Разработка урока биологии по теме Витамины (8 класс)

Учитель: Елена Михайловна Ермакова
Тема: Витамины. 8 класс

Цель: Значение витаминов в жизни человека

Задачи: 1. Сформировать представление о витаминах и авитаминозах.
2. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
эстетическое воспитание учащихся.
3. Развивать умения: самостоятельно работать с текстом в учебнике,
извлекая нужную информацию; логически мыслить и оформлять
результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: изучение новой темы.

Вид урока: ролевая игра.

Оборудование: презентация, жетоны, карточки с заданиями, названия групп врачей, «лицензия», листы бумаги, фломастеры.

Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, работа в группах.

Структура урока:
1 этап. Организационный момент (приветствие, знакомство, определение темы и целей урока) - 2 минуты.
2 этап. Подготовка к игре.
краткий инструктаж учащихся (участвуют все, выслушать
каждого)
класс делится на 5 групп врачей – специалистов:
«Неотложка», «Красный крест», «Гиппократ», «Белые
халаты», «Медики» - 2 минута
3 этап. Проведение игры – урока – 23 минуты
4 этап. Физминутка – 2 минуты
5 этап. Закрепление – 7 минут
6 этап. Завершение игры (анализ и подведение итогов игры; выставление
оценок, вручение «лицензии») – 3 минуты
7 этап. Домашнее задание – 1 минута

Ход урока:


1. Этап - организационный.
Приветствие, знакомство, определение темы (за шторкой) и целей урока (знаки вопроса).
Подготовка к игре.
Суть игры. В Шерагуле открывается Медицинский Диагностический Центр. Объявлен конкурс на лучшую группу врачей – специалистов. Работу в Центре получит та группа врачей, которые наиболее подготовлены и справятся с заданиями лучше всех. Вы – конкуренты. У вас на столах находятся жетоны. Ваша задача – набрать наибольшее количество баллов. 1 балл – 1 жетон.
Этап – изучение нового материала.
Определение темы урока: Витамины, целей урока.
Самостоятельная работа в группах (после повторения алгоритма работы в группе ученики коллективно работают по заданию с учебником, затем оформляют результат в виде свободной схемы).
Задание. Описать каждой группе один витамин по плану:
Описать один витамин «А» по плану:
1 – название витамина
2 – в каких продуктах встречается (привести несколько примеров)
3 – заболевания при недостатке в пище
4 – оформить результат в виде свободной схемы.
Текст в учебнике на странице 195.
Описать витамины группы «В» по плану:
1 – название витамина
2 – в каких продуктах встречается (привести несколько примеров)
3 – заболевания при недостатке в пище
4 – оформить результат в виде свободной схемы.
Текст в учебнике на странице 195 – 196.
Описать один витамин «С» по плану:
1 – название витамина
2 – в каких продуктах встречается (привести несколько примеров)
3 – заболевания при недостатке в пище
4 – оформить результат в виде свободной схемы.
Текст в учебнике на странице 196 - 197.

Описать один витамин «Д» по плану:
1 – название витамина
2 – в каких продуктах встречается (привести несколько примеров)
3 – заболевания при недостатке в пище
4 – оформить результат в виде свободной схемы.
Текст в учебнике на странице 197.
Описать один витамин «РР» по плану:
1 – название витамина
2 – в каких продуктах встречается (привести несколько примеров)
3 – заболевания при недостатке в пище
4 – оформить результат в виде свободной схемы.
Текст в учебнике на странице 197

Этап - защита «своего» витамина (5баллов)
Открытие витаминов Н.И. Луниным.

Физминутка:
Яблоко – потянуться вверх
Морковь – наклониться вниз
Трава – косим траву.
( можно путать)

Учитель: Хорошие врачи, компетентные врачи должны уметь правильно поставить диагноз. Именно от правильного диагноза зависит дальнейшее лечение и выздоровление больного. Каждой группе предлагаю жалобы больного. Вы должны поставить правильный диагноз, т. е. назвать болезнь и обосновать свой ответ.

1 групп: Жалобы. У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот, как захожу в комнату, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается. Доктор, помогите, пожалуйста. (А - куриная слепота).

2 группа: Уважаемый доктор. У меня болят руки, вернее кожа на руках, покраснение и трещины кожи вызывают страшные боли при движении, я всё время нервничаю, без причины могу плакать, или наоборот начинаю смеяться, могу накричать. И ещё у меня часто повторяется расстройства кишечника, если даже придерживаться диеты. Что со мной, доктор? ( РР – пеллагра).

3 группа: Уважаемый доктор! Помогите! Меня замучили постоянные боли в спине, точнее в позвоночнике. Суставы болят, как после тяжёлой нагрузки. (Д - рахит).

4 группа: Жалобы. Я в последнее время себя плохо чувствую: ощущаю слабость в теле, проявляется кровотечение дёсен. (С – Цинга).

5 группа: Жалобы. Я очень быстро утомляюсь, пропал аппетит, резко похудел. Объясните, в чём причина? (В1, бери – бери).

Учащиеся получают карточки с описанием заболевания, после обсуждения должны поставить диагноз и обосновать свой ответ. За правильный ответ получают 2 балла.

Этап – закрепление:
1) Источники витаминов (интерактив)
2) Задание: «Черный ящик». Учащиеся могут задать до 3-х
вопросов об этом предмете. Когда отгадают, нужно сказать, какого
витамина много в этом продукте. Жетон - за правильный ответ.

* Вкус отменный, съесть бы всласть. Можно резать и кусать.
(апельсин, С).
* Без меня вам трудно будет, если кто меня забудет (дрожжи, В, РР)

* Я, конечно, самый главный. И помощник очень славный (рыбий жир, А, Д).

Этап - завершение игры (анализ и подведение итогов игры; выставление оценок, вручение «лицензии»)
Уважаемые участники, подсчитайте количество баллов. Какая группа
набрала большее количество баллов?
«5» - за большее количество баллов.
«4» - в 3-х группах.
«3» - в оставшейся группе.
Всем членам команды ставится одинаковая оценка.
Поздравляем группу врачей – специалистов – победителей и вручаем им «лицензию».

Этап – домашнее задание:
- прочитать текст в учебнике стр. 194 – 197,
- устно ответить на вопросы стр. 198,
* проект буклета о значении витаминов («Азбука здоровья» и т.д.)










































































































15