УРОК-ОБОБЩЕНИЕ ИГРА УМНИКИ И УМНИЦЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ М.А. БУЛГАКОВА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»






















Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Кирюхина Т.А.






Касимов
Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова.

Цели и задачи: обобщить знания по творчеству М. Булгакова;
проверить знания учащихся;
развивать познавательную активность;
развивать коммуникативную компетенцию;
воспитывать любовь к литературе.

Форма урока: викторина «Умники и умницы»
Оборудование: портрет и иллюстрации.

Ход урока

1.Проблематизация. Вступительное слово учителя. Представление ореопага.
2.Актуализация знаний. Викторина.
1 агон. Вопросы посвящены роману «Белая гвардия»
2 агон. Вопросы посвящены повести «Собачье сердце»
3 агон Вопросы посвящены роману «Мастер и Маргарита»

1 агон.
Выбор агонистов.
В чем сходство между А.Чеховым, Вересаевым, Булгаковым? (Врачи)
Когда Булгаков занялся литературной деятельностью? (1919)
Чем был знаменателен для Булгакова 1925 год? (в театре поставлены его пьесы «Дни Турбинных», «Зойкина квартира»)
Красная дорожка

1.Голова эта была очень красива странной печальной и привлекательной красотой давней настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету глазах, длинных ресницах.
Кто Ваш герой? С каким сообщением появляетесь вы в доме Турбинных? (Мышлаевский: гетмана всея Украины обложил гнуснейшими площадными словами: «убиты все: и государь, и государыня, и наследник – вымышлено большевиками, Государю удалось бежать)
2. Он был, как и в предыдущий день, опоясан серебряной шашкой, на право бедре покоился револьвер и кобура была раздвинута.
Кто ваш герой? Что он сказал? (Полковник Малышев. «Приказываю господам офицерам и артиллеристам мортирного дивизиона слушать внимательно то, что я скажу. Дивизион распущен. Предлагаю каждому из вас, сняв все знаки отличия, разойтись по домам.)

Желтая дорожка.

1. Из каких произведений взяты эпиграфы к «Белой гвардии»?
(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Писание»)
2. Каких политических воззрений придерживался Алексей Турбин?
(Я не социалист, а монархист больше всего ненавижу Александра Федоровича Керенского)
3. В какой ситуации вы произносите: «Катастрофа Теперь понимаю». Ваши дальнейшие поступки.
(А.Турбин бросился в глубь магазина и по пути, по которому шел Малышев, через маленькую дверь выбежал в темноватый коридор, а оттуда по черному ходу во двор. Получил тяжелое ранение)

Зеленая дорожка.

1. Какое стихотворение звучало в гимназии? Кто его автор?
(«Бородино», М. Лермонтов)
2.Траурные глаза его были устроены таким образом, что каждый, кто ни встречался с прихрамывающим полковником, с вытертой георгиевской лентой на плохой солдатской шинели внимательнейшим образом выслушивал его.
Кто герой? Что он сделал, взяв 10 юнкеров?
( Най-Турс. Пошел в отдел снабжения. «Прошу срочно валенки и папахи на 200 человек. Живей!)
3. Бросьте геройствовать! К четям, я
Продолжите фразу. К кому она обращена?
(Я умираю Мало Провальная. К Николаю Турбину)
Как Н.Т. повел себя в этой ситуации?
(Взял кольт Най – Турса, предупредил кадета о петлюровцах. Вырезал крест и слова «Н.Турс, 14 дек. 1918г., 4часа дня»)
4. Четыре года! Четыре года! Я жду, все жду! Он умер, как герой. Настоящий герой, Всех юнкеров прогнал, а сам их прикрыл огнем. Кто и кому сказал эти слова? (Н.Турбин матери Най-Турса
2 агон

Выбор агонистов.
1.Год написания «Собачьего сердца» (1925)
2.Год опубликования и где? (1968, ФРГ)
3. А когда опубликовано в России? (1987)
Красная дорожка.
1. Он полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами. Видно, помирать еще рано. Руки ему лизать, больше ничего не остается.
Кто? Кому? За что? (Шарик Ф.Ф. Преображенскому за кусок колбасы)
Любимая мелодия Ф.Ф.? (От Севильи до Гренады)
2.Зачем ты, свинья, сову разодрал? Она тебе мешала? Зачем профессора Мечникова разбил? Его нужно хлыстом отодрать хоть один раз,- сказала Зина. Что ответил Ф.Ф.?
(Никого драть нельзя. На человека и животного можно действовать только внушением)
Что произошло на следующий день Что подумал пес?
(надели широкий блещущий ошейник. Ошейник все равно что портфель)

Желтая дорожка.

1.Красавец – тяпнутый – он уже без халата, в приличном черном костюме – передернул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся. Кто герой?
(Доктор Борменталь Вит. Александрович)
Что он записал в дневнике после операции?
(Т-42 градуса. Пульс прощупывается, зрачки реагируют. Внезапно обнаружено выпадение шерсти.)
2.какие первые слова произносит пациент?
(абыр!!! Абыр-валг)
3.Что вы записали в качестве вывода о результатах операции?
(Перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание)

Зеленая дорожка.

1.У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу на ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности.
Кто герой?
(Полиграф Полиграфович Шариков)
О чем вы спорите и с кем?
(С профессором Преображенским. «Что вы меня, папаша ущемляете? Я иск, может, имею право предъявить)
2.Кто вы в прошлом?
(Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет. Холост. Судился 3 раза и оправдан. Играл на балалайке.)
2. На какую должность вы поступили?
3. (Зав. Подотделом очистки Москвы от бродячих животных в отделе МКХ)
4. После какой проделки Преображенский и Борменталь решились на повторную операцию?
(донос на Преображенского, а по адресу Борменталя - выну револьвер)

3 агон.
Выбор агонистов.

1.В каком году началась работа над «Мастером и Маргаритой»?(1928)
2.Когда произведение было написано? (1940)
3.Год издания (1966)

Красная дорожка.

1 В Москве, на Патриаршьих прудах, появились 2 гражданина. Что их испугало и кто они?
(М.А. Берлиоз, предс. МАССОЛИТа, И.Н. Понырев-Бездомный, поэт. Из воздуха появился Фагот – Коровьев)
2.Кто предсказал судьбу? Какую? Как развивались события?
(Воланд. Заседание не состоится. Аннушка разлила масло)

Желтая дорожка.

1.С левой стороны у него платиновые коронки, а справой золотые. Кто он? О чем говорит с Берлиозом и Бездомным?
(Воланд. «Поверьте хоть в то, что дьявол существует на свете)
2.Почему таксист прежде, чем посадить бухгалтера варьете Василия Степановича, попросил показать «трешки»?
(После сеанса черной магии червонцы превращались в бумажки)
3.Человек лет 27. Одет в старенький разорванный голубой хитон. Кто это? За что арестован?
(Иешуа Га-Ноцри )
Зеленая дорожка.

1.Впереди всех шел человек лет 45, с приятными, но очень проницательными глазами и вежливыми манерами. «Как Понтий Пилат»,- подумалось Ивану. Кто это? О чем разговор?
(Доктор Стравинский. «Вам здесь помогут»)
2.Вдруг решетка беззвучно поехала в сторону. Кто явился? Его образование?
(Мастер, историк, знает 5 языков-английский, французский, немецкий, латинский, греческий, немного итальянский)
3.Кого вы встретили вечером? Как это произошло?
(девушку с отвратительно желтыми цветами. Она повернула с Тверской и тут обернулась)

4.На что решаются Мастер и Маргарита? Последние слова.
(уйти в потусторонний мир. «Отравитель»)


3.Рефлексия.
Какую проблему мы решали на уроке?
4.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовиться к итоговому тестированию в форме ЕГЭ по творчеству М. Булгакова.

урок-обобщение
по творчеству М.А БулгаковаБелый мрамор15