Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации города Екатеринбурга

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»

620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43 тел. (факс): 8(343) 218-48-58, email: sch180@mail.ru
Рассмотрено
на заседании МО учителей информатики и технологии
Протокол №1 от 28.08. 2015 г.
Руководитель МО
_________Е.А. Жуйкова

Согласовано
заместитель директора

________ М.Д. Береснева
29.08.2015 г.
Утверждено
приказом №669 от 31.08.2015 г.
директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09. 2015 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
для детей 10 – 14 лет


Направленность программы: художественная
Срок реализации: 2 года

Разработчик: Кузнецова Наталь Александровна педагог дополнительного образования














Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование – это неотъемлемая часть педагогической системы. Цель дополнительного образования состоит в мотивационной и креативной направленности личности.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения детям, подросткам, проявить себя во всех сферах, раскрыть свой творческий потенциал, дать возможность реализации своих планов. А педагог должен создать все необходимые условия для этого.
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Издревле человек украшал свою одежду, жилище, предметы быта и интерьера. Выражая тем самым свои индивидуальные способности, делая свою жизнь более яркой, самобытной, эмоционально насыщенной.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – хохломские миски, покрывала, скатерти, рушники с народными вышивками, салфетки, кружева, украшения из дерева, кожи и др. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а, в первую очередь, как художественные произведения. В этом выражается исконная потребность человека в красоте, желание видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративно-прикладного творчества.
Направленность программы – художественная. Форма организации – кружковая; срок реализации – 2 года.
Программа разработана с учетом требований выставок «Декоративно – прикладного творчества».
Актуальность данной программы заключается в том, что дети знакомятся с новыми для себя материалами, их свойствами, особенностями обработки. При этом следует учитывать, что программа дополнительного образования детей должно быть направлена на создание условий для развития их творческих способностей, создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Педагогическая целесообразность
Художественное выжигание по ткани (гильоширование) напоминает такую технику вышивания, как «Ришелье», которую использовали наши бабушки и прабабушки для отделки платьев, скатертей, накидок, салфеток. Эта техника формирует эстетический вкус, чувство формы, линии и т. д.
Работа с кожей особенно интересна детям (начиная с 8 лет). Обработка этого нового для них материала приучает быть более ответственными. Ведь им доверяют работать со свечей, шилом, спичками, булавками, пинцетом. Фантазируя и старательно вырезая детали, дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд. А дело вот в чем. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, а это не только развивает мышцы, но и очень хорошо массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие, психическое состояние. К тому же кожа – это натуральный материал, который несет в себе массу положительной энергии.
Образовательная программа разработана с учетом принципов:
индивидуальности;
системности;
связи теоретического материала с практической деятельностью;
доступности понимания детей и подростков в соответствии с их возрастными особенностями;
наглядности;
гуманизации.
Методы и формы обучения определяются содержанием курса:
Применяется устное изложение материала, так же довольно часто комплексный метод: рассказ-объяснение. При изложении материала осуществляется тесная связь с практической деятельностью. Предусматривается разнообразие видов деятельности, подбор и зарисовка эскизов, изучение иллюстраций.
