Статья: Формирование универсальных учебных действий через работу со словарями



lefttop00 Дьяченко Л.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 города Тулуна
Иркутская область
Формирование универсальных учебных действий через работу со словарями
Формирования понятий – это основа обучения. Образовательные результаты основываются на формировании у учащихся представлений и понятий об окружающем мире. Особенно это важно при формировании предметных результатов, а также метапредметных и личностных. В связи с введением Стандарта одним из основных требований является требование к результатам обучения, которые могут быть реализованы учителями с помощью различных средств обучения. Одним из которых является школьный топонимический словарь.
Топонимика — важнейший элемент работы на различных уроках и внеклассных занятиях. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Практика показывает, что топонимический материал вызывает большой интерес у учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий.
Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Формируются такие личностные результаты, как осознания учащимися своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Россиии, человечества. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики. Что непосредственно влияет на формирование таких предметных результатов, как формирование целостной научной картины мира, общей системы научных знаний, первоначальных систематизированных представлений по отдельным наукам и для знания их крупнейших персоналий.
Усвоение географических названий вызывает большие затруднения у учащихся, поэтому в методике вырабатываются различные приемы, помогающие запоминанию топонимов. Рассмотрим некоторые из них, предложенные Е.М. Поспеловым.
1. Четкое и правильное произнесение впервые встречающихся названий.
2. Сопровождение топонима географическим термином, определяющим род объекта (море, река, озеро, гора, хребет, город и т.д.).
3. Запись наиболее трудных названий учителем на доске, учащимися в тетради.
4. Многократное повторение изучаемого названия на уроке.
5. Раскрытие учащимся смыслового содержания названий.
Работая со словарём на уроке, у детей формируются такие метапредметные образовательные результаты, как развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы, а также создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Прежде чем приступить к работе с данным пособием, учащиеся должны научиться пользоваться словарями. Для этого учителю рекомендуется познакомить детей с правилами использования словаря.
Памятка « Как пользоваться словарем».
1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
2. Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение необходимого слова.
3. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.)
Но при работе со словарями детей пугает их объёмность и строгость. Так как у ребят младшего школьного возраста преобладает наглядно – образное мышление, мне пришло в голову адаптировать словари именно для них. Начала я со словаря топонимических понятий на уроках окружающего мира.(Приложение 1)
Данный топонимический словарь состоит из четырёх разделов: «Окружающий мир» 2 класс 1 часть. Раздел: «Где мы живём»; «Окружающий мир» 2 класс 2 часть. Раздел: «Путешествия»; «Окружающий мир» 4 класс 1 часть. Раздел: «Природа России»; «Окружающий мир» 4 класс 2 часть. Раздел: «Современная Россия». Разделы словаря соотнесены с разделами в учебнике, что помогает ученику ориентироваться в словаре. Слова в каждом разделе расположены в традиционном алфавитном порядке. Каждый термин сопровождается наглядностью, что позволяет ребёнку лучше усвоить материал, так как для младших школьников характерно наглядно – образное мышление.
Со словарём рекомендуется работать на уроках ознакомления с родным краем, знакомства с зарубежными странами и т. п. В основном дети редко знакомы с историей названия городов, деревень, рек и т. д., поэтому материал топонимического словаря, изложенный в доступной, с использованием наглядности, форме способствует формированию образовательных результатов, таких как: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; уметь пользоваться словарями в учебно-научной и практической деятельности; осознания учащимся своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России, человечества; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности начиная с обнаружения новых для себя категорий и объектов; формирования целостной научной картины мира.
Приложение 1





Список использованных источников
1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / Е.М. Поспелов; Отв. ред.P.A. Агеева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Русские сло­вари: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2010. — 512 с.
2. «Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС» //
http://ymoc.my1.ru/publ/fgos/metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniju_kultury_raboty_so_slovarjami/80-1-0-407
3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // http://pilyandishmousoch.ru/DswMedia/fgos-noo.doc