Конспект занятия Сквернословие — человеческий порок


Открытое внеклассное мероприятие в 7-х классах «Сквернословие –
человеческий порок»
Воспитатели: Бойкова О. А.
ЦЕЛЬ: Формировать негативное отношение к сквернословию как к человеческому пороку, «беречь чистоту языка, как святыню»
ЗАДАЧИ:
Выявить отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия
Выяснить причины использования нецензурных выражений в речи подростков
Обратить внимание учащихся на влияние сквернословия на здоровье
Воспитывать культуру речи и поведения в обществе
Форма проведения: диалог – размышление
Методические приемы: работа в группах, игра, дискуссия, творческие задания, мозговой штурм.
Подготовительная работа:
- заранее сделать смешанные группы из двух классов
- подготовить сообщения о возникновении сквернословия
- провести анкетирование учащихся и их родителей
Оформление:
- На отдельных листах написать высказывания о слове и языке великих людей
- Презентация «Сквернословие»
- Словари русского языка
- подготовить пословицы о слове и языке
-старые журналы, клей, ножницы, фломастеры, ватман
Интерактивная беседа: «Царственное слово»
Ведущий:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово. А. Ахматова
Давайте поразмышляем, что имела ввиду Анна Ахматова под царственным словом: какое-то конкретное слово или слово как Дар Божий?
Примерные ответы детей: Нам кажется, что слово как Дар Божий. Ведь слово имеет огромную силу, которая совершает различные действия как целительного характера (как молитвы, утешительные, добрые слова) так и разрушительного ( проклятия, сквернословие).
Ведущий: Посмотрите, сколько высказываний великих людей о слове и языке. Зачитаем некоторые из них.
«Нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравление, либо красота, либо боль, либо грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма». Р. Гамзатов.
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И. Куприн.
Ведущий: То ли мы сердцами остываем
То ль забита прозой голова
То и мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова Э. Асадов
Предлагаем учащимся в группах составить коллажи, выражающие добрые и нежные слова. Вы можете взять одно или несколько слов.
Пока учащиеся занимаются творческой работой, мы с приглашенными тоже поработаем со словами, превратим их в нежные слова:
- мама, сын, дочь, солнце, хлеб, заря, земля, река, родник, камень, цветВедущий: А теперь вспомним пословицы и поговорки о словах, так как они очень хорошо отражают жизнь.
Слово не воробей – вылетит - не поймаешь.
Ласковое слово и кость ломит.
Слово –серебро, молчание – золото.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Воздух словами не наполнишь.
Группы успели подготовить свои коллажи, демонстрируют их, объясняя значения картинок.
Ведущий: Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова – дела важны
Дела делами – а слова словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
2.Ведущий: Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев называл наш язык «великий и могучий, правдивый и свободный русский язык». Можно ли сказать, что русское слово осталось чистым и свободным и его не стыдно передавать следующим поколениям?
Примерные ответы детей:
- наш язык засорен иностранными словами
- в языке много различных сокращений
- мы сами придумываем и коверкаем слова
- используем нецензурные слова
Ведущий: Сегодня мы хотим поразмышлять вместе с вами о сквернословии, которое можно отнести к таким человеческим порокам как пьянство, наркомания, курение, и которое несомненно засоряет наш великолепный язык.
У вас на столах лежат словари русского языка. Ваша задача найти в словаре определение слову «сквернословие», «скверна» и узнать значение.
Ведущий: Считаете ли вы, что сквернословие – проблема сегодняшнего общества?
Поднимите руки, кто никогда не говорил бранных слов?
3.Рассмотрим анализ анкетирования, проведенного заранее.
Выводы:
Какие же причины употребления скверных слов?
- невоспитанность и неуверенность в себе
- слабость и уязвимость
- неумение выражать свои эмоции другими способами
- показать свою власть, собственную независимость
4. Ведущий: учащиеся заранее приготовили краткие сообщения об истории возникновения матерных слов.
I группа. Корни этого явления уходят в языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая на помощь демонов зла. Колдуньи и ведьмы использовали скверные слова в своих наговорах, проклятиях.
II группа. Заблуждением считается то, что мат – славянская традиция. Сквернословие на Руси до середины 19 века было уголовно наказуемым. Во времена царствования Алексея Михайловича услышать бранные слова на улице было невозможно, так как по Соборному уложению на использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
IIIгруппа.Но пришли другие времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицу. В 19 веке сквернословие превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. А сейчас мы слышим нецензурную лексику на улице, на детских площадках, в кино и спектаклях.
IVгруппа. Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Ученые проводили опыты на растениях и с водой. Обруганные растения развивались хуже, болели, давали незначительный урожай, вода просто становилась ядовитой. Ученые утверждают, что мат опасен для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям.
5. Дискуссия «Можем ли мы обходиться без матерных слов?»
Обсудим вопросы:
1.Считаете ли вы, что в нашей стране мат распространяется, как эпидемия? С чем это связано?
2. Известные деятели кинематографии обратились в Государственную Думу о разрешении использовать нецензурные слова в фильмах, спектаклях? Правильно ли это?
3. Сквернословие – вредная привычка, человеческий порок. Почему это так?
4. Исходя из вышесказанного, так уж безобидно желание материться?
5. Можно ли искоренить мат?
6. Ведущий: Давайте попробуем составить памятку избавления от сквернословия методом мозгового штурма.
Примерные ответы
- заниматься воспитанием
- выработать отвращение к сквернословию
- не общаться с людьми, изрыгающими скверну
- больше читать русской литературы
- запоминать стихотворения, афоризмы
- быть настоящим гражданином своей страны
- иметь увлечение
- не использовать в речи слова-заменители (елки-палки, блин, фиг, хрен)
7. Антиреклама сквернословию.
Учащиеся работают в группах, подключаются и приглашенные.
8. Рефлексия.
Ведущий:
Его многие любят, и он нравится многим
И мир мой без него не богат, а убогий
Возлюби его также, как ты его любишь себя.
Но что значит для нас современным казаться
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить или пьяницей стать?
Нет и нет! Это только лишь казаться
Современным быть. Это уметь говорить.
Учащиеся высказывают свое мнение о проведенном мероприятии.
Примерные ответы:
- я усвоил из сказанного, что мат влияет на здоровье
- я изменил свое мнение о мате, это не безобидное слово, а разящее
- мы должны воспитывать себя
- я хочу отказаться от сквернословия, хотя это очень трудно сделать.