Значительно реже применяется беседа. При этом используются знания, полученные ранее.
Работа учащихся с книгой, журналами применяется в тех случаях, когда необходимо подобрать эскиз и т. д.
Необходимо включать в процесс восприятия средства наглядности. В одних случаях это иллюстрации к объяснению, в других – средства для создания у детей конкретных наглядных представлений. Таким образом, они учатся рассматривать, анализировать, извлекать необходимую информацию.
Для формирования у детей и подростков умений практического использования знаний применим практический метод. Это непосредственно практическая деятельность, при выполнении определенного вида работ.
Так же осуществляется индивидуальный подход, который является основой принципа гуманизации обучения.
Система творческих заданий, развивает неподдельный интерес и раскрывает творческий потенциал детей и подростков.
Большое воспитательное значение имеет организация выставок технического творчества, которые являются своеобразным видом контроля, подведения итогов и демонстрации результатов деятельности.
Эффективным для развития детей является свобода выбора материала, а так же выбор техники в которой они будут работать.
Цель программы «Умелые руки» :
создание условий для развития личности обучающегося, формирования и раскрытия его творческого потенциала.
Для реализации данной цели выделены следующие задачи:
сформировать представление у детей и подростков о технике художественного выжигания по ткани (гильоширования) основных приемах работы с кожей;
научить обучащихся выполнять различные изделия из кожи с применением техники выжигания по ткани;
развивать умение реализовать творческий замысел;
способствовать представлению достижений обучающихся в выставках детского творчества, различных конкурсных мероприятиях.
Отличительные особенности
Практические занятия по программе связаны с использованием различных инструментов и оборудования повышенной опасности (колющие и режущие предметы, свеча, выжигатель ). Использование такого оборудования воспитывает у детей чувство ответственности, аккуратность, осторожность, внимательность. Содержание курса объединено в 2 тематических модуля: «гильоширование» и работа с кожей. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые руки» разработана для системы дополнительного образования и ориентирована на детей 10 – 14 лет. Дети этого возраста способны на хорошем уровне выполнять предлагаемые задания.
Обучение по данной программе рассчитано на 2 года. Первый год обучения является вводным и направлен на первичное знакомство, с такими модулями как , «гильоширование» и работа с кожей. Второй год обучения рассчитан на имеющуюся базовую подготовку детей.
Занятия по данной программе, состоят из теоретической и практической частей. Причем большее количество времени занимает практическая часть. Форма занятий можно определить как творческую, самостоятельную творческую деятельность детей.
Занятия в кружках для каждого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа с перерывом в 10 минут. Организационная форма работы объединения дополнительного образования – группы по 10-15 человек.
Программа каждого года обучения рассчитана на 105 часоч учебного времени.
Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
Личностными результатами освоения данной программы является то, что обучающиеся знакомятся с новыми для себя материалами, их свойствами, особенностями обработки, получают возможность развить творческие способности, умение реализовать творческий замысел. При этом следует учитывать, что дополнительная общеразвивающая программа направлена на создание условий для развития их творческих способностей, создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным образцам;
уметь составлять эскиз творческой работы;
владение техникой выжигания и другими способами обработки материалов
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля

Входной
В начале учебного года
Способность владения ручной иглой, работать по образцу.
Выполнение работ по образцу

Текущий
В течение всего учебного года
Соблюдение учащимися правил ТБ, выполнение приемов работ,
умение работать с декором
Выполнение текущих практических работ

Промежуточный
По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.
Способности в составлении цветочных композиций, цветовое решение при выполнении работ
Выполнение творческого задания,
презентация работ

Итоговый
В конце учебного года или курса обучения

Оформление выполненной работы, возможность ее презентации
Выполнение творческого задания,
участие в выставках декоративно-прикладного искусства


Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения.
Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Формировать и развивать мышление, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Результативность реализации программы отслеживается через:
- выставки работ;
- конкурс поделок;
- презентация творческих работ.

СОДЕРЖАНИЕ программы

Первый год обучения
Раздел «Гильоширование»
Тема № 1 Вводное занятие.
Теоретическая часть: содержание курса, знакомство с детьми, правила поведения в клубе и кружке, режим занятий. Понятие и техника «Гильоширование»
Тема № 2 Инструменты, приспособления и материалы.
Теоретическая часть: какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения работ (выжигатель, ножницы, копирка и т. д.). Техника безопасности при работе с электронагревательными инструментами. Техника безопасности с колющими и режущими предметами.
Тема № 3 Техника безопасности.
Теоретическая часть: Используемые материалы. Основные приемы работы с выжигателем.
Тема № 4 Выполнение эскизов на бумажной основе и перенос их на ткань.
Теоретическая часть: выполнение и перенос их на ткань используя кальку, копирку и подсветку. От чего зависит способ перенесенных эскизов.
Практическая часть: выполнение эскизов на бумажной основе и перенос их на ткань наиболее целесообразным образом.
Тема № 5 Изготовление аппликации.
Теоретическая часть: техника выполнения аппликации, подбор эскиза, разбор эскиза по составляющей, подбор цветовой гаммы.
Практическая часть: выполнение эскиза аппликации, перенос эскиза на основу, изготовление составляющих деталей эскиза. Выполнение основы аппликации, выжигание мелких деталей аппликации, скрепление мелких деталей с основой.
Тема № 6 Изготовление простых салфеток с фигурными краями.
Теоретическая часть: техника изготовления круглых салфеток, основные приемы работы при обработке фигурного края, составление орнамента фигурного края для салфеток различной конфигурации.
Практическая часть: составление орнамента для круглой салфетки, перенос эскиза на ткань, выжигание салфетки.
Тема №7 Изготовление новогодних подарков. Работа на свободную тему.
Теоретическая часть: подбор эскизов, цветовой гаммы, выбор техники и вида работ.
Тема №8 Гильоширование салфеток в стиле «Ришелье».
Теоретическая часть: технология «Ришелье». Особенности многослойного выжигания.
Практическая часть: перенос эскизов на ткань, выжигание салфеток, творческие задания.
Раздел «Работа с кожей»
Тема № 1 Введение.
Теоретическая часть: история изготовления из кожи.основные инструменты и приспособления, применяемые для обработки кожи. Техника безопасности
Тема № 2 Применяемые материалы.Основные приемы работы с кожей.
Теоретическая часть: немного о коже. Различные виды натуральной кожи и мехов. Как восстановить старую кожу.основные приемы работы.
Практическая часть: особенности обработки изделий из кожи: (штамповка, гравировка, мозаика, тиснение, обжиг).драпировка деталей, изготовление листочков, лепестков, мелких цветов, розочек и т. д.
Тема № 3 Изготовление кулонов и колье с розами.
Теоретическая часть: средневековая история розы, технология изготовления роз, композиция, подбор цветовой гаммы и вида кожи, заготовка шаблона.
Практическая часть: заготовка лепестков, заготовка листьев, обработка заготовок над пламенем или на сковородке, скрепление деталей розы, сборка колье, окончательная работа.
Тема № 4 Изготовление кулонов с использованием различных технологий.
Теоретическая часть: выбор формы кулона, разновидность драпировок, определение составных частей кулона, количество деталей, подбор кожи и цветовой гаммы.
Практическая часть: заготовка основы, драпировка основных деталей, скрепление деталей с основой, окончательная отделка.
Тема № 5 «Технология изготовление панно».
Теоретическая часть: выбор основы для панно, материалы для обтягивания основы, обработка основы, анализ возможных композиций. Как уравновесить композицию, различные техники изготовления панно.
Практическая часть: выполнение эскиза панно, изготовление шаблонов, изготовление всех деталей панно, обработка деталей пламенем или другими способами, сборка композиции, окончательная отделка.
Тема №6 Творческая работа. Выполнение изделий на свободную тему.

Второй год обучения
Раздел «Гильоширование»
Тема № 1 Вводное занятие.
Теоретическая часть: содержание курса, знакомство с детьми, правила поведения в клубе и кружке, режим занятий.
Тема № 2 Художественные выжигания салфеток в стиле «Ришелье».
Практическая часть: перенос эскизов на ткань, выжигание салфеток, творческие задания.
Тема № 3 Многослойная техника выжигания
Теоретическая часть: технология многослойной техники. Особенности многослойного выжигания.
Практическая часть: перенос эскизов на ткань, выжигание салфеток, творческие задания.
Тема № 4 Гильоширование в стиле «Печворк»
Теоретическая часть; Технология «Печворк», возможности этой технологии в «гильошировании»
Практическая часть: обработка салфеток в стиле «Печворк»
Тема № 5Изготовление картин и панно
Теоретическая часть: выбор основы для панно, материалы для обтягивания основы, обработка основы, анализ возможных композиций. Как уравновесить композицию, различные техники изготовления панно.
Практическая часть: выполнение эскиза панно, изготовление шаблонов, изготовление всех деталей панно, обработка деталей пламенем или другими способами, сборка композиции, окончательная отделка.
Тема № 6. Изготовление экспонатов для выставки
Практическая часть: Выполнение экспонатов в разной технологии
Тема № 7. Изготовление новогодних подарков
Практическая часть: Выполнение экспонатов в разной технике.

