Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД


Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
Номинация: Педагогическая технология, применяемая для формирования УУД (накопление личного опыта)1-4 классЛитературное чтение
Мною описана технология продуктивного чтения, реализуемая на уроках литературного чтения для формирования УУД. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Рассмотрен ряд приёмов, помогающих сформировать различные виды УУД. К статье приложен фрагмент урока литературного чтения в 4 классе.
Сейчас от взрослых часто можно услышать вопрос: «Почему современные дети не любят читать?» На него можно дать разные варианты ответа. XXI век – век бесконечной информации, значит, уходят на второй план отношения, мысли, чувства. Важно многое знать и быть в курсе. Для этого есть различные источники информации: телевизор, компьютер, интернет. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным хитростям, поощряя их, например, мороженым, сладостями или чем-то другим, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают нужные несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот поэтому технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология вполне универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, литературного чтения и др. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению помогают активизировать учебный процесс.Ведущие принципы: принцип деятельности, комфортности, непрерывностиЗадача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:  умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;  сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Задача учителя: подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Задачи:1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).до чтения текста – просмотровое чтение.  Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтенияВо время чтения: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текстаПосле чтения: – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностныхФормирование УУДПознавательные УУД:1.    ориентироваться в учебнике;2.    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;3.    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;4.    преобразовывать информацию из одной формы в другую; 5.    составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного)6.    подробно пересказывать небольшие тексты.Коммуникативные УУД:1.    оформлять свои мысли в устной и письменной форме;2.    слушать и понимать речь других;3.    выразительно читать и пересказывать текст;4.    договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;5.    учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.Регулятивные УУД:1.    определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;2.    учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;3.    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;4.    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Личностные УУД:1.    оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 2.    оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;3.    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;4.    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;5.    высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)Виды заданий, формирующие познавательные УУД:1.     Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают.2.        Угадай название произведения.Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.3.    Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение или телеграмма, нужно определить, кто является автором)Виды заданий, формирующие регулятивные  УУД:4.    Цепочка событий. С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события  дальше и чем они закончатся?Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу.Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок.Какие ошибки допустили одноклассники? Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного.5.    Я- смогу! Сформулируйте цели урока, используя слова:Узнать, учиться, определять, развивать, оценивать поступкиВиды заданий, формирующие личностные  УУД:6.    Словарь чувств.Вы прочитали два рассказа о животных К. Паустовского. Чему они вас научили?Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили?Составь «словарь чувств»7.    Оживи героя. Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про кота Иваныча? Что он хотел сказать своим читателям?  Представьте себя в роли кота Иваныча  и расскажите о своих приключениях. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:8.     «Живая картина» — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.9.         Тавтограммы: придумай продолжение текста;  рассказ, где все слова на одну букву.Наша Наташа  нарисовала ночное небо.  Собака Север съела свежую селёдку.10.    Составь задание соседу.  По любому изучаемому произведению предлагается ученикам придумать задание соседу по парте.                                              Предполагаемые УУД:Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.Слушать и понимать речь других.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.Ориентироваться в учебнике.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.Выразительно читать и пересказывать текст.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.Фрагмент урока см. в Приложении.

Педагогические технологии используемые при формировании УУД
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.       В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.        В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.                            Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая само-регуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации;
включают обще-учебные, логические, постановку и решение проблемы.
Обще-учебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические действия: замещение, кодирование, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение /как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели/; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы,
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий - их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
1.Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2.Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Успешность обучения в школе во многом зависит от сформированности УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.В настоящее время школа работает  в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся.
На опыте собственной работы убедилась, что преподавание  необходимо ориентировать  на использование  ИКТ- технологий и ЦОР. Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.
Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы  при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять  роль тренажеров.
Использование информационно-коммуникационных технологий  на уроках ОБЖ - это создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. Возможности ИКТ  - это создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
-усиление интенсивности урока
-повышение мотивации учащихся,
-мониторинг их достижений
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока ОБЖ : 1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
3. Как информационно-обучающее пособие.
4. Для контроля учащихся.              Когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, то все внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения. “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного,  30% увиденного,  более 50% того, что он видит и слышит одновременно.               Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ , может быть эффективно представлена учителем .Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! На каждом слайде должно быть не более двух картинок.               Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов. Анимации возможна один раз в течение 5 минут . Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).            Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с  учащимися мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»Уроки, на которых презентация не средство обучения , а сама цель , так же малоэффективны. Работа с ресурсами Интернет http://ymnik.ru/child.php Нестандартные и очень оригинальные игры, различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим. Использование различных обучающих программ Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Применение ИКТ в исследовательской и проектной деятельности ИКТ в работе с родителями Да, возможности использования информационных и коммуникационных технологий на уроках огромны, но, конечно же, они не могут заменить учителя. Без него трудно себе представить урок. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства! Учитель-ученик - это основа любого урока!