Конспект урока по русскому языку 5 кл. Повторение пройденного. Урок-соревнование. Умники и умницы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 им. С.К. Тока
с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва




ПРОЕКТ УРОКА
русского языка в 5 классе


ТЕМА: «Урок- соревнование. Умники и умницы».

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

УЧИТЕЛЬ: Салчак Айгуль Артуровна














2015-2016 учебный год


Урок русского языка в 5 классе.
Учитель: Салчак Айгуль Артуровна
Тема урока: «Урок- соревнование. Умники и умницы».
Тип урока: повторение пройденного.
Технология: здоровьесберегающая.
Цели и УУД урока:
- закрепить и привести в систему знания учащихся о разделах русского языка: фонетика, лексика, морфемика, морфология;
- развить коммуникативную речь, мышление;
- воспитать чувство ответственности; любви к русскому языку.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничество.
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Личностные УУД:
формирование навыков работы в команде (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению),
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
осуществлять контроль и самоконтроль,
оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Структурные элементы урока:
1.Организационный момент.
Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;
Эмоционально настроить детей на работу.
2. Проверка домашнего задания.
Цель: настроить на предстоящую работу.
3.Актуализация знаний.
Цель:
активизировать мыслительную деятельность;
создание положительной мотивации к повторению изученного материала;
обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала;
4.Физминутка.
5.Итог урока. Рефлексия.
Цель: формирование вывода по пройденным темам.
6.Выставление оценок.
7.Домашнее задание.
Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:
1. По источнику знаний:
Словесные.
Практические.
2. В зависимости от характера познавательной деятельности:
Проблемный метод.
Частично – поисковый.
3. По дидактическим целям.
Метод повторения, закрепления знаний.
Метод применения знаний.
На уроке использовала следующие формы работы:
самостоятельная;
учебный диалог;
командная;
Соблюдены принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.
Дидактическая сторона урока
Материал доступен для понимания;
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны;
Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы.
Методическая сторона урока
Урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.
Психологическая сторона урока
Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.
Гигиенические требования к уроку
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена физминутка.
Задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.



















































ТЕМА: Урок- соревнование. Умники и умницы.


ЦЕЛИ:
- закрепить и привести в систему знания учащихся о разделах русского языка: фонетика, лексика, морфемика, морфология;
- развить коммуникативную речь, мышление;
- воспитать чувство ответственности; любви к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничество.
Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Личностные УУД:
формирование навыков работы в команде (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению),
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
осуществлять контроль и самоконтроль,
оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Оборудование:
- ИКТ (проектор, ноутбук и т. д.)
- учебник «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
- карточки с загадками для каждой команды.
- плакат: «Учите русский язык - годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда, и та награда - в нем самом».






Урок – соревнование. Умники и умницы.

Цели:
- закрепить и привести в систему знания учащихся о разделах русского языка: фонетика, лексика, морфемика, морфология;
- развить коммуникативную речь, мышление;
- воспитать чувство ответственности; любви к русскому языку.


Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний.
Сегодня мы проводим урок- соревнование «Умники и умницы». С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы.
А сказки, прибаутки, песенки - это часть языка.
Изучать русский язык очень интересно и увлекательно. И поэтому я предлагаю устроить конкурс. Все согласны ? (ответы детей)
Тогда давайте составим команды. Команды будут состоять из 11 участников.

А). Конкурс «Вопросы - шутки».
Каждая команда отвечает на три вопроса (каждый вопрос имеет один балл).
Первая команда:
- Какое слово
· все люди на земле пишут неправильно?
(слово «неправильно»).
- О чем идет речь в стихотворении:
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить, что соберешься,
Без меня не обойдешься.
(Вопросительный знак)
- В каком слове сорок гласных?
(Сорока)



Вторая команда:
- Что стоит в середине земли?
(м)
- Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой?
(твое имя)
- Как превратить большой дом в маленький ?
(нужно добавить суффикс –ик-).

Б). Конкурс «Письмо от бабушки- загадушки».
Вы должны отгадать загадку и сказать, сколько букв и звуков в отгадке.

