Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе Умелые руки


Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для младших школьников 1 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе:
«Организация внеурочной деятельности в начальной школе»: сборник программ. В двух частях. Часть 1/составители А.П.Мишина,Н.Г.Шевцова.-Ульяновск: УИПКПРО,2011.;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» от 29.12.2014 №1643;
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
В соответствии с учебным планом школы, в 1 классе на изучение курса отводится 66 часов в год, 2 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности при 33 неделях, предусмотренной ФГОС. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Срок реализации - 1 год.
Цели внеурочной деятельности
- саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
- гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Задачи внеурочной деятельности
Развить:
творчество; -сенсорику, мелкую моторику рук; -пространственное воображение;
техническое и логическое мышление, глазомер; -способность самостоятельно выполнять и создавать различные поделки.
Овладеть:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
Воспитать:
уважительное отношение к результатам труда;
интерес к творческой и досуговой деятельности;
практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Общая характеристика курса
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Целесообразно с первого года обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, координация движений, слабо развит глазомер. Эти обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Занятия помогут детям познакомиться с разными свойствами материала; происхождением ручных ремесел, видами художественного творчества. На теоретическую часть занятия (беседы) должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, весёлой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Ручная умелость развивается в процессе обработки разных материалов. На занятиях дети овладеют такими операциями, как вырезание, скручивание, складывание, сгибание, слипание и т. д. Разнообразное выполнение заданий будут сопровождаться интересом детей к своей работе и к работе товарищей. На занятиях следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей; личной гигиены учащихся. Перед выполнением работ необходимо проводить дополнительный инструктаж.
Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Давать словесную характеристику изготовленным поделкам.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Методы проведения занятий: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, мультимедийные презентации.
Подведение итогов работы: результатом реализации данной учебной программы являются выставки творческих работ учащихся (на базе школы). Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Место проведения занятий: кабинет начальных классов, школьная библиотека.
В конце года самые активные учащиеся награждаются грамотами и благодарственными письмами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности «Умелые руки»
Раздел 1. Вводное занятие. -2 часа
На вводном занятии учитель проводит беседу и знакомит детей с особенностями кружка и оглашает требования к поведению учащихся во время занятия; знакомит с такими материалами как бумага, ткань, ножницы, клей, игла, пластилин; проводит инструктаж о соблюдении правил по технике безопасности и порядка на рабочем месте.
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном. - 23 часа
Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.
Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.
При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.
Раздел 3. Работа с тканью. -14 часов
При работе с тканью дети осваивают швы «вперед иголка», «назад иголка» и простейшие виды вышивки, учатся пришивать пуговицы.
Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.
Раздел 4. Работа с бросовым материалом. – 13 часов
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки различных форм.
Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой. Способы соединения материала с помощью пластилина, ниток, клея. Разные способы выполнения мозаики, плетения; дети приобретают умения: складывать бумагу по прямой линии, экономно размечать детали на бумаге, соединять их, лепить разными способами.
Раздел 5. Работа с пластилином. – 13 часов
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
Раздел 6. Итоговое занятие. – 1час
На итоговом занятии подводятся итоги, отбираются лучшие творческие работы учащихся и вывешиваются на стенд.
Тематический план
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1. Вводное занятие 2 часа
2. Работа с бумагой и картоном 23 часа
3. Работа с тканью 14 часов
4. Работа с бросовым материалом 13 часов
5. Работа с пластилином 13 часов
6. Итоговое занятие 1 час
Общее количество часов: 66
Тематическое планирование

п/п Наименование раздела Тема занятий Форма контроля Кол-во часов Планируемые результаты Дата проведения
личностные предметные метапредметные План Факт
1 Вводное занятие 1.Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия.
2.Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Индивидуальная 1
1 -воспитание у школьников уважительного отношения к себе, своим одноклассникам и учителю;
-воспитание интереса к «Умелым рукам»;
-воспитание у школьников умения внимательно слушать и воспринимать информацию, реагировать и отвечать на заданные вопросы -познакомить детей с такими материалами как бумага, ткань, пластилин, ножницы, клей, игла;
-рассказать детям об особенностях кружка; провести беседу о соблюдении правил по технике безопасности; рассказать о том, как нужно вести себя во время занятия -развитие внимания и сообразительности; развитие у школьников творческой готовности и положительного настроя к труду 03.09.
04.09. 2 Работа с бумагой и картоном 1.Изготовление закладки по образцу.
2.Знакомство с оригами.
3.Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений, овощей, фруктов, листьев.
4.Изготовление аппликаций по образцу.
5.Украшение посуды.
6.Составление узоров из полосок, кругов и квадратов.
7.Изготовление мозайки «Сова».
8.Изготовление мозайки «Колокольчики».
9.Изготовление ёлочных гирлянд, игрушек.
10.Изготовление карнавальных масок.
11.Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Индивидуальная,
коллективная,
парная 2
3
2
2
3
2
1
1
2
2
3 -воспитание уважительного отношения к результатам труда -познакомить школьников с оригами;
-показать и помочь детям в вырезании из сложенных пополам изображений, фруктов, листьев;
-изготовить поздравительные открытки (по образцу);
-изготовить закладку по образцу. -развитие творчества, сенсорики, мелкой моторики рук, глазомера;- способности самостоятельно выполнять и создавать поделки. 10.09.
11.09.
17.09.18.09.24.09.
25.09.01.10.
07.10.08.10.
09.10.
15.10.16.10.
22.10.
23.10.
29.10.
30.10.
12.11.
13.11.
19.11.
20.11.
26.11.
27.11.
03.12.
3 Работа с тканью 1.Знакомство с видами швов («вперёд иголка», «назад иголка»).
2.Пришивание пуговицы.
3.Знакомство и шитьё мягкой игрушки.
Индивидуальная, коллективная 5
4
5 -воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд
-познакомить учащихся с видами швов;
помочь и показать, как нужно пришивать пуговицу; сшить мягкую игрушку -развитие сенсорики, мелкой моторики рук, глазомера;
-развитие у школьников трудолюбия и терпения к труду 04.12.
10.12.
11.12.
17.12.
18.12.
24.12.
25.12.
14.01.
15.01.
21.01.
22.01.
28.01.
29.01.
04.02.
05.02.
11.02.
12.02.
18.02.
19.02.
25.02.
26.02.
03.03.
04.03.
10.03.
11.03.
17.03.
18.03.
4 Работа с бросовым материалом 1.Конструирование дома для сказочных героев.
2.Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
3.Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
Коллективная, групповая 5
4
4 -воспитание уважительного отношения к результатам труда -помочь и показать детям как нужно конструировать игрушки из бутылок, банок; попытаться сконструировать игрушки из прямоугольных коробок развитие сообразительности и мышления; -развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения 5 Работа с пластилином 1.Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
2.Пластилиновая аппликация на картоне «Ваза с фруктами».
Пластилиновая аппликация на картоне «Медвежонок» (по образцу).
3.Лепка по замыслу детей.
Парная, индивидуальная 4
2
2
5 воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
-воспитание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
-помочь в лепке людей, животных, овощей;
-сделать
аппликацию из пластилина на картоне; дать детям возможность лепить на свой вкус -развитие сообразительности, мелкой моторики рук, самостоятельности;
-развитие навыков творческого сотрудничества 24.03.
25.03.
07.04.
08.04.
14.04.
15.04.
21.04.
22.04.
28.04.
29.04.
05.05.
06.05.
12.05.
13.05. 6 Итоговое занятие 1.Подведение итогов. Выставка творческих работ учащихся 1 -воспитать гордость за свой творческий труд -подвести итоги, организовать выставку творческих работ учащихся -развитие положительного отношения к результатам своего труда и труда товарищей;
-развитие потребности в важности и необходимости труда и трудовой деятельности Итого: 66 часов

Учебно-методическое обеспечение
1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В 2 ч. Часть 2/Составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова;
Ульяновск: УИПКПРО,2011.
2.Бахметьев А., Кизяков Т. Очумелые ручки.– М.: Росмэн, 1999.
3.Виноградова Е.М. Браслеты из бисера. – М.: Олма-Пресс, 1999.
4. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М., 1999.
5. Кочетова С.В. Игрушки для всех. – М.: Эксмо, 2004.
6.Проснякова Т.Н. Школа волшебства: рабочая тетрадь, 1 класс. – Самара: Уч. литература, 2005.
7.Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. – Самара: Уч. литература, 2003.
8.Ханашевич Д.Р. Подружки – рукодельницы. – М., 1987.
9.Ханашевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю. – М., 1987.
10.Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные для вышивания, портновские булавки, шило, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин,тесьма, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный бисер, стеклярус; корни, стебли, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, открытки, обрезки кожи, поролон, шерстяная пряжа, шаблоны, раскраски.
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийные презентации, сканер, принтер, ноутбук, экран, проектор, стенд для размещения творческих работ учащихся.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
-название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин; -название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, напёрсток; -правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами; -способы и приёмы обработки различных материалов.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); -правильно организовать своё рабочее мест, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; -экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощь клея, вышивать стёжками «вперёд иголка», «назад иголка».
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.