Выступление на ШМО гуманитарного цикла на тему МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛОБОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку младших школьников как основа реализации ФГОС.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЛОБОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







Выступление на ШМО по теме:

«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку младших школьников  как основа реализации ФГОС.»







                   Бычкова Оксана Александровна , учитель английского языка МОУ СЛОБОДСКАЯ ООШ
 







Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку младших школьников  как основа реализации ФГОС.
«Великая цель образования – это не знания, а действия»  Герберт Спенсер
В государственных стандартах особое внимание уделяется развитию личности младшего школьника. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать. И решить ее можно в том случае, когда обучающийся станет активным участником учебно-воспитательного процесса. Все мы хорошо понимаем, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний и умений, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности. Вот почему системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта начального общего образования нового поколения. Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.
         Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
         Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельностный подход ориентирует учителя на создание на уроках таких видов деятельности, которые формируют у учащихся умения учиться.  Задача учителя заключается в такой организации учебной деятельности обучающихся, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Необходимой частью деятельностного подхода в обучении младших школьников является контролирующая и оценочная деятельность. Большое внимание уделяем заданиям, которые дети выполняют в парах и группах. В процессе такой деятельности развивается контроль и самоконтроль. Этому способствует работа с рубриками «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др. Каждый ученик контролирует свою деятельность, соотносит полученный результат с образцом. Таким образом, обучение более не рассматривается как передача готовых знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в процессе получения знаний и решения проблем. Все сказанное подчеркивает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.  Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. 
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желание узнавать, открывать, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действий, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Чтобы говорить о системно-деятельностном подходе в образовании в целом, необходимо иметь представление о том, что же собой представляет технология деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Одной из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников является проектная деятельность.
Проектная деятельность вносит определённую лепту в развитие личности ребёнка. Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включён субъект. Обучение школьников проектной деятельности, её организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определённых волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
Какова же технология творческих проектов в начальной школе.
Строить проектную деятельность необходимо с учётом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность и их стремление исследовать неизвестное. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребёнок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далёкая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.
Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определённые методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используется метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки.

На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Он, прежде всего, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Использование системно-деятельностного подхода  в обучении английскому языку.
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.
В деятельностном подходе выделяется результат деятельности, на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Изучение английского языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оно положительно влияет на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; оно имеет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении родным языком.
Деятельностная сущность обучения английскому языку осуществляется через «деятельностные задания», которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в учебно- познавательную деятельность.
Технология деятельностного подхода включает в себя последовательность определнных шагов:
1 шаг. Мотивация (самоопределение к деятельности) – оргмомент урока:
·создаются условия для внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделяется содержательная область (могу).
2 шаг. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности –
·повторение на уроке: актуализация знаний, достаточных для построения нового способа деятельности и тренировка соответствующих мыслительных операций. В конце этапа создатся затруднение – тупик.
3 шаг. Постановка учебной задачи – исследовательский этап: ученики выделяют в учебном диалоге причину затруднения, организуется деятельность по исследованию этого затруднения в форме беседы (предполагаю). В конце этапа выделяется тема и цель урока.
4 шаг. Построение проекта выхода из затруднения – выбор метода разрешения
· проблемной ситуации и выдвижение гипотезы через коммуникативную деятельность (диалог с учениками).
5 шаг. Проверка гипотез, реализация проекта новым способом действия
·(новый материал на уроке).
6 шаг. Первичное закрепление во внешней речи – решение типовых заданий
· новым способом с новым алгоритмом.
7 шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – индивидуальная
· работа по применению нового способа действий, сравнению с образцом и самооценкой.
8 шаг. Включение в систему знаний и повторение – новое знание в контексте
· с уже изученным – известным знанием.
9 шаг. Рефлексия деятельности (итог урока) – самооценка учеником
·деятельности на уроке, степени достижения поставленной цели и результатов этой деятельности.
Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного. Этапы 1, 2, 6-8 – это традиционный подход к обучению; этапы 3-7 (по классификации П.Я. Гальперина), завершение этапа 2 (по классификации Л.В. Занкова), этапы 3, 4, 6, 8 (по классификации В.В. Давыдова) – это идеи развивающего обучения. Сочетание 3 и 4 этапов дали рождение технологии проблемно-диалогического обучения. Ставка на этап 3 – технология исследовательской деятельности. Акцентирование 4 этапа даёт технологию проектной деятельности. Таким образом, технология деятельностного подхода предоставляет учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие «нового» знания.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
4. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального из них.
6. Принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
7. Принцип минимакса заключается в том, что каждому школьнику предлагается содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
Меняются дети, меняется школа. Учителя находятся в постоянном поиске: как научить учеников мыслить и действовать самостоятельно? Ведь именно это сейчас ценится гораздо выше, чем просто эрудиция. И ФГОС нового поколения повторяет нам: вместо простой передачи знаний ЗУНов от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей учащихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умения учиться. И поэтому, сегодня вновь актуальны слова доктора педагогических наук, профессора Уильяма Уорда: «Посредственный учитель предлагает, Хороший учитель объясняет Выдающийся учитель показывает, Великий учитель вдохновляет»









13PAGE 15


13PAGE 14515