Например: Льется речка- мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки- 6 букв, 5 звуков)

1 команда
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая- для лета,
Для зимы- другого цвета.
(Заяц- 4 буквы, 5 звуков)
2 команда
Ее в лесу всегда найдем-
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье сером.
(Ель- 3 буквы, 3 звука,
Елка- 4 букв, 5 звуков)


В). Конкурс «Зашифрованная фраза».

Вы выступите в роли разведчиков. Перед вами зашифрованная фраза. Попробуйте разобрать, что здесь написано. Запишите получившееся предложение.
Рыбу не скотина крыше съел.
Правильный ответ: (Рыбу нес кот и на крыше съел)

Г). Конкурс «Найди правильный ответ».

1. Вспомните фонетический разбор. Из каких частей состоит слово.
2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
3. Член предложения отвечает на вопрос кто? что? И обозначает предмет.
4. Из этого состоит текст.
5. Из этого состоит предложение.
6. Это морфема стоит перед корнем.
7. С их помощью мы пишем слова.
8. Какая морфема находится между корнем и окончанием.
9. Что обозначает имя существительное.
10. Бывает устная и письменная
11. Часть речи обозначающая действие.
12. Общая часть всех однокоренных слов.
13. С помощью этой морфемы изменяется слово.
14. служебная часть речи, которая пишется раздельно со словами.
15. Член предложения, служит для обозначения действия.
Какое же ключевое слово кроссворда? (существительное). А что же такое существительное? (ответы).
Д). Конкурс «Найди правило».
Сейчас я прочту вам стихотворение, которое однажды прозвучало в одной детской передаче, а вы скажите, о каком правиле написания идет речь.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах.
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал-
Где «и», а где же «ы».
(Правило написания букв «ы-и» после «ц»).
IV. Физминутка.

Е). Следующий конкурс называется «Прилагательные- синонимы, антонимы».
Сначала послушайте сказку
Однажды на светлой лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка и Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых они никак не могут отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное,- вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово «прямая»- чуть не плакала Дорога.
- А я всегда интересная,- безнадежно говорила Сказка.
- А я только звонкая,- сказала Песня.
- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.- Может быть, ребята нам помогут?
На что обиделись Небо, Дорога, Сказка, Песня?
Задание: запишите эти словосочетания. Подберите к ним другие прилагательные – синонимы и антонимы.
Безоблачное небо- пасмурное
голубое небо- синее
прямая дорога- кривая
интересная сказка – неинтересная
звонкая песня- тихая

Ж). «Отгадай слово».
Вспомните, пожалуйста, из каких морфем состоит слово.
А теперь вам нужно будет назвать слово, в котором будет приставка из слова «подсмотреть», корень из слова «снежинка», суффикс из слова «лесник» и окончание из слова «ученики»
(Подснежники)
З) . Последний наш конкурс «Блиц - турнир». За каждый правильный ответ 1 балл.

- сколько звуков в слове лью (3)
- антоним к слову «временный» (постоянный)
- часть слова без окончания (основа)
- синоним к слову «отважный» (храбрый)
- есть ли удвоенная согласная в слове «искусство» (да).

V. Итог урока. Рефлексия.
Вот и закончилось наше соревнование. И как ни грустно, но пора нам расставаться. Нам остается поблагодарить всех за дружное участие и за прекрасное знание русского языка.
VI. Выставление оценок.
Победившая команда в награду получает оценку «отлично».
VII. Домашнее задание.
Фонетический разбор слов: вьюга, рожь.























С
Л
О
Г













У
Д
А
Р
Е
Н
И
Е


П
О
Д
Л
Е
Ж
А
Щ
Е
Е







П
Р
Е
Д
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е













С
Л
О
В
О








П
Р
И
С
Т
А
В
К
А









Б
У
К
В
А











С
У
Ф
Ф
И
К
С








П
Р
Е
Д
М
Е
Т















Р
Е
Ч
Ь









Г
Л
А
Г
О
Л











К
О
Р
Е
Н
Ь













О
К
О
Н
Ч
А
Н
И
Е






П
Р
Е
Д
Л
О
Г










С
К
А
З
У
Е
М
О
Е