Разработка урока по теме Выполнение эскиза печатного пряника урок ИЗО, 4 класс

Выполнение эскиза печатного пряника.
Тип урока:
Открытия нового знания;
Художественно-педагогическая сверхзадача:
Путём созерцания образов-представлений, размышлений о смысловой палитре символики русских пряников прийти к постижению идеи красоты, художественной ценности пряника, как одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества.
Цель:
Формирование умения в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета;
Задачи:
Расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство с традициями пряничного мастерства, их символикой и декором.
Развитие у учащихся способности к эмоционально- личностному проживанию рассматриваемых произведений пряничного мастерства. умения анализировать и критически осмысливать материал.
Привитие любви к русским народным традициям, воспитание чувства патриотизма и гордости за русские национальные корни и бережного отношения к народному искусству и его создателям
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будет сформирован необходимый уровень мотивации учебной и творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, сориентированы на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; бережно относятся к народному искусству и его создателям
У учащихся могут быть сформированы бережное отношение к народному искусству и его создателям.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: учащиеся научатся планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы, организовывать рабочее место.
Учащиеся получат возможность научиться: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом изделии;
Познавательные: учащиеся научатся: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение орнаментов и узоров с целью выяснения их особенностей).
Учащиеся получат возможность научиться: стремится к расширению своей познавательной сферы; поиска существенной информации (по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о народных промыслах и творческой деятельности мастеров
Коммуникативные: учащиеся научатся: пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учащиеся получат возможность научиться: слушать и понимать высказывания собеседников, использовать образную речь при описании пряничных досок и декоративных композиций, совместно договариваться о правилах общения и поведения и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся: Познакомятся с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. Получат представление о многообразии искусства мастеров-резчиков и пекарей, о характере творческой деятельности мастера. Узнают об обрядовой роли пряников в русском быту.
Учащиеся получат возможность научиться: выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы, выполнять изображения с учетом стилизации образа в декоративном рисунке, применять графические выразительные средства.
Методы обучения:
Ведущий метод__комбинированный:
эмоционально образное погружение;
комплексное воздействие искусств;
активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
создание ситуации творческого поиска;
объяснительно-иллюстративный.

План урока

Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

Беседа о русском прянике. Резные пряничные доски и пекарское искусство на Руси. Тульский пряник – гордость туляков.

Объяснение учебного задания. Приемы декоративного изображения форм действительности. Значение цветового контраста.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа учащихся – выполнение эскиза лепного пряника в цвете.

Коллективный анализ детских изделий.


Подведение итогов урока.

Ход урока:
Оргмомент.

Учитель:
Прозвенел звонок, начинается урок.
Тихо сели, на меня посмотрели.
Сообщение темы и целей урока.
- Проверьте готовность своего рабочего места.
Какая сегодня тема урока вы догадаетесь, послушав песню
- О чём эта песня? («Пряники русские»)
- Что вы узнали из слов песни?
-А хотели бы вы ещё больше узнать о прянике?
-А что, вы хотели бы ещё узнать?
(ответы детей)
- Я думаю, на многие вопросы вы узнаете ответы на уроке, а на какие не узнаете, я предлагаю узнать самостоятельно и поделиться потом в классе с ребятами.
3. Планирование.
- Давайте сейчас спланируем нашу работу.
1. Узнаем историю возникновения пряников на Руси;
2. Попробуем сами себя в роли мастера –кондитера нанести свои идеи в краске на готовые изделия, которые вы сделали на уроке технологии. (из солёного теста)
Самостоятельная работа.
Пока наш фон будет сушиться мы продолжим узнавать новое;
3. Узнаем разновидности пряников;
4. Затем продолжим работу с изделием;
5. Организуем выставку работ и оценим работы;
6. Организуем беседу по результатам нашего урока, нашей творческой работы.
- Согласны с таким планом?

4. Работа по плану
- Русская культура богата, разнообразна, и имеет достаточно глубокие корни. Издавна на Руси люди собирались на ярмарке, чтобы повеселиться, купить самые разнообразные товары, продать то, что сделано своими руками. На ярмарке можно было увидеть прекрасные изделия русских мастеров.
Самая существенная черта русского народного промысла –
праздничное ощущение радости.
Л. Н. Толстой

Учитель:   «В календаре каждый день праздник»
И сегодня не исключение. Кто знает, какой сегодня по народному календарю праздник?
И мы тоже сегодня на уроке создадим своим промыслом ощущение праздника и примем со своим товаром участие в ярмарке. Хотелось бы вам принять участие в  «Весёлой ярмарке»?
- Наша главная задача сегодня наполнить лоток коробейника. Кто такой коробейник? (торговец т. е. продавец, который торговал мелкими изделиями. Товар лежал на дощечке, на лотке. Лоток был подвязан на ленточке, которая проходила через шею. Мы постараемся наполнить его знаниями о пряниках и творческими работами .
( Обращаем внимание учащихся на доску с пустым лотком коробейника)

1. История возникновения пряников на Руси
- Упоминание о пряниках можно найти в сказках, былинах, пословицах и поговорках.
Угадайте, из какой сказки? 
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре и дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным
А.С.Пушкин
"Сказка о рыбаке и рыбке"
М.В. Добужинский (русский художник 1875г в книге «Петербург моего детства» писал:
«Румяные яблочки, мятные вяземские пряники, подвешенные на нитках - до чего все это было вкусно именно на рождественской елке.»
- Вспомните новогоднюю песенку про пряники:
Сколько на елочке шариков цветных ,
Розовых пряников, шишек золотых

Не забыт пряник в народных прибаутках, пословицах, поговорках:
- Может, вы, какие-нибудь знаете?
«И пряником не заманишь»,
«Ломается, как пряник»,
«Кнутом и пряником»,
«Ничто не облегчает политику кнута, как пряник»,
«Ребенку дорог пряник, а старцу покой»,
- Вот это уже о чём-то вам говорит?
- Жанры, которые я вам перечислила, где находятся на ленте времени?
- Мы можем уже предположить, в какие времена люди уже умели их печь?

Сегодня мы заглянем в историю рождения русского пряника.

1 ученик
Это лакомство любили на Руси и взрослые, и дети с древнейших времен. Легко представить, какими они были, потому что при археологических раскопках найдены пряничные деревянные формы. Память о пряниках сохранилась и в народном эпосе. В одной былине говорится: «Учили добры молодцы есть пряники печатные». А немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший в 30-е годы 17 века русское государство, в путевых дневниках писал: «позабавившись охотой, угощал нас царь под палаткой пряниками, астраханским виноградом и вишневым вареньем».

2 ученик
С пряниками было связано много народных обычаев, использовали в различных обрядах, праздниках. Их дарили в знак любви и уважения. Особые пряники делались в связи с каким-либо торжественным событием. Пеклись иногда пряники по несколько пудов (в 1 пуде – 16 кг), и чтобы доставить такой подарок по назначению, везли его на санях, да не на одних, а на двух сразу.

3 ученик
Пряник дарился невесте на свадьбу, а заканчивалось свадьба тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив угощение, гости знали, что праздник окончен, пора расходиться по домам. На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям невесты с пряником, а на него клали подарки и деньги. Отсюда и пошло выражение «класть на пряник».
На Руси существовал обычай к каждому значительному дню выпекать строго определенные виды пряников. По народному поверью, считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней.

·
4 ученик
Сегодня в продаже пряники: тульские, вяземские, архангельские, московские, городецкие, воронежские.
Печатные пряники выпускает Тульская кондитерская фабрика. Издавна славилось тульское сладкое угощение. Ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают, что пряничное ремесло здесь возникло гораздо раньше оружейного или самоварного.
Древний промысел в наши дни переживает второе рождение. Сейчас увеличена мощность производства тульских пряников. Особенно большим спросом пользуются сувенирные пряники. Тульские пряники любят и взрослые, и дети. Готовится тульский пряник по оригинальному рецепту из муки высшего сорта с добавлением меда, сиропов, яичной массы, сливочного масла и других компонентов.

Учитель:
Мы с вами будем изготавливать тульский пряник
Ваша задача, угадать, в чём секрет тульского пряника.
(презентация)
- Что вы заметили? Контраст коричневый - белый.

Самостоятельная работа
Приступая к самостоятельной работе, ребята, вы должны помнить, что цветовое решение должно быть близко к оригинальному прянику.
- Сейчас вы возьмёте широкую кисточку и нанесёте соответствующий только коричневый фон, он должен минут 10 посушиться, а пока пряник будет сушиться, мы будем заполнять лоток коробейника новыми знаниями о прянике.
По плану – виды пряников
Лепной пряник         Пришёл к нам из древней Руси. Сегодня лепные пряники - это большая редкость. Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетёрка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии. А вы помните, что наши предки были язычниками. Это, что значит? Лепили пряники из грубой ржаной муки, соли и воды. Лепят из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки. Каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура. Еще их называют "козули". Название «козуля» образовано не от слова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (жителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), обозначающего «завиток», «змейка»              "Витушки" - эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры.
Вырезной (силуэтный) пряник       Вырезается из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества. В святочные недели выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме.
Печатный пряник - эти пряники отпечатывают (отформовывают) из теста в специальные деревянные формы-изложницы. Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или "пряницами”, имели обратный рельеф, или, как его еще называют, контррельеф. Красота и качество пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли “знаменщиками".
Пряник в России присутствовал в рационе всех социальных слоев - от стола Великого Государя до бедной избы крестьянина. Не обходилось застолье без пряников и в купеческих семьях, семьях чиновников и помещиков.

В некоторых областях (например, в Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение – в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и падая, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки, которая длилась обычно неделю, увозили по 15 – 20 пудов вкусного лакомства.
Людей, которые изготавливали их, называли «прянишниками». Профессия эта передавалась из поколения в поколение: из рода в род, от отца к сыну передавали пекари-умельцы свое мастерство. Так появились распространенные в наши дни фамилии «Прянишниковы» и «Пряниковы».
Выпекались пряники по готовым деревянным формам (пряничным доскам). Внешний вид и красота продукции зависели от этих форм. Многообразием, богатством декоративного убранства отличались деревянные пряничные доски. Любимым занятием на Руси всегда было печение пряников на меду.
Уже в 17 веке пряничные доски получили широкую известность. Различную форму пряникам придавал резной узор, которым декорировалась доска. Рельефная, углубленная резьба доски при выпечке давала на пряниках выпуклое изображение. Иногда по краям пряника делались надписи на славянском языке.
В разных областях страны готовили пряники по-разному.
Самыми красивыми считались печатные пряники. В них сочеталось мастерство резчиков пряничных досок и творчество пекарей-пряничников.
Для усиления декоративной выразительности пряников важно умение применить различные приемы декоративного украшения изделия. Цвет темно-коричневого медового теста красиво сочетается с украшениями, выполненными сахарным сиропом (белым, светло-коричневым и т.д.).
Чтобы тесто превратилось в готовое изделие, нужна форма. Лучшие тульские резчики по дереву вкладывают свое умение и фантазию в изготовление этих, пришедших из древности приспособлений.
Большинство форм сделаны самобытным художником, потомственным оружейником Василием Борисовичем Соколовым. За несколько десятков лет по его формам в Туле и других городах России выпущено более 800 образцов пряников. Талант искусного резчика унаследовал от Василия Борисовича его сын Александр. Его формы отлично выполнены и посвящены родному городу и области, 600-летию Куликовской битвы, Ясной Поляне, персонажам детских сказок.
В канун празднования Победы советского народа над фашистской Германией в город Тулу приезжал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, где ему был вручен огромный тульский пряник – символ города, символ радушия и гостеприимства.

Физкультминутка.
(двигаемся свободно под музыку детской песни «Пряничная песенка»)

Самостоятельная работа учащихся –завершение эскиза фигурного пряника в цвете.

Все детали орнаментального украшения наносятся кистью и тычком по цветной поверхности изделия.

Коллективный анализ детских уроков.

А теперь заполним лоток коробейника и на ярмарку (под песню «Ярмарка»)

Домашнее задание.

К следующему уроку вам нужно подобрать занимательный материал о пряниках: стихи, пословицы, поговорки и т.д. А желающие могут попробовать испечь тульский пряник по рецепту.

Подведение итогов урока. Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали и чему научились? Можем ли мы теперь сказать, что пряник – это обычное кондитерское изделие? (ответы детей)
Молодцы! Всем спасибо за урок.

Тульский пряник
Для теста:
Маргарин 100 г
Яйца 2 шт.
Сахар 1 стак. (200 мл)
Соль 1/4 ч.л.
Сода 1 ч.л. (не гасить, разрыхлителем не заменять)
Мёд 2 ст.л.
Корица 1 ст.л.
Мука 3,5 4 стак.
Для начинки:
Повидло или варёная сгущёнка ок.400 г
Глазурь:
Молоко 2 ст.л.
Сахар 4 ст.л.
Приготовление:
Все ингредиенты, кроме муки, сложить в кастрюлю.
Поставить на водяную баню, держать на ней минут 10, периодически помешивая. Масса будет сильно пениться. Снять с водяной бани и сразу частями засыпать муку. Тесто не должно быть слишком тугим, но и липким тоже быть не должно. Разделить тесто на две неравные части 40% и 60%. Большую часть раскатать, подсыпая муку или прямо на бумаге для выпечки. Толщина около 5 мм. Если печь без бумаги, то смажьте противень.
Перенести тесто на противень, накрутив пласт на скалку, сделать бортики.
Положить повидло или варёную сгущёнку. Меньший пласт также раскатать и накрыть повидло сверху. Боковинки слепить вилкой. Печь пряник при температуре 180 гр. около 25-30 мин. Если пряник пересушить в духовке, он будет более жёстким. