Конспект урока по биологии в 8 классе по теме Витамины


Тема: Витамины.
Место урока в рабочей программе: второй урок в разделе «Обмен веществ и энергии».
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма
Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни
Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Предметы интеграции: биология, история, география, химия, гигиена.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал (рабочие листы, заготовки для оформления газеты, дополнительный материал), клей для бумаги, фломастеры; оборудование и реактивы для лабораторной работы (апельсиновый сок: прокипяченный и консервированный, аскорбиновая кислота; раствор йода, клейстер, пробирки, пипетка, химические стаканчики, штатив).Ход урока.
Организационный момент.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.
Учащиеся класса рассажены в четыре группы.
Знакомство с учащимися. Настрой на работу на уроке.
- Здравствуйте ребята, уважаемые члены жюри, коллеги. Я рада всех вас видеть и надеюсь, что наша работа будет плодотворной и оставит только приятные воспоминания.
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Цель этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Совершим небольшое путешествие по Атлантическому океану….
Недалеко от берегов Венесуэллы существует небольшой остров. Этот остров был открыт испанским мореплавателем  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%B5%D0%B4%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BE_%D0%B4%D0%B5" \o "Охеда, Алонсо де" Алонсо де Охедой в 1499 году. По одной из легенд, Охеда, направлявшийся к берегам Южной Америки, оставил на острове моряков, безнадёжно больных цингой. Однако на обратном пути застал их совершенно здоровыми. Поэтому удивлённый Охеда назвал остров Курасао (от испанского слова «cura» — исцеление). В настоящее время этот остров является самоуправляемым государством в составе Королевства Нидерландов. (интеграция с историей и географией)
Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели? (фрукты, овощи)
А какие важные вещества содержатся во фруктах и овощах?
Итак, тема нашего урока: Витамины.
Сформулируем цели урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке и чего должны достичь?
Цели урока: выяснить, какую роль витамины играют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.
Откройте тетради и запишите тему урока.
Изучение нового материала.
Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся.
Рассказ учителя.
История открытия витаминов.
Демонстрация видеоролика «История открытия витаминов»
Какие имена вам запомнились? Открываю слайды – запишите имена этих ученых.
2. Определение и классификация витаминов.
- Что же такое витамины?
- Попытайтесь дать определение самостоятельно, если затрудняетесь, то воспользуйтесь материалом учебника на стр. 169).Витамины – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма.
(запись в опорный конспект).
-Как вы думаете, каким путем витамины попадают в организм? А существуют ли витамины, которые наш организм может синтезировать самостоятельно?
В отличие от ферментов и гормонов, о которых вы говорили ранее на уроках биологии, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
В настоящее время известно около 30 витаминов.
- Назовите витамины, которые вы знаете?
Витамины обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д. Некоторые витамины образуют целую группу – В1, В2, В6, В12. Но на самом деле это сложные органические вещества, имеющие сложную структуру и название. А обозначают их буквами для удобства использования.
По отношению к растворителям все витамины делятся на две группы.
-Как вы думаете, в чем могут растворяться витамины? (в воде, в жирах)
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К). (запись в опорный конспект)
Жирорастворимые
ВодорастворимыеA, D, E, К
B1, B2, B12,CКлассификация витаминов

3. Понятия авитаминоза, гиповитаминоза и гипервитаминоза.
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. (интеграция с медициной)
4. Изучение витаминов и их роли в организме.
В весенний период особенно часто проявляется нехватка витаминов. В результате наблюдается общая усталость организма, быстра утомляемость, сонливость, чаще встречаются простудные заболевания. Для профилактики весеннего гиповитаминоза я предлагаю вам сейчас совместно создать санбюллетень для классного уголка.
Самостоятельная работа учащихся в группах. Результат работы групп: создание санбюллетня «Витамины».
Разбивка на группы (прием «Лидеры»). Учитель попросит встать и подойти к доске лидеров групп. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды. Команды рассаживаются в новые группы.
На работу в группах отводится до 10 минут.
Первичное усвоение новых знаний.
Цель этапа: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить пробелы в знаниях.
От каждой группы выступает два человека со своим сообщением у доски, размещает информацию на ватмане.
1 группа: Изучение водорастворимых витаминов (С, В1).
Витамин С. Содержится в плодах шиповника, черной смородины, лимоне, капусте. Функции: участвует в работе ферментов, вырабатывающих антититела. При недостатке снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, развивается цинга.
Витамин В1. Содержится в черном и белом хлебе, овсяной и гречневой крупе, зеленом горошке, оболочках зерен. Функции: участвует в работе окислительных ферментов. При недостатке развивается заболевание бери-бери, паралич, судороги.
2 группа: Изучение жирорастворимых витаминов (А, D).
Витамин А. содержится в сливочном масле, сырах, печени, растительный каротин. Функции: необходим для нормального роста эпителиальных тканей, участвует в образовании зрительного пигмента. При недостатке развивается изъязвление слизистых оболочек, отставание в росте, возникает «куриная слепота».
Витамин D. Содержится в рыбьем жире, печени, яичном желтке. Функции: участвует в обмене фосфора, необходим для роста костей. При недостатке развивается заболевание рахит, искривляются кости, мышцы теряют тонус, организм менее устойчив к инфекционным заболеваниям.
3 группа: Обнаружение витамина С в некоторых продуктах.
Образцы: Аскорбиновая кислота Апельсиновый сок (свежий) Апельсиновый сок (прокипяченный)
Наблюдения Синяя окраска исчезла полностью Синяя окраска исчезла частично Синяя окраска не исчезла
Присутствие витамина С+ + -
Вывод: витамин С содержится в апельсиновом соке, но в меньшем количестве. После кипячения витамин С разрушился.
С точки зрения науки химии в данном опыте мы наблюдаем реакцию окисления аскорбиновой кислоты и превращение ее в дигидроаскорбиновую кислоту. Этот процесс обратимый и он постоянно протекает в нашем организме.
Реакция протекает по уравнению: С6Н8О6 + I2 = С6Н6О6 + 2HI
Реакция окисления –это процесс передачи электронов. Более подробно с такими реакциями вы будете знакомиться на уроках химии. (интеграция с химией)
4 группа: Рациональное использование витаминов.
1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.
2.Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под    крышкой.
3.Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению    они не подлежат.
4.Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.
5. Не употреблять алкоголь, табачные изделия, принимать лекарства по назначению врача.
Первичная проверка понимания.
Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция знаний.
Задание на соответствие.
Установите соответствие между заболеванием, недостатком витамина, которым оно вызвано и продуктами, содержащими данный витамин.
Заболевание Витамин Продукты
1.Бери-бери А а) хлеб грубого помола, злаки, зеленый горошек,
2.Цинга D б) рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, печень, загар.
3.Рахит В в) сливочное масло, печень, сыр, морковь, абрикосы, помидоры.
4.Куриная слепота С г) шиповник, лимон, черная смородина, капуста
Ответ:
Витамин А D В С
Заболевание 4 3 1 2
Продукты в б а г
Первичное закрепление.
Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.
Решение биологических задач:
Биологическая задача: (интеграция с историей)
Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом... Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться.
Вопросы:
Каким заболеванием страдали бойцы батареи?
От недостатка какого витамина у бойцов нарушилось зрение?
Почему не помог отвар сосновых игл?
А почему помог рыбий жир?
Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.
7. Рефлексия.
Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию результата своей деятельности на уроке (слайд с целями урока).
-Что вам на уроке сегодня было особенно интересно?
-Что вас удивило?
-Что вызвало затруднение?
-Вы довольны результатом своей работы?
8. Итоги урока. Информация о домашнем задании.
Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
§ 37, № 1-6 (вопросы для самоконтроля), заполнить таблицу опорном конспекте.
Характеристика  витаминов
Витамин Функция Основные  источники Авитаминоз, гиповитаминоз
А      
В1      
С      
D      
Е      
В2      
В12 ? ? (Музыка) Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”
Ваше здоровье, ребята, в ваших руках. Будьте здоровы!
Мне было приятно работать с вами. Спасибо. До свидания. Урок окончен.