Статья Организация самостоятельной работы студентов СПО при выполнении лабораторных работ по физике


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕКравцова О. С.Университетский колледж ОГУ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Хорошее образование не заполняет голову фактами. Оно развивает любопытство, и вы учитесь до конца ваших дней
Нил Деграсс Тайсон - американский астрофизик, доктор философии по физике
С введением нового Государственного образовательного стандарта роль преподавателя как транслятора готовых знаний становится явно недостаточной. Педагогу необходимо научить студента учиться самостоятельно, что, в свете активно развивающейся науки и техники, приходится делать на протяжении всей жизни. Это возможно благодаря организации проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся. Самостоятельная работа студентов призвана обеспечить практическую направленность обучения в условиях внедрения ФГОС.
Дидактическая роль лабораторных работ велика. Восприятия при их выполнении базируются на более разнообразном количестве чувственных впечатлений и становятся более полными по сравнению с восприятиями при наблюдении демонстрационного эксперимента. Выполняя лабораторные работы, студенты учатся пользоваться простейшими физическими приборами, обрабатывать и анализировать полученные результаты, приобретают навыки практического характера. Лабораторные работы призваны облегчить понимание многих физических явлений и понятий, носящих зачастую абстрактный характер. Кроме того, выполнение лабораторных работ способствует приобретению и углублению знаний студентов из разделов физики, знакомству с современной экспериментальной техникой, развитию логического мышления. Лабораторные работы имеют и важное воспитательное значение, дисциплинируя студентов, приучая их как к самостоятельной работе, так и к работе в коллективе.
С уменьшением количества аудиторных часов по предмету «Физика», принципиально изменился подход к организации и проведению лабораторных работ. В данных условиях лабораторный практикум имеет вид фронтальных работ, проводимых сразу как с одной, так и с двумя группами, объединенными в поток.
Фронтальные лабораторные работы - это такие занятия, в которых ученики сами воспроизводят и наблюдают физические явления или проводят измерение физических величин, пользуясь при этом специальным (лабораторным) оборудованием. Термин "фронтальный" означает, что в данном случае все студенты группы проводят одинаковый эксперимент, пользуясь одинаковым оборудованием. Выполнение таких работ способствует формированию у студентов важнейших практических умений и навыков, необходимых для успешного усвоения основных специальных дисциплин. Качественное выполнение лабораторного практикума является предпосылкой для подготовки в будущем квалифицированных специалистов. [1]
Поэтому важно, чтобы на качество лабораторного практикума уменьшение количества аудиторных часов не оказало отрицательного влияния. В связи с этим необходимо правильно организовать самостоятельную работу при проведении лабораторных работ, которая будет зависеть от выбранного метода проведения.
Репродуктивный метод выполнения лабораторной работы заключается в воспроизведении студентом способов деятельности по определенному преподавателем алгоритму. При всей распространенности этого метода едва ли можно говорить о какой-либо самостоятельности и творческом подходе со стороны обучающихся.
Частично-поисковый метод заключается в том, что часть знаний сообщает педагог, а часть – учащиеся должны получить самостоятельно, решая проблемные задания. Этот метод рекомендуется применять в тех случаях, когда все действия, которые должны выполнить студенты, уже усвоены или выполняются легко.
При исследовательском методе выполнения студенты получают только задание, а пути его выполнения они отыскивают сами, самостоятельно проводя все этапы исследования. В чистом виде данный метод рекомендуется использовать при индивидуальной работе с сильными студентами. Но элементы этого метода необходимо усвоить всем учащимся.
Количественное соотношение между методами выполнения лабораторных работ определяется педагогом индивидуально исходя из соответствия выбранного метода целям урока, готовности студентов к восприятию материала, содержанию эксперимента, материально-техническим возможностям лаборатории и др.
В связи с сокращением количества часов, выделяемых на аудиторные занятия, соответственно и на лабораторные работы, необходимо качественно организовать самостоятельную работу студентов при их проведении. Иначе выполнение лабораторной работы будет сведено к воспроизводимости действий преподавателя на основе сообщения им готовых знаний, что плохо скажется на усвоении учебного материала.
Накануне выполнения фронтальной лабораторной работы преподаватель должен сообщить тему работы и объем материала, который необходимо повторить для ее выполнения в качестве домашнего задания. Студент должен четко понимать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Преподавателю следует подготовить совокупность упражнений (устных и письменных), которые были бы призваны обеспечить самостоятельность в подготовке теоретического материала к работе. Целесообразно перед выполнением лабораторной работы предложить студентам проблемную ситуацию, заключающуюся в определении возможных способов измерения физической величины, подборке необходимых для этого приборах, рассмотрении способов проведения измерений. Предложения студентов обсуждаются на занятии, и обсуждается единственный подход к выполнению работы. Вся последующая работа выполняется учащимися полностью самостоятельно под контролем преподавателя. При необходимости педагог оказывает студентам помощь, обращает их внимание на приемы правильной работы с приборами, отмечает нарушение правил техники безопасности, фиксирует качество и самостоятельность выполнения работы. После окончания лабораторной работы необходимо обсудить с учащимися полученный результат, его достоверность, оценить погрешность измерений.
В качестве продолжения или дополнения лабораторной работы, проведенной в аудитории, можно предложить студентам провести самостоятельно домашний эксперимент, пользуясь предметами домашнего обихода или самостоятельно изготовленными простыми приборами. Дифференциация таких заданий создает благоприятные условия для работы каждого студента на оптимальном для него уровне. Важно заранее с преподавателем обсудить выполнение домашних экспериментов. После выполнения этой работы необходимо обсудить методику и результаты эксперимента на занятии.
Организация самостоятельной работы при проведении лабораторного практикума требует от преподавателя учета индивидуальных особенностей и интеллектуальных знаний студента, поскольку оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, развивает способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.

Список литературы
Степанов, С. В., Смирнов, С. А. Лабораторный практикум по физике / С.В. Степанов, С.А. Смирнов; под ред. С.В. Степанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2010. - 112 с.
Управление самостоятельной работой [Текст]: методическое пособие / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, Л.А. Зубарева, Э.А. Курманова, З.И. Макарьева и др.; под общ. ред. И.П. Пастуховой. – М.: Библиотека журнала «СПО», 2006. -192 с.
Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе M.: Просвещение, 1981. - 158 с.