Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Технология продуктивного чтения
как средство формирования правильной читательской деятельности
младших школьников.
 «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".
К. Д. Ушинский.
Школьная практика подтверждает, что дети не понимают прочитанного теста. Из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Что значит понять текст? Это вычитать из него все виды текстовой информации:
1. Фактуальную (на поверхности текста, описание событий, героев текста).
2. Подтекстовую: (Читаем между строк, догадываемся)
3. Концептуальную (понимание замысла автора, мысли автора, чувства).
Читатель начинает размышлять над текстом до чтения и продолжает работать после чтения. Такой читатель называется грамотным читателем, он не торопится, не пропускает важные слова для понимания. Внимание к слову является основой понимания текста. Чтоб ребенок стал грамотным читателем, необходимо обучить его правильному чтению, сформировать правильную читательскую деятельность.
Планируя урок литературного чтения важно помнить, что главное на уроке чтения – это осознанность чтения, т.к. ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать. Что мы учим читать ребёнка не для нас, взрослых, а для него самого. А это значит, что его нужно научить понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
Конечно, обучение такому чтению требует определённого методического подхода. Такой подход заявлен в ОС «Школа 2100». Это технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Суть технологии состоит в том, что на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности у детей. Формирования правильной читательской деятельности обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», ученикам предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Приемы использования антиципации
1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:
коричневый о животных; треугольник – стих-е
желтый о детях; круг - сказка
зеленый о природе; прямоугольник - рассказ
красный о Родине; квадрат - УНТ
голубой о приключениях, о фантастике; ромб - басня
например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг сказку о животных и т.д.).
2. Работа с буквами, символами, шифрами, схемами:
*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
Баов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая.
(Житков)
2. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. Первичное чтение текста.
Первичное чтение текста организую в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений, учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Выявление первичного восприятия текста организую с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.
2. Перечитывание текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов предусматривает постановку вопросов к тексту и к автору, постановку уточняющих вопросов к каждой его смысловой части, комментирование текста. Идет анализ текста –«вслед за автором». При анализе текста использую разные приемы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой:
1) выделение ключевых слов;
2) беседа;
3) составление плана;
4) построение структурной модели текста;
6) комментированное чтение;
7) диалог с автором через текст и др.
Хочу обратить особое внимание на два основных приема анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст и комментированное чтение.
Диалог с автором.
С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко, когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и вовремя перечитывания – все зависит от особенностей текста. При этом необходимо соблюдать такую последовательность действий.
1) Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...
(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал?
(Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов, предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).
3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так? Для чего ? Кто такой ? Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. При таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному авторы предлагают расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). Оставляя сигналы в тексте, учитывайте, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ – иногда для этого не хватает текстовой информации. Как показала практика, уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
В наши учебники включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:
– на выяснение причинно-следственных и других связей;
– на обоснование, аргументацию, доказательство;
– оценочные;
– формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.
Комментированное чтение.
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно вовремя перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Рассмотрим, что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, не оставлять их без внимания. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Приемы прерывания чтения обучающихся:
- рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
- "включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе", "Увидели?..", "Представили?..";
- формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения, прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.
Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.
На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации использую следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
4. Творческие задания.
При выборе творческих заданий учитываю особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам. Учитываю художественные задачи текста, например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование. Не менее важны и учебные задачи, например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания. Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй», «Сочини», «Придумай», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.
Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя. Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказка Пушкина – сказка Арины Родионовны).
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту, творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира.
Много времени на уроке отвожу и самостоятельному чтению: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.
Технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.  Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 215