Практическая работа по обществознанию по теме: Теории развития общества


Практическая работа № 4
Теории развития общества
Тема: Теории развития общества
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться составлять схемы; научиться составлять синквейн; научиться писать эссе.
Предметные результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Теории развития общества».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и составить схему.
4. Составить синквейн.
5. Написать эссе.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М., 2014
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Формационный подход – оценка истории развития общества и культуры как единого процесса в рамках формации.
Формации – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе производства, например, между зависимым крестьянином и помещиком в период феодализма) и производительных силах (производители – трудящиеся, средства производства, орудия труда, заводы и фабрики).
Основоположник формационного подхода К. Маркс выделял в развитии общества несколько формаций (этапов): первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм (первой фазой которого является социализм).
Цивилизационный подход был направлен против оценки истории общественного развития как единого мирового процесса и приписывания культуры всему человечеству в целом. Появилось понимание культуры как цивилизации. История развития человеческого общества рассматривалась в виде многообразия культур.
Цивилизация – понятие, имеющее несколько значений:
• цивилизация – этап развития человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству». Соотношение «первобытное варварство – цивилизация» было разработано антропологом Д. Морганом, выделявшим три стадии развития общества: дикость, варварство и цивилизацию;
• цивилизация – состояние общества в исторический период. Общество рассматривалось не как целостность, а в виде суммы «исторических типов» (греко-римская, романо-германская, западная цивилизации и т. д.). У каждой цивилизации существовали свои специфические черты, свои особенности социальной, экономической, политической и культурной жизни. Цивилизация понималась как обособленная история отдельного народа или государства, например цивилизация ацтеков (так считали философы А. Тойнби, Н. Данилевский), или как завершающая фаза упадка культуры (О. Шпенглер);
• цивилизация – синоним культуры. Французские философы-просветители рассматривали «цивилизованное общество» как общество, основанное на идеалах справедливости и разума.
Таким образом, при изучении развития общества и культуры важно понимать разницу формационного и цивилизационного подходов. Культура может изучаться как единая линия человеческого развития («человеческая культура в целом», формационный подход, выделяющий общее для всех народов), а также как самобытная особенность каждого народа («локальная культура», цивилизационный подход, изучающий своеобразие каждой культуры).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что такое формации?
2. В чем суть формационного подхода развития общества?
3. Охарактеризуйте цивилизационный подход к развитию общества?
4. Какие значение имеет понятие «цивилизация»?
5. В чем разница между формационным и цивилизационным подходами?
Задания для практического занятия
1. Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде схемы.
Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому.
В книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский утверждает, что цивилизация - это наиболее творческий период развития культурноисторического типа. Каждая цивилизация зарождается, расцветает, гибнет. Всего типов цивилизации четыре:
•    «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл). К ним относятся египетская, китайская, иранская, некоторые другие цивилизации;
•    «одноосновные» (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности). Это еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика) цивилизации;
•    «двухосновные» (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал). Такова европейская цивилизация (политика и культура);
•    «объединительная» (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические) -славянская (пока не как реальность, а как возможность) цивилизация.
Типология цивилизаций по О. Шпенглеру.
В 1918 г. издал первую часть книги «Закат Европы». Он четко разграничивает понятия «цивилизация» и «культура». Цивилизацию
О. Шпенглер определяет как стадию упадка культуры. Культуры отличаются изолированностью и самостоятельностью. Локальных цивилизаций всего восемь: египетская, вавилонская, китайская, арабовизантийская, греко-римская, западная и культура инков.
Типология цивилизаций по А. Тойнби
Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60 гг. XX в. написал многотомный труд «Постижение истории». Он выделяет цивилизации
•    «первичные» (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и также легко погибающие);
•    «вторичные» (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
•    «третичные» (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).
К середине XX в., по мнению А.Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддистская, индуистская и др.). Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» и тем самым перейти к «третичной» цивилизации.
2. Составьте синквейн:
1. Слово - мировая система.
2. Подобрать 2 прилагательных, которые его характеризуют (отвечают на вопрос - какое?)
3. Подобрать 3 глагола, которые характеризуют понятие «мировая система» (что делать?)
4. Подобрать пословицу, поговорку или цитату, которая отражала бы смысл и характер данного слова (можно заменить определением понятия)
5. Подобрать одно-два слова (не более) на основе своего мнения (т.е. синонимы к термину «мировая система»).
3. Напишите Эссе «Возможно ли сегодня создание единой человеческой цивилизации?»
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 2 балла
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: «Академия», 2014.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: «Академия», 2014.