вспомним, как мы создавали наш огород. ( Презентация)
В.: Ребята, прекрасный огород мы вырастили!
В.: А что же мы сажали в эти ящики?
Д.: Мы сажали в ящики семена лука, помидор, огурцов, гороха, цветов (бархатцев).
В.: А что мы с вами делали, чтобы наши растения так быстро выросли?
Д.: Ухаживали за растениями: поливали, опрыскивали, рыхлили землю, подвязывали растения, если в этом была необходимость.
В.: Ребята, мы с вами неслучайно посадили овощи. Их нужно обязательно есть. Скажите, чем полезны овощи?
Д.: В овощах много витаминов.
В.: Молодцы, ребята, все правильно говорите.
А вы помните сказку «Вершки и корешки»?
Д.: Да!
В.: В сказке медведь глупый, а был бы чуть – чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких – корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки?
В.: Я вам предлагаю поиграть в игру «Вершки и корешки».
Встаньте со стульчиков и послушайте правила игры. Сейчас зазвучит музыка. Пока музыка играет, вы все ходите по группе, как только музыка останавливается, смотрите на картинку, которая появится у меня в руках. Если овощ, который изображен на картинке, растет в земле – присядьте, а если над землей, то руки вверх поднимаете и хлопните в ладоши.
Запомнили правила игры?
Д.: Да.

(После игры воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
В.: Молодцы, ребята! С заданием справились.
В.: А кроме сказок, есть много пословиц, поговорок, потешек об овощах. Пожалуйста, назовите их.
Д.: ГОРОХ
В супермаркете горох
Раскричался: "Ох-ох-ох!
Сколько деток здесь, ребят!
На конфеты всё глядят!
Тут я, детки, посмотрите!
Ну, скорей меня купите!
От конфет ведь пользы нет…
Я нужней, чем сто конфет!"
ПОМИДОР
Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
- Хорошо! В порядке!
Весь вспотел - но не устал!
От зарядки красным стал.
Чеснок - чесночок
Чесночок наш, чесночок,Ой, как горько-горько!Чесночок наш, чесночокЕст телёнок Борька;Нам скажи-ка - почему?- Чтобы сильным быть! Му-му.
Редиска
-Эй, редиска! Прыгай в миску!-Нет, не прыгну! Не хочу!Детки руки не помыли,Как помоют - заскочу!
Лук от семи недуг.
Лук с чесноком родные братья.
Каждому овощу свое время.
Без спорта нет силы, а без овощей – здоровья.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Любовь не картошка – не выбросишь в окошко.
Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
Лук здоровью друг.
В.: Овощи, ребята, очень важны для здоровья человека.
В.: А что из овощей можно приготовить?
Д.: Можно приготовить суп, рагу, салат.
В.: Ребята, а вы хотите сами приготовить овощной салат?
Д.: Да!
В.: Ребята, у нас с вами проблема! Собрались мы с вами делать салат, а овощей нет. Что же нам делать?
Д.: Можно сходить в магазин, позвонить маме, чтобы она принесла, попросить у повара детского сада.
В.1: Хорошая идея спросить у повара. Я сейчас пойду, приглашу повара, Ольгу Викторовну, к нам.
В.2: Ребята, пока В1. ходит за Ольгой Викторовной, мы с вами, чтобы не терять времени зря, разомнем перед работой наши пальчики.
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках): Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и Свёклу. Ох! (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по - очереди пальцы на руках):  Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох! (хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки). 
И ножиком этим крошить начала (загибаем по - очереди пальцы на руках): Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и Свёклу. Ох! (хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки) Кипели, кипели в крутом кипятке  (загибаем по - очереди пальцы на руках): Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и Свёкла. Ох! (хлопок в ладоши)
  И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
(Повар приходит в группу. Дети объясняют Ольге Викторовне, что хотели приготовить салат, но нет овощей. Спрашивают, могла бы она им помочь решить эту проблему: дать овощи)(Повар отвечает детям, что может им помочь. Уходит за овощами)В.: Пока Ольга Викторовна ходит за овощами, я предлагаю вам, ребята, сходить вымыть руки, одеть фартуки, колпаки и занять свои рабочие места.
В.: А вот и Ольга Викторовна к нам вернулась! Ой, сколько овощей принесла! Давайте поблагодарим ее за овощи!
Д.: Спасибо!
В.:А какие овощи вы узнаете тогда, когда отгадаете загадки!
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (Огурцы)
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (Тыква)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... (Кабачок)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Заглянула в  огород
Поглядеть, как Он растёт.
А Он спрятался в стручок,
Вытянутый сундучок!
Я Его люблю покушать,
Про него рассказ послушать.
В супе тоже Он неплох,
Все зовут Его  ... !   (Горох)
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"(Картошка)
Красна девицаСидит в темнице,А коса на улице.(Морковь)
Он бывает, дети, разный –Желтый, травяной и красный.То он жгучий, то он сладкий,Надо знать его повадки.А на кухне – глава специй!Угадали? Это…(Перец)
Хоть он горький - но полезный!
Защищает от болезней!
Микробам разным он не друг -
Потому что это - ...   (Лук)
В.: Лук мы можем срезать на нашем огороде!
В.: Теперь, ребята, у нас есть продукты для овощного салата. Сейчас мы попробуем его приготовить. А перед тем как приступить к приготовлению салата, что нужно сделать?
Д.: Помыть руки и одеть фартук и колпак.
(Дети моют руки, одевают фартуки и колпаки встают на рабочие места)
В.: Ребята, а вы знаете, как готовить салат?
Д.: Да. Нужно порезать овощи, сложить в салатницу, все перемешать.
В.: Ребята, у меня есть подсказка для приготовления салата – это схема. Обратите на нее внимание. Вы можете ею воспользоваться во время приготовления салата, если кто – то забудет что, в какой последовательности нужно делать.
В.: Для приготовления салата нам нужен один столовый предмет, но он опасный. Какой?
Д.: Нож.
В.: Напомню вам правила безопасного использования ножа: нельзя работать с ножом в направлении к своему телу; нужно крепко держать рукоятку ножа; не пытайтесь поймать падающий нож.
Теперь можно приступать к приготовлению салата.
(Воспитатель помогает детям резать овощи. Звучит музыка)В.: Вот наш салат и готов. Посмотрите, какой красивый и вкусный овощной салат у нас получился. Вы теперь знаете, как его готовить. Дома с мамой можно сделать.
В.: Ребята, а чему мы с вами сегодня научились?
Д.: Готовить салат.
В.: А какие продукты мы использовали для приготовления салата?
Д.: Огурцы, помидоры, перец, лук.
В.: А как все, что вы перечислили назвать одним словом?
Д.: Овощи.
В.: Ребята, почему нужно кушать овощи? А для чего нужны человеку витамины?
Д.: Витамины нужны, чтобы быть здоровыми и сильными.
В.: Молодцы, ребята! Вы очень были внимательными!
В.: Отведаем мы наш салат в обед. А чтобы он не испортился, пока мы с вами гуляем, что с ним нужно сделать?
Д.: Убрать в холодильник.
Чтобы вы росли крепкими и здоровыми, вот вам морковка. Она очень полезна для зрения и сердца. Угощайтесь на здоровье.
(Звучит музыка; детям и гостям воспитатель раздает нарезанную кружочками морковку на шпажках, которая лежит на блюде)