Конспект по окружающему миру на тему Наша дружная семья (2 класс)


Предмет, класс: Окружающий мир 2 «В» класс
ФГОС: «Школа России», автор Плешаков А.А.
Тема:"Наша дружная семья"
Цели:формировать навыки культуры общения и поведения в семье
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
Уметь различать родственные взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование:
Для учителя:
Компьютер, интерактивная доска.
Презентация.
Фонограммапесни «Моя семья».
«Посадка» дерева класса (раздаточный материал - листочки, картинка ствола дерева на ватмане). 
Для учащихся:
Карандаши, фломастеры, ручки.
Учебник: Окружающий мир, 2 класс, часть 2.
Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.
Предварительная работа: каждому ученику даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию.
Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья».
Ход урока:
I. Организация класса(слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Все ровненько встали, показали мне какой ряд лучше всех стоит. (Дети хором)
Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо.Мы легонечко вздохнемУрок окружающего мира начнем.
II. Подготовка к введению темы урока
- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску (слайд 2)
-Что вы видите? (на доске изображение дома)
-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение
У меня есть мама,У меня есть папа,У меня есть бабушка,У меня есть дедушка,А у них есть я!
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Почему вы так решили?
- Ребята, откройте учебник на стр. 41.
- Как называется раздел, который мы начинаем изучать?
- Изучая этот раздел, чему мы будем учиться?
- Переверните страничку. Как будет звучать тема нашего урока?
- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак,  тема урока: «Наша дружная семья» (слайд 3)
- Что мы узнаем из этой темы?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком (читает ученик Ползиков Семён):Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.- Куда ты идешь?- спросил старик.- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)
III. Работа по теме урока (слайд 4)
- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? Наш ученик Каминский Данила поработал дома с энциклопедией, словарем, Интернетом, и вот что у него получилось (выступление).
Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей.
Но и в наше время есть большие семьи.
- Ребята, вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем Брусенцовой Анастасии.
IV. Физкультминутка (слайд 5)
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (поднимаем плечи вверх)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (наклоны туловища вперед - назад)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево - вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево - вправо)
Вот и вся моя семья (прыгаем вверх и расставляем руки в сторону).
V. Продолжение работы по теме урока (слайд 6)
1. - Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 42.
- Расскажите по рисунку о семье Серёжи и Нади.
- В паре подумайте, как вы думаете, что такое культура общения? Нужна ли она в семье?
- Кто готов отвечать по рисунку?
- Так что такое культура общения и нужна ли она в семье?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе,  уважительное отношение к человеку- это культура общения.
2. Физкультминутка (слайд 7-9)
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи (если ученики считают, что это предложение является признаком хорошей семьи, то они поднимают зеленый сигнал, если нет красный сигнал):
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
Вывод: члены семьи должны любить и уважать друг друга, проявлять заботу и взаимопомощь. Вместе трудится и отдыхать. Такие признаки хорошей и дружной семьи
3. Обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Печенье» (читает заранее подготовленная ученица - Белова Вероника) (слайд 10)
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
– Хорошо ли поступили мальчики?
– Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо?
VI. Актуализация знаний
Загадки:
1. Кто пришёл ко мне с утра? (слайд 11)Кто сказал: «Вставать пора»?Кашу кто успел сварить?Чаю — в пиалу налить?Кто косички мне заплёл?Целый дом один подмёл?Кто цветов в саду нарвал?Кто меня поцеловал?Кто ребячий любит смех?Кто на свете лучше всех? (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет? (слайд 12)Кто розетки нам починит,Кто все полочки прибьет,В ванной утром кто поет?Кто в машине за рулем?На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. Он трудился не от скуки, (слайд 13)У него в мозолях руки,А теперь он стар и седМой родной, любимый  ... (дед)
4. У мамы работа, у папы работа, (слайд 14)
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду, (слайд 15)
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье, (слайд 16)
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
VII. Проектная творческая деятельность (слайд 17)
(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»
«Посадка» дерева класса. (Дети получают раздаточный материал – листочек дерева).
– Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас я предлагаю посадить наше общее дерево, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Если Вам понравилось наше занятие и у вас все получилось, закрасьте листочек зелёным цветом, если Вам что-то было не понятно, закрасьте листочек красным цветом. Прикрепим каждый листочек на дерево.
VIII. Обобщение.
– Что такое семья?
– Какую семью можно считать дружной?
– Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?
IХ. Рефлексия
– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?
– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?
(Слайд 18)