Конспект мастер-класса на тему Изготовление композиции ЛОТОС

Пак Нина Михайловна - учитель технологии и ИЗО
Высшей квалификационной категории
Проживаю в г. Ахтубинск Астраханская обл.
Стаж педагогической работы 18 лет.
Образование высшее

Мастер - класс
« Изготовление композиции « Лотос»
техникой работы с бумагой «модульное оригами»

Этот мастер-класс может быть использован при работе как с детьми, так и с педагогами. В зависимости от категории обучаемых (педагоги или дети) могут быть разные задачи.
Так же нужно учесть, что если обучаемые дети, то они должны иметь начальные знания, умения, навыки по классическому оригами и иметь представление о модульном оригами.
Задачи для педагогов:
Повысить профессионального уровня педагогов и обмена опытом работы по модульному оригами.
Рассмотреть модульное оригами как одну из техник работы с бумагой: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.
Обучить изготавливать композицию «Лотос» техникой работы с бумагой «модульное оригами».
Задачи для детей:
Дать понятие о технике «объёмное модульное оригами»
Рассмотреть необходимые инструменты и материалы для изготовления композиции и технику безопасности при работе.
Обучить изготавливать композицию «Лотос» техникой работы с бумагой «модульное оригами».

Если девчонке, а может мальчишке
Нравится вдруг необычная книжка,
Можно уверенно сразу сказать:
Этот ребёнок умеет мечтать,
Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное вовремя сделать подсказку...
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, жёлтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всём белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом дружбы - бумажный кораблик.
Стоит лишь только подумать немножко,
Для вдохновения глянуть в окошко,
Пересмотреть наш весёлый альбом
И догадаться, что будет потом...
В небо стремящихся жёлтеньких птичек,
Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Выучит технику "оригами"!
(Стихотворение из альбома Натальи Урсу "Знакомьтесь, Оригами", 1991г)

Введение
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь обучения техники «оригами». Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться, именно в среде педагогов и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом),  вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.
Значение оригами для развития ребенка:
- учит детей различным приемам работы с бумагой;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
- стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
- развивает мелкую моторику рук и глазомер;
- помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

Из истории оригами
С классически оригами мы хорошо знакомы. Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты.
Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.
В периоды Адзути Момояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда были изобретены ставшие теперь классическими фигурки оригами, например, журавлик (цуру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Оригами стало традицией, передаваемой из поколения в поколение, преимущественно по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и составу фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась мастерица.
Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Тем не менее своё «оригами» существовало в Европе и до этого. В частности испанская пахарита (птичка) возможно была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире.
Что такое модульное оригами?
Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае.
Модульное оригами техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся.
Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей ( модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными.
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем ни сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Диаграмм для китайского модульного оригами как плоского так и объёмного не много – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!»...
Ход мастер класса

1. Изготовление треугольного китайского модуля.

2. Изготовление двойного треугольного модуля

3. Изготовление композиции «Лотос» из треугольных китайских модулей.







Необходимые материалы и инструменты:
1. Бумага для печати и ксерокопирования, бумага зля записи .




2. Клей «Титан».

3. Ножницы.
4.Украшения для цветка: пайетки, бусинки.
Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.
При работе с ножницами:
На столе держать справа, сомкнутыми лезвиями от себя
Передавать кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия
При работе с клеем:
Клей в нерабочем состоянии должен быть закрыт.
Нужно быть аккуратным, так как клей может попасть на кожу и на одежду.
Брать нужно небольшое количество, так как при покраске клей может оставить пятна на изделии.

Для изготовления композиции «Лотос» понадобятся китайские треугольные модули.
Треугольные модули складывается из прямоугольника обычной бумаги для печати белой или цветной.. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1 : 1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением листа бумаги, кратным формата А 4, на равные части.




Схема складывания треугольного китайского модуля


Можно также складывать модули из половины квадрата, используя имеющиеся в канцтоварах блоки для записей. Модуль получится двойной.

Как сложить двойной треугольный модуль оригами?
1.Согни прямоугольник пополам.

2.Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе.

3. Согни края к середине.

4. Переверни Загни уголки по линиям.

5. Загни уголки вверх.

6. Согни пополам.

7.Модуль готов


Изготовление композиции «Лотос» из треугольных китайских модулей.
1.Для лотоса нам понадобятся модули размером 1/16 листа А4. Количество модулей зависит от размера лепестков цветка. Количество модулей в первом ряду, как и во втором, должно делиться на 6.В этом цветке30 модулей в первом ряду и столько же во втором. Начало верхнего и нижнего цветков одинаковое. Соединяй модули таким образом. Первый ряд: модули стоят на короткой стороне, второй ряд: модули стоят на длинной стороне.