Раздел «Работа с кожей»
Тема № 1 Введение. Инструменты и приспособления.
Теоретическая часть: основные инструменты и приспособления, применяемые для обработки кожи. Техника безопасности.
Тема № 2 Изготовление панноТеоретическаячасть: выбор основы для панно, материалы для обтягивания основы, обработка основы, анализ возможных композиций. Как уравновесить композицию, различные техники изготовления панно.
Практическая часть: выполнение эскиза панно, изготовление шаблонов, изготовление всех деталей панно, обработка деталей пламенем или другими способами, сборка композиции, окончательная отделка.
Тема № 3 Декоративное оформление шкатулок,
Теоретическая часть:выбор основы, способы обработки основы (тушью, гуашью, краской, лаком), составление композиции, выполнение эскиза на бумажной основе.
Практическая часть: заготовка основы, подготовка шаблонов, заготовка всех мелких деталей, обработка деталей пламенем или другими способами, сборка композиции, оформление основы
Тема № 4 Изготовление подарков на 23 февраля.
Практическая часть:изготовление подарков
Тема № 5Декоративное оформление банок
Теоретическая часть: выбор основы, способы обработки основы (тушью, гуашью, краской, лаком), составление композиции, выполнение эскиза на бумажной основе.
Практическая часть: заготовка основы, подготовка шаблонов, заготовка всех мелких деталей, обработка деталей пламенем или другими способами, сборка композиции, оформление основы
Тема №6 Работа на свободную тему.
Работа с журналами , литературой, создание эскизов , выполнение творческой работы в различных техниках.
Тема № 7Коллективная творческая работа
Практическая часть: Выполнение коллективной работы.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения



Наименование темы, раздела.
Общее количество часов
В том числе




Теория
Практика

1.
Гильоширование.
Вводные занятия.
Понятие «Гильоширование».
3
2
1

2.
Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.
3
2
1

3.
Используемые материалы.
Основные приемы работы.
6
2
4

4.
Изготовление аппликации
23
2
21

5.
Изготовления простых салфеток
с фигурными краями
14
2
12

6.
Изготовление новогодних подарков
8
-
8

7.
Гильоширование в технике «Ришелье»
12
1
11

1.
Работа с кожей.
Введение. История изготовления одежды и украшений из кожи.. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.
3
1
2

2.
Применяемые материалы.
Особенности их обработки
Основные приемы работы
3
1
2

3.
Изготовление колье
6
1
5

4.
Изготовление кулонов с использованием различных технологий
6
1
5

5.
Технология изготовления панно
9
1
8

6.
Творческая работа
9
1
8

Итого:
105
17
88


Второй год обучения



Наименование темы, раздела.
Общее количество часов
В том числе




Теория
Практика


«Гильоширование»
Вводные занятия
3
3
-


Художественное выжигание салфеток
в технике «Ришелье»
3
-
3


Творческая работа

3
-
3


Творческая работа
3
-
3


Многослойная техника выжигания
3
1
2


Выжигание в технике «Печворк»
3
1
2


Выжигание салфеток в технике «Печворк»
3
-
3


Изготовление декоративной подушке в технике «Печворк»
3
-
3


Изготовление декоративной подушки в технике «Печворк»
3
-
3


Изготовление картин и панно. Материалы для основы. Создание композиций.
3
1
2


Выполнение эскиза панно, изготовление шаблонов.
3
-
3


Сборка композиции, окончательная отделка.
3
-
3


Изготовление новогодних подарков
3
-
3


Изготовление новогодних подарков
3
-
3


Изготовление новогодних подарков
3
-
3


Изготовление экспонатов на выставку
3
-
3


Изготовление экспонатов на выставку

3
-
3


Изготовление экспонатов на выставку
3
-
3


Изготовление экспонатов на выставку
3
-
3


Поделки из кожи.
Введение. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.
3
3
-


Изготовление подарков на 23 февраля
3
1
2


Изготовление подарков на 23 февраля
3
-
3


Изготовление подарков на 23 февраля
3
-
3


Изготовление панно из кожи.
Выполнение эскиза панно. Изготовление шаблонов.
3
-
3


Обработка деталей панно.
3
-
3


Сборка композиции панно, окончательная отделка.
3
-
3


Декоративное оформление шкатулок
3
-
3


Декоративное оформление шкатулок
3
-
3


Декоративное оформление банок
3
-
3


Декоративное оформление банок
3
-
3


Творческая работа на свободную тему
3
-
3


Творческая работа на свободную тему
3
-
3


Коллективная творческая работа.
6
-
6


Коллективная творческая работа.
3
-
3


Итого:
105
10
95



IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу первого года обучения обучающийся:
- имеет представление о технологии художественного выжигания по ткани;
- имеет представление о технологии обработки изделий из кожи;
- знает правила безопасности труда.
- владеет основными приемами работы с кожей;
- владеет основными приемами работы при выжигании по ткани;
- умеет работать с кожей и другими материалами;
- умеет организовать рабочее место;
- умеет планировать свою деятельность.
- осознает ответственность, бережно относится к инструментам и приспособлениям.

К концу второго года обучения обучающийся:
- знает технологическую последовательность обработки кожи;
-знает последовательность изготовления изделий, используя технику гильоширования;
- знает правила безопасности труда.
- умеет работать с кожей и другими материалами;
- владеет основными приемами;
- владеет навыками самостоятельной деятельности;
- умеет планировать свою деятельность.
- осознает ответственность, бережно относится к инструментам и приспособлениям;
- умеет принимать самостоятельные решения;
- развиваются творческие способности и нестандартное мышление;
- формируются навыки самоопределения.

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение реализации программы

Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный кабинет, оборудованный рабочими столами.
Шкаф для инструментов, приспособленный.
Выжигатели - 7 штук.
Линейки, карандаши, калька, копирка, плоскогубцы, шило, спицы, лезвие, пинцет.
Наглядные пособия.
Материалы: ткань, кожа.
Специальная литература.

Литература
Ананьева А., Лазарева Т. Вышивание («Гладь», «Ришелье», «Аппликация»). «Этерна», М., 2006.
Белякова О.В. Искусство выжигания по ткани. Ростов- на- Дону, «Феникс», 2009.
Беляева О. Новая жизнь старой кожи. «Профиздат», М., 2009.
Горяинова О.В. Гильоширование или выжигание по ткани. Ростов-на –Дону, «Феникс», 2006.
Джина КристаниниДиФидио. Вышивка «Ришелье» (старинная техника в современном исполнении). Самарский дом печати, «Контэнт», 2008.
Журнал «Ручная работа». Издательство «Орлис». Москва 2006.
Литвинова Ольга. Оригинальные модели из кожи и драпа. «Эксмо», М., 2009.
МахмутоваХалидя. Домашний дизайнер. «Эксмо», М., 2008.
Нелетинов В.Л. «Призма +15». Издательство «Печатный двор». Санкт-Петербург 1991.
Попова С. «Дамское рукоделие». «ПК Инжиниринг». Нижний Новгород 1993.
Ростик Г.А. «Домашняя коллекция». Издательство «Новый год». Санкт-Петербург 1994.
Сычева А.В. Вышивка. «Альтернатива», М., 1991.
Усова О.В. «Ажурная вышивка – «Ришелье». Издательство «Интерпринт» 1990.
Филиппова С.Н. «Изделия из кожи». Издательство АСТ «Сталкер». Москва 2005.
Чибрикова О. «Поделки из кожи своими руками». Издательство «Эском». Москва 2006.
Шахова Н.В., Дмитриев Н.А. «Кожаная пластика». Издательство АСТ «Сталкер». Москва 2004.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




aђ Заголовок 1 Заголовок 3|ђ Заголовок 415