«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через групповую работу»


Баланева Ирина Борисовна,
учитель,
МБОУ «СОШ №14»,
г. Братск
Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий через групповую работу
 
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям. Отсутствие элементарных навыков общения может привести к конфликтам не только в коллективе, при совместной деятельности, но и в семье. Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому работа по формированию коммуникативных умений ведет к повышению качества образовательного процесса.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнеров;
умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли
Три основных аспекта коммуникативной деятельности:
коммуникация как взаимодействие;
коммуникация как кооперация;
коммуникация как условие интериоризации;Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповая. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, задания для групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов взаимодействия. Психологи давно определили, что «инкубатором» познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством учителя, а сотрудничество в группах. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно, при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становясь равноправным участником общения. Работа в группе помогает осмыслить учебные действия и дает ученикам эмоциональную и содержательную поддержку. Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются уже на этапе адаптации.
Учитель должен, прежде всего, научить детей учиться; не только всегда следовать за учителем, быть обучаемым, но и учить самого себя, самостоятельно приобретать новые знания, умения.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы);
групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение общего задания в группе, подведение итогов группового задания);
заключительная часть (сообщение о результатах работы в группе, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели)
С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся, составлять задания для совместного поиска решения, распределять роли и организовывать коммуникацию между группами. Итогом групповой работы должна стать рефлексия учебной деятельности. Во время проведения групповой работы учитель может организовывать, контролировать, участвовать в работе группы, предлагать варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. Но не надо исправлять или критиковать первые высказывания, не следует отвечать на вопрос, если на него могут ответить участники обсуждения.
Выделим несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе:
работа в парах;
метод мозгового штурма;
игра «Продолжи»;
игра «Снежный ком»;
мозаичная группа или пазлы;
прием «Зигзаг»
Существуют определенные принципы выбора заданий для групповой работы. Содержание работы должно быть интересно детям и доступно по уровню сложности. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования знаний, развивать творческое мышление.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Повышается уровень учебной и познавательной мотивации, снижается уровень тревожности, улучшается психологический климат в классе. Однако, эффективность групповой работы во многом зависит от мастерства учителя. Этой работе сначала надо научить. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Не надо требовать в классе абсолютной тишины. Дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума. Без соблюдения этих условий групповая работа бывает неэффективна. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать для этого условия. А это дополнительные сложности для учителя.
Овладение обучающимися коммуникативных УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их взрослой жизни. 
 Список литературы:
1. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010. – с.
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002.
3. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009. 
4.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СП.: Питер 2004. –316 с.
6.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.
7.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.
8. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В..; Под ред. С.С. Татарченковой. -СПб.: КАРО, 2008.-160 с.
9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации. СПб: Образование, 1995.
10. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость //Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4.
11.Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии, № 2, 1990.