1
2.С другой стороны поделка выглядит так:
2.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3.Замкни оба ряда в кольцо. Одень ещё один ряд и переверни на другую сторону и, аккуратно нажимая пальцами на края, выворачивай фигуру. Края должны идти к центру, а середина вверх. Это верхний цветок, он весь одного цвета.

3. 4.

4.Одеваем ещё три ряда так же, как и предыдущие «сотами».


5.На седьмом ряду разделяем лепестки. Одеваем пять модулей, а шестой пропускаем, ещё пять модулей и пропуск и т. д. Должно получиться шесть лепестков.
5.

6.С восьмого ряда завершаем лепестки, убавляя с одной и другой стороны по модуль в каждом следующем ряду пока не останется по одному модулю на всех шести лепестках.
6.
7.
7.Нижний цветок готов.

8.Верхний цветок начинаем делать, как и нижний. Только первые два ряда возьми ярко оранжевого цвета – это серединка цветка, а остальные ярко розового.
8.

9.На шестом ряду начинаем выделять лепестки. Возьми модули бледно розового цвета, одень один бледно розовый, три ярко розовый, два – бледно розовых, три ярко розовых, и т. д. Последний должен быть - один бледно розовый.
9.
10.Вот то, что должно получиться

10.
11.В седьмом ряду разделяем лепестки. В середине бледно розовых модулей не одеваем модуль. Затем бледно розовый одеваем, сдвигая в сторону, два ярко розовых, один бледно розовый и т. д.
11.

12.Вот что должно получиться.
13.С восьмого ряда завершаем лепестки так же, как и в первом цветке.
12. 13.


14.

14.Второй цветок готов.
15.Склеиваем нижний и верхний цветок клеем «Титан».
15.

16.Начинаем делать первый листок. На два модуля одеваем один, потом на один- два. Следующий ряд – три модуля одеваем. Пятый ряд – четыре модуля.
16. 17.

17.В шестом ряду делаем двойное прибавление - на каждый модуль одеваем по два. Получается восемь модулей в ряду.
18.Седьмой ряд прибавляем два модуля по краям, а в середине – как обычно. В восьмом ряду делаем двойное увеличение и получается восемнадцать модулей.

18.

19.Девятый и десятый ряды одеваем как обычно, только делаем прибавление по два модуля в начале и в конце. Получается двадцать один модуль.
19


20.Одинадцатый и двенадцатый ряд одеваем как обычно без прибавления.

20.

21. В тринадцатом ряду на середине ряда делаем разделение листка, не одеваем один модуль.

21 22.

22.С четырнадцатого ряда – завершение листка, делаем убавление модулей по краям пока не останется по одному модулю.



23. Второй листок – на один модуль одеваем два. Потом делаем двойное прибавление – в третьем ряду получается четыре модуля. В четвёртом ряду – двойное прибавление, получается восемь модулей.
24.В пятом ряду прибавляем три модуля – два по краям и один в середине. Получается одиннадцать модулей.

23. 24.


25.В шестом ряду - двойное прибавление, получится двадцать два модуля.
26. В седьмом ряду прибавляем два модуля – в начале и в конце по одному, а остальной ряд одеваем как обычно(24 модуля).
25. 26.

27.Восьмой ряд делаем двойное прибавление, кроме первого и последнего модулей, (46 модулей). Затем девятый - обычный ряд (45 модулей).
28. В десятом ряду делаем равномерное убавление на 8 модулей, остаётся 37 модулей.
В одиннадцатом ряду делаем убавление по два модуля – в начале и конце.

27. 28.
29.С двенадцатого ряда одеваем модули, отсчитав от начала и конца по 10 модулей, т. е. только середину листа. Так делаем ещё четыре ряда.
30. Семнадцатый ряд одеваем только середину листа – пять модулей.
31. Все остальные ряды делаем завершение листа, пока не останется один модуль.
29. 30.

31. 32.
33. Второй листок готов.
33.

34.Делаем серединку цветка. Склеиваем шесть модулей светло жёлтого цвета в малый круг (цветочек).
34. 35. 36.

37.Склеиваем шесть модулей ярко оранжевого цвета в больший круг (цветочек).
37. 38.

39.Вставляем малый цветочек в большой, серединка готова.
39. 40.
40. Вклеиваем серединку в лотос.
41.На основу (коробку или подставку) приклеиваем лотос и два листа с разных сторон.
41.

Лотос готов. Можно украсить его пайетками или мелкими бусинками.


Композиция «Лотос»














Используемые ресурсы интернета и литература.

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Т.Б. Сержантова «100 праздничных моделей оригами», Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2006г.
4. В.В.Гончар «Модульное оригами», Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2011г