Проект по патриотическому воспитанию Моя малая Родина


ПРОЕКТ «Моя малая Родина - село Паново»
ПАСПОРТ  ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ «Моя малая Родина - село Паново»
АВТОР ПРОЕКТА: учитель начальных классов Коновалова Татьяна Николаевна, ученики 3 класса.
Исполнители проекта: ученики 3 класса  Данила,  Екатерина. 
Руководитель проекта: учитель начальных классов Коновалова Татьяна НиколаевнаФорма продукта проектной деятельности: видеофильм «Село Паново»Содержательный блок паспорта проекта Описание блока
Основополагающий вопрос: С чего начинается Родина?
Вопросы учебной темы (проблемные): Проблемные вопросы
1. Почему надо изучать историю своей малой родины?
2. Почему наше село называется Паново?
3. Что  знаем о наших земляках?
Учебные вопросы
1. Каким было село? Что сохранилось до наших дней?
2.Почему наше село,  мы называем малой Родиной?
3. Почему место, где мы родились, нам так дорого?
4. Каких местных авторов и их произведения о родине  знаем?
5. Что  можно сказать о сегодняшнем облике села Паново?
6. Какую память о нашем селе мы оставим своим потомкам?
7. Кого можно называть патриотом, гражданином своей Родины?
Объектом проекта Объектом проекта являются видеофильм о селе Паново.
Предметом проекта Предметом проекта является исторические документы о родном крае, литературные произведения местных поэтов и писателей, семейные фотографии, а также весь собранный  краеведческий материал.
Гипотеза проекта: если изучить краеведческий материал, рассказы жителей села, то это не только расширит представления об историческом прошлом Родины, но и можно на собранном материале создать видеофильм о селе Паново.
Форма продукта проектной деятельности Видеофильм «Село Паново», презентация «Моя малая Родина - село Паново», фотоальбом "Моя малая Родина"
Аннотация проекта Малая Родина, отечество, родной край важны для каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Каждый человек должен быть патриотом своей малой родины и должен стараться сделать что-то полезное. Проект «Моя малая Родина - село Паново» направлен на изучение истории села. Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей и учителей в рамках предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение» и кружка «Я - исследователь».Тема проекта актуальна, значима и интересна.
Описание проблемы
У сел, как и у людей, есть свои истории, биографии. Нет на земле ничего дороже  малой родины, села, где ты родился и живёшь. Уходит старшее поколение, но ещё не поздно обратиться к тем, кто помнит старое время, не поздно записать их рассказы и  сохранить память о селе. Воспоминания каждого жителя помогают воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
Цель проекта Создание видеофильма о селе ПановоЗадачи проекта 1.     Собрать первоисточники   (документы, дневники, фотографии, вырезки из газет) для исследования.
2.     Изучить темы по Окружающему миру и Литературному чтению для сопоставления с полученными данными.
3.     Освоить видео редактор для проведения монтажа и создания фильма.
4.     Познакомиться с составными частями киносценария (литературная основа, звукоряд, видеоряд)
5.     Составить план-сценарий (что будем снимать? для чего будем снимать?)
6.     Составить анкету-опросник для проведения беседы с жителями села.
7.     Собрать уникальные воспоминания жителей села Паново8.     Создать видеофильм к урокам истории, окружающего мира, а также  классным часам.
Целевые группы, на которые направлен проект Это обучающиеся школы, жители села, а также все интересующиеся историей.
Механизм реализации проекта 1.     Написание плана-сценария фильма
2.     Проведение бесед и запись  на видео носитель
3.     Ознакомление с видео редактором
4.     Отредактировать полученный материал, предварительно освоив редактор и сопоставить его с исторической действительностью.
5.     Работа по созданию видеофильма
Календарный план реализации проекта 1.     Изучение летописи села Паново, посещение школьного музея – сентябрь 2013 - декабрь 2013
2.     Составление плана-сценария фильма – декабрь 2013 года
3.     Составление  анкеты-опросника для проведения беседы с жителями села Паново  – ноябрь 2014 года
4.     Проведение бесед и запись  на видео носитель –февраль 2014 года
5.     Редактирование полученного материала и сопоставление его с исторической действительностью - февраль 2014 года
6.     Создание видеофильма – январь-февраль 2014 года
7.     Презентация проекта в школе – февраль 2014 года
8.     Проведение классного часа на основе учебного фильма в Пановской школе – март 2014 года
Планируемые результаты деятельности Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в паре, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные:
- умение работать с информацией и медиа средствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в мини-группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
         - привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края
Вид презентационного проекта Демонстрация видеофильма с текстовым сопровождением – продукта, выполненного на основе информационных технологий. 
Практическая значимость
Возможное использование материала для проведения классных часов, тематических устных журналов, уроков истории, окружающего мира, на кружках по краеведению и в целях самообразования.
Эффективность проекта Воспитание любови к своей малой родине и чувства патриотизма через создание видеофильма.
Личностные выводы, вынесенные из реализации проекта:
На основании проведённых исследований и полученных результатов можно сделать следующие выводы: «малая родина» - это не только природа в селе, но и ее история, и еще человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих людей. Изучая литературу, мы узнали, что с  1761 года село  называется  Паново.  Название  произошло,  от  фамилий первых  жителей. Жители  села   занимались   земледелием.  В Паново был организован  колхоз. Он назывался «Власть труда». Позднее совхоз «Пановский». Пановцы во все времена были трудолюбивые. Работало много предприятий, они производили разную продукцию: продукты питания, одежду, обувь. Таким образом, всем находилось, дело все были заняты трудом.  Сейчас наше село почти опустело, но для большинства людей оно по-прежнему является маленькой Родиной. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному селу.
Происходящие ныне события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное, позже их изучение потребует много сил и времени. Фото и видеосъемка, описание событий, интервьюирование очевидцев, ведение специальных летописей и хроник – все это является важным средством документирования истории родного села.
Мы научились проводить исследовательскую работу, которая позволила нам узнавать много нового и интересного, конечно пока нам помогали учитель и родители, но основную информацию мы собирали самостоятельно, посещая музей, библиотеку и выбирая нужные данные из интернета, анализировали все данные, делали свои выводы, подводили итоги проделанной работы. Исследовательская работа, проделанная нами, принесла нам большое удовольствие.
Таблица сопоставления тем уроков по окружающему миру в начальной школе и видеосюжетов
Тема урока по окружающему миру Использование видеофильма  на основе воспоминаний жителей села
Наша страна - Россия Начало  видеофильма.
Где и когда ты живёшь. 3 класс Просмотр полного видеофильма.
Как люди жили в старину 3 класс 1.     Фрагмент видеофильма   об образовании села.
2.     Воспоминания Субботина Н.П. о колхозах.
Как трудились в старину 3 класс Воспоминания Субботина Н.П. о колхозах.
Гражданин должен знать свою Родину
4 класс Просмотр полного видеофильма.
О первых школах.
4 класс Воспоминания Ухиной Г. В.
Школа в XIX(19 веке) Фрагмент видеофильма   о «эпохе просвещения».
Таблица сопоставления тем уроков по литературному чтению и видеосюжетов 
Тема урока по литературному чтению Использование видеосюжета/фильма на основе воспоминаний ветеранов
Стихи о Родине и родной природе 1 класс Стихи Гобец Т.З.
Книжная полка. Книги о Родине. 3 класс 1.     Рассказ Задворновой Н.М. о сельской библиотеке
2.     Фрагмент видеофильма   о книгах Петрова И.Ф., Беспамятных Л.В. и Гобец Т.З.
Материалы (сценарий) фильма
Вставка музыкальная (Отрывок из песни «Песня о родном крае» в исполнении Ольги Воронец Слова: Е. Крылатов Музыка: Л. Дербенёв)Текст (Летопись села Паново. Читает Штефанюк Данила)Населенный пункт основан в 1761 году.  В начале 1910-х годов село называлось Пановское и относилось к волостному центру Тюкалинского уезда Тобольской губернии.  Заселялось выходцами из Абатской  слободы. Основной  причиной  переселения  крестьян  было  острое малоземелье. В то время в крестьянские селения размещали ссыльных. Много их было в Паново. Но они не играли основной роли в формировании населения. Основу всё-таки составляли коренные сибиряки.
Паново быстро разрасталось. По берегам  речки Епишихи крестьяне строили пятистенки из березы и сосны, крытые, где побогаче, железом и тёсом, победнее – берестой. Жители  села   занимались   земледелием. Землю пахали сохой, зерновые сеяли из лукошка. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу. Садили в огородах лук, репу, морковь, картофель. В каждом доме имелся ткацкий станок.
Тяжела и безрадостна была жизнь основной массы крестьян, глухого сибирского села. Забота о том, как прокормить семью, об урожае. Нужда, зависимость от кулаков – были  вечными спутниками крестьян.
  В 1911 годах 3-4 кулацких семьи владели 70% всей земли. Это зажиточные семьи Пимшиных и Шугаловых.
В селе имелись водяная мельница, хлебозапасный магазин, маслозавод, 2 кузницы, 4 торговых лавки, винная лавка, пожарный сарай, земская станция. Ежегодно проводились ярмарки. Для оказания медицинской помощи населению в конце каждого месяца в Пановское приезжал фельдшер из села Крутинского. В селе располагалось Правление Пановского волостного банка.
В 1929 году в Паново был организован колхоз "Власть труда". Самыми  первыми в него вступили: Пимшин, Сторожевский, Соломахин, Кашина.  В 1948 году в селе построена гидроэлектростанция, которая питала 390 электроточек, приводила в движение пилораму, насос для подачи воды, три веялки, сортировочную машину, молотилку, сушилку, кормозапарник, зернодробилку и две машины для стрижки овец.
В 1958 году колхоз был преобразован в совхоз, один из крупнейших в районе. Он много лет был передовым по урожайности зерновых культур, по надоям молока.
Вставка видео (Воспоминания Субботина Николая Петровича о колхозе «Власть труда» и совхозе «Пановском»)
Вставка видео (Рассказ Баталина Михаила Анатольевича о пожарной части и МТМ)
Начало «эры просвещения» в Пановской волости положено в 1874 году. Здесь открывается училище Министерства Народного Просвещения, в котором было всего три класса. История сохранила для нас и имя первой учительницы – Александра Алексеевна Кокорина. До революции школа в Паново была церковно-приходской, начальной, и такой она оставалась вплоть до 1935 года прошлого столетия. Затем стала семилетней, а через пять лет после окончания войны открыта средняя школа. Школа тогда располагалась в доме местного купца Шугалова Первым директором школы был ветеран Великой Отечественной войны Владимир Герасимович Новицкий.
Вставка видео (Воспоминания Ухиной Галины Владимировны о своём отце Новицком В.Г.)
Год 1941. На фронт ушло более 300 человек. Война вычеркнула из жизни 128 пановцев. Из семьи Шмариных, например, пять сыновей. А сколько умерло от ран. Это им, Воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, 1970 году поставлен в центре Паново памятник воину-освободителю, это им отдают салюты в дни Победы.
1 января 1948 года распахнула свои двери Пановская библиотека. Вставка видео (Рассказ Задворновой Нины Михайловны о библиотеке)
В 1954 году построили новый клуб с радиоузлом и библиотекой, где числилось уже в то время 500 читателей.
В 1982 году построили новое здание клуба. Директор Шарварок Виктор Владимирович.
В селе было несколько деревянных храмов, действовал молитвенный дом. К началу 2010-х годов в селе возобновилась приходская жизнь, действует новый храм в честь Рождества Христова. В июне 2012 года приход вошел в состав Тарской епархии Омской митрополии.
Самое главное богатство нашей земли – люди.
Чернышов Николай Андреевич оставил неизгладимый след в истории нашего села народный учитель СССР, заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения, кавалер ордена Ленина, почетный гражданин Омской области. Ученики всегда с теплотой говорят о Н.А.
Перьянов Николай Николаевич, директор совхоза «Пановский»
Фадеев М. Г., бригадир тракторной бригады награждён орденом Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени; 
Афиногентова З.Г. доярка, награждена орденами Трудовой славы 3 степени и «Знак Почёта»;
Стёпин Егор Михайлович, тракторист передовик производства,
Чебаков Михаил Васильевич, шофёр автопарка передовик производства
Бочанова Прасковья Дмитриевна, поярка фермы Пановская передовик сельского хозяйства.
Щербашин И.Т., комбайнёр, орденом Трудового Красного Знамени; Шеппилоова В.И., доярка, награждена орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблесть»;  
Байдукова Е.А. у неё орден «Дружбы народов»
Богато  талантами  село  наше.  Запечатлеть  красоту  своего  края,  своего
села призваны  стихи нашей землячки Гобец Таисьи Захаровны «Моё село».
Вставка  (Читает стихотворение  Решетникова Катя)
Уроженцы  села Паново Леонид Беспамятных и Иван Фёдорович Петров  авторы  ряда сборников рассказов. Они  прославили  своё  село  далеко  за  пределам нашего района. Несколько книг подарено ими в школьную библиотеку с личными автографами.
Жил в нашем селе и мастер по дереву и бересте Павел Михайлович Кармакулин. Его церкви из бересты, ковры - настоящие произведения искусства.
Село Паново… Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы здесь живем, учимся, трудимся.  Наше небольшое село почти опустело, но для большинства людей оно по-прежнему является маленькой Родиной. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному селу. Проходят годы, столетия, и мы с вами делаем историю своей малой Родины. И как приятно. Что историю нашего села, его становление, развитие, его главное богатство – люди.