Игра Умники и умницы по произведениям А.С.Пушкина.

Игра «Умники и умницы».
(5 – 6 классы).
Цели:
обучающие: обобщить сведения из биографии А.С.Пушкина. Вспомнить и повторить такие произведения как «Дубровский», сказки Пушкина, лирика.
развивающие: развивать умение самостоятельно находить информацию, анализировать ее; выступать перед аудиторией, показать владение ораторским искусством; доказывать свою точку зрения, анализировать. Развивать память, творческое мышление, способность владения точным выразительным языком
воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, интерес к великой русской классической литературе.

Предварительная подготовка.

До проведения урока проводится подбор игроков. Для этого среди учащихся 5 – 6 классов проходит конкурс сочинений на тему: «Мой Пушкин». Лучшие 9 победителей назначаются участниками игры.
Готовятся листы плотного картона, обтянутые цветной самоклеящейся лентой, для обозначения дорожек: 4 зеленых. 3 желтых, 2 красных. Делается запись музыки из одноименной передачи. По заказу из пластика изготавливаются ордена, из тонкой атласной ленты делается петля длиной 80 см., чтобы ее можно было свободно надевать отвечающему. (Ордена можно сделать вместе с детьми и самим, но это займет достаточно много времени).
Игрокам предлагается повторить некоторые факты из биографии А.С.Пушкина (особенно годы учебы в Лицее), а также содержание таких произведений поэта, как сказки, «Дубровский», стихотворения.
Приглашаются коллеги и учащиеся старших классов в качестве членов жюри. Оформляется зал (портрет А.С.Пушкина, рисунки учащихся по произведениям поэта).













Ход игры:

Ведущий

Я рада приветствовать всех присутствующих на интеллектуальной игре «Умники и умницы».
Тема игры: «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество».
Мы выбрали 9 участников игры, будем называть их агонистами, от греческого слова «агон», что значит «соревнование». Если агонисты не справятся с вопросами, то право предоставляется теоретикам, то есть зрителям. За верный ответ теоретик получает орден умника. Секретарь судейской коллегии внимательно следит, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа, а также за тем, сколько орденов вы заработали. Тот, у кого больше орденов, как и победитель игры, будет удостоен награды. Желающие после игры могут поменять ордена на пятерки по русскому языку или литературе.

Представляю нашу судейскую коллегию:
Судья _________________________
Ученый секретарь______________________
Ответственный секретарь________________________
Ордена вручает моя помощница_______________________

Правила игры:

Свойство дорожек:
Красная – самая короткая (2 этапа), но на ней нельзя ошибиться, если все-таки это происходит, то игрок может согласиться на блиц (Время на обдумывание не дается, нужно определить из какого стихотворения строчки).
Желтая – 3 этапа, можно ошибиться один раз.
Зеленая – 4 этапа, можно ошибаться 2 раза.
На размышление дается одна минута.
4 этапа игры: 3 агона, победители выходят в финал.

Каждый раз участникам предлагаются ключевые слова: Лицей, Сказки, «Дубровский», Друзья, Факты биографии, Творчество А.С.Пушкина, Архаизмы и историзмы. Выбрав, ребята слушают вопрос и отвечают.

Но вначале нам необходимо разыграть дорожки. Итак, пролог. В нем два конкурса:
Русский язык. Задача – исправить ошибки в тексте, если они есть (обязательно ведущим комментируется то, что делают участники, зачитывается правильный ответ).
Конкурс чтецов. Без предварительной подготовки прочитайте наизусть любое стихотворение А.С.Пушкина.

Судьи по итогам пролога называют места: 1, 2, 3. Участники выбирают дорожки.


Пролог: русский язык.
1. 2.
В талпе могучих сыновей, Уж поблиднел закат румяный
С друзьями, в гриднице высокой Над усыпленною землей;
Владимер - сонце пировал Дымятся синие туманы
Меньшую дочь он выдавал И всходит месяц золотой;
За князя храброго Руслана, Померкла степь, трапою темной
И мед из тяжкого стокана Задумчив едет наш Руслан
За их здоровье выпевал.

3.
А дитя волну торопит:
«Ты волна моя, волна
Ты гульлива и вальна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Точишь берег ты земли,
Подымаешь корабли».

Факты биографии.

1.Декабрь 1825 года. Декабрьское восстание. Расскажите об отношениях С.Пушкина к декабристам. Где был поэт во время восстания?
В ссылке, Михайловском.

2.Какое отношение имеет к Пушкину Абрам Петрович Ганнибал?
Прадед Пушкина по материнской линии, воспитанник и сподвижник Петра1.

3.Назовите точную дату гибели А.С.Пушкина и место, где произошла дуэль.
10 февраля 1837 года, Черная речка в Санкт-Петербурге.

4.Назовите имя жены Пушкина. Какую роль сыграла эта женщина в судьбе поэта?
Наталья Николаевна Гончарова.

Лицей.

1.В каком году был открыт Царскосельский лицей, каким царем и кого туда набирали?
19 октября 1811 года, Александром 1, мальчиков из самых знатных семей.

2.Какую цель ставил император, открывая лицей?
Царь хотел воспитать образованных и верноподданных ему людей.

3.Январь 1815 года; в лицее экзамен; очередь доходит до юного Пушкина. Он читает свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Какой поэт присутствовал на экзамене и слушал Пушкина?
Г.Р.Державин

4.На экзамене в лицее министр просвещения, обратившись к отцу Пушкина, сказал: «Я бы желал образовать вашего сына и в прозе», на что Державин воскликнул Что сказал Г.Р.Державин?
Нет, оставьте его поэтом.

Друзья.

1.Мой первый друг, Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Кому посвящены эти строки? Где они были написаны?
Ивану Пущину, в Михайловском, январь 1825 год.

2.Назовите настоящие имена и фамилии этих людей: Жанно (Иван Пущин), Кюхля (Вильгельм Кюхельбекер), Француз (Александр Пушкин).

3.Прибыв из ссылки, из Михайловского в 1826 году Пушкин сразу предстал перед Николаем 1, на вопрос царя, принял бы он участие в восстании декабристов, прямо ответил .. Воспроизведите ответ Пушкина.
«Непременно, государь! Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем».

4. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

5. Почему Пушкин называет Отечеством именно Царское Село, хотя родился он в Москве?
Годы учебы в Лицее – лучшие в жизни поэта, там зародилась дружба на всю жизнь.

Творчество Пушкина.

1. Как называлось первое крупное произведение Пушкина и в каком году оно было написано?
1820, «Руслан и Людмила».
2.А.С.Пушкин писал в письме к Плетневу: «Написал прозой несколько повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Назовите эти повести. Под каким псевдонимом они вышли?
«Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Повести Белкина.
3.Пушкин много путешествовал по России, но было два места в российской глубинке, где ему особенно хорошо писалось и где были созданы многие его лучшие произведения. Назовите эти деревеньки.
Михайловское – Псковская губерния, Болдино – Нижегородская губерния.
4.После выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила» известный русский поэт, которого очень любил и уважал Пушкин, подарил Александру Сергеевичу свой портрет, на котором написал
В.А. Жуковский, «Победителю ученику от побежденного учителя».

Сказки.

1.Назовите героя сказки Пушкина, который умел передвигаться по воздуху, незаметно присутствовать на царских пирах и слушать, что там говорят. Ему трижды удавалось обезвредить своих врагов.
Князь Гвидон превращался в комара, муху, шмеля, укусил ткачиху, повариху, сватью бабу Бобариху.
2.В какой сказке Пушкина есть выражения: в путь-дорогу снарядился, с утра до ночи, день и ночь, глаз не сводит, спору нет, дал слово, делать нечего?
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
3.Назовите героиню сказки Пушкина, сумевшей победить три царских войска, погубить трех царей и потом исчезнуть бесследно.
Шамаханская царица.
4.«Призадумался поп, стал себе почесывать лоб. Щелк щелчку рознь. Да понадеялся на» На что надеялся поп?
На русский авось.
5.«Что ты, баба, белены объелась?» - спрашивает старик у старухи. Что такое белена?
Ядовитое растение с одурманивающим запахом, здесь в значении «одуреть».
6.Как удалось Балде пронести кобылу «промеж ног»?
Сел Балда на кобылу верхом
Да версту проскакал.

Архаизмы и историзмы.

1.«Сына бог им дал в аршин», говорится в «Сказке о царе Салтане» А сколько это аршин?
Аршин – русская мера длины, 0,71см.
2.Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбки» стала столбовой дворянкой, она была одета так:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка
Что такое кичка?
В старину головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперед остриями.
3.В «Сказке о золотом петушке читаем:
Со злости
Инда плакал царь Додон,
Инда забывал он сон.
Замените архаическую частицу «инда» современной, общеупотребительной.
Даже.
4.Как известно, Чернавка, героиня «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», была сенной девушкой. Кого так называли на Руси?
Сенная девушка при крепостном праве – дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова сени, то есть живущая в сенях.
5.«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости».
Назовите устаревшее значения слова « застава».
В старине место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей.

Дубровский.

1.Сколько лет в романе Маше Троекуровой?
17,23.
2.Кто подал Пушкину идею произведения? Чей рассказ лег в основу?
П.В.Нашокин – близкий друг Пушкина, рассказал про одного небогатого помещика, который имел процесс с соседом за землю.
3.Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?
Состояние ,большое имение, связи в обществе.
4.Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал А.Г.Дубровского?
Дубровский был старинным приятелем Троекурова, они вместе когда-то служили.

Блиц.

1.Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь
Приятно думать у лежанки
Зимнее утро.

2.Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой.
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Узник.

3.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Осень.

1.Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Зимнее утро.


2.Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер и я !
Узник.

3. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столба.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный

1.Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
И.И.Пущина.

2. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницей ручей.
Осень.

3. Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Туча

1 Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
К морю.
2. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе
Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях.

3. У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Руслан и Людмила.

По окончанию игры жюри подводит итоги. Два победителя: один на дорожке, другой – по наибольшему количеству орденов. Происходит торжественное награждение.


















Список используемой литературы:

Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х т., 1980. – Б-ка классики. Русская лит-ра.
Басина М. Жизнь Пушкина: Документально-художественные повести. В 4-х т., 1999 – СПб.: Азбука.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315