Выросли на грядке (результат работы по проекту Во саду ли, в огороде)


«Выросли на грядке»
(результат работы по проекту «Во саду ли, в огороде»)
Автор: Бурочкина Наталья Юрьевна –воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Словарь.
Название овощей : морковь, репа, капуста, картошка, огурцы, лук, помидоры, чеснок, свёкла, перец, кабачок, горох, укроп, петрушка, тыква, баклажан, редиска.
Слова: огород, поле, грядка , стручки, семена, клубни, листья, кочан, винегрет, борщ, сок, урожай, посадка, полив.
Признаки: (прилагательные) красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, сочный, гладкий.Действия: ( глаголы) сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, полоть, собирать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, заготавливать, солить.
Грамматика.
Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе ( помидор- помидорчик- помидорчики)
Образование относительных прилагательных ( картофель- картофельный).
Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний ( капуста круглая,..)Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах ( кабачок- кабачки-кабачков,..).
Составление сложных предложений с союзом «а»( Капуста круглая, а огурец овальный.).
Составление простых предложений с однородными определениями ( Капуста твёрдая, круглая, зелёная, хрустящая ); с однородными сказуемыми( Капусту сажают, поливают, пропалывают.); с однородными подлежащими ( Помидоры и огурцы растут на кустиках).
Составление предложений с предлогами «в», «на», «с», «из».
Формирование навыков связной речи.
Составление описательного рассказа по схеме:
1.Что это?
2. Цвет.
3.Форма.
4.Твёрдый или мягкий.
5.Гладкий или шершавый.
6.Запах.
7.Сочный или сухой.
8.Сладкий, кислый или горьки
9. Где растёт?
Составление загадок об овощах по плану:
. Где растёт? ( В огороде на грядке, в земле, на земле, на кустах). Его нужно выкапывать, срывать, выдёргивать срезать?
Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь? Что можно из него приготовить?

Материал .Отгадай загадки.
Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. Морковь.
Круглый бок ,жёлтый бок, сидит на грядке колобок. К земле
прирос крепко. Что это? Репка.
3.Неказиста, шишковата, а придёт на стол она , скажут весело ребята : « Ну, рассыпчата, вкусна! » Картошка.
4. Щёки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. Редис.
5.Голова на ножке, в голове- горошки. Горох.
6. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный , вкусный и сырой, кто же я такой? Огурец.
7. Уродилась я на славу , голова бела, кудрява.Кто любит щи- меня ищи. Капуста.
8. Сидит дед , в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. Лук.
Дидактическая игра « Один- много»( образование множественного числа имён существительных) : огурец- огурцы, помидор- помидоры,..)
Дидактическая игра « Большой- маленький» (словообразование с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) : огурец- огурчик,…).
Дидактические игры « Назови цвет», « Назови форму»
(согласование существительных с прилагательными).
Морковь ( какая?) – оранжевая, …
Огурец ( какой?) – овальный,…
Упражнение для пальчиков « Засолка капусты».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми
кистями рук вверх – вниз.
Мы морковку трём, Пальцы рук сжаты в кулаки,
движения к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих
посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмём. Интенсивное сжимание пальцев
рук в кулаки.
Дидактическая игра «Что изменилось?» Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения, задаются различные вопросы.
Дидактическая игра « Сосчитай» (по картинкам ). Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра « Отбери по признаку». Дети отбирают картинки овощей сходные по цвету, форме, размеру, вкусу.
Дидактическая игра « Собери овощ». Дети собирают разрезную картинку, рассказывают об овоще. Усложнение: собрать картинку из разных овощей и придумать новое название овоща , его произрастание , применение.
Дидактическая игра «Что лишнее». Называя овощи, дать название другого предмета. ( огурец, помидор, яблоко, горох).
О.А.Белобрыкина «Речь и общение».Дидактические игры.
Старшая группа:
« Узнавание» стр. 42, «Распространение предложений» стр.44, «Чем был?» , «Чем будет» стр.49, « На что похоже» стр.50, «Волшебные картинки» , «Дорисуй» стр.52, « Рисунки по кругу», « Я хочу нарисовать» стр.65, « Если бы …»стр.95, «Так бывает или нет» стр.101, « Прямая трактовка»стр. «Зарисовка наблюдений» стр.140( экология), « Растёт не растёт» стр.61.
Подготовительная группа:
« Цепочка слов» стр43, « Пропущенные слова», «Распространение предложений» стр.44, «Пропавшее слово» стр.46, «Что в чём» стр.47, « Что от чего» стр.48, «Классификация» стр.49, «На что похоже» стр.50, « Буквы и цифры» стр.52, «Волшебные картинки» стр.60, «Съедобное не съедобное» , « Вершки- корешки» стр.60, «Общее и особенное» стр.61, « Что общего?» стр.62, « Добавление» стр.64, « Что откуда» стр.71, « Оживление2 стр.74, «Весёлые картинки» стр.78, «Рассказы-коламбуры» стр.79, « Цветные рассказы» стр. 90, « Веришь- не веришь» стр.100, «Странные рассказы» стр. 102, «Вопросы и ответы», « История рассказанная с окончания» стр.102, « Хорошо- плохо» стр.114, « Чужое слово» стр.120, «Лавина» , « Бесконечное предложение» стр.121, «Скрещивание» , варианты 1,3,4, « Да – нетка» стр.126,
«Немое кино» стр.138, « Интервью» стр.154, «Телевизор» стр.163, « Рассказ от первого лица» стр.162.
Физкультминутка.
В огород пойдём , Дети маршируют на месте,
Урожай соберём. идут по кругу, взявшись за
руки,
Мы моркови натаскаем « таскают»,
И картошки накопаем. « копают»,
Срежем мы кочан капусты, « срезают»,
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают руками,
Щавеля нарвём немножко. « рвут»,
И вернёмся по дорожке. идут по кругу , взявшись
за руки . ( Н. Нищева)
Дидактическая игра «Чья? Чей?». Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Подвижная игра. «Бабка сеяла горох».
Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середине
Уродился он не плох. Ох! хоровода стоит водящий.
Уродился он густой.
Мы помчимся- ты постой. Дети разбегаются по группе.
Водящий ловит одного из
детей, который и заменяет его.
Игра- хоровод « Кабачок».
Кабачок, кабачок , Дети идут по кругу, «кабачок» в
Тоненькие ножки, кругу.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. « Кабачок» танцует ,потом
Танцуй, сколько хочешь, выбирает другого.
Выбирай , кого захочешь.
Смотреть картотеку «Подвижные игры»
Речевое творчество в различных видах деятельности.
Сюжетно- ролевые игры: « Овощной магазин», « Собираем урожай». Самостоятельно придумывать сюжеты для своих игр.
Изодеятельность.
Игры с книжками раскрасками. Обводка трафаретов овощей.
Придумывание сюжетов для лепки и рисования, используя полученные знания. Лепка и рисование необычных овощей. (составление рассказов и сказок о них).
Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
Аппликация « Чудо овощ».
Тексты для чтения.
С. Михалков « Овощи», М. Валек « Мудрецы», Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», Ю.Тувим « Хозяйка однажды с базара пришла», В. Коркин « Что растёт на нашей грядке?», В. Губернаторова « Будем знакомы!»

Родителям рекомендуется:
- рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;- объяснить, что всё это можно назвать одним словом « овощи»
- обратить на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
- по возможности рассказать и показать ребёнку , где и как растут овощи, что из них готовят ( суп, салат, винегрет…);
- совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.
- совместно с ребёнком слепить, нарисовать, вырезать овощи, придумать рассказы, сказки, загадки, записать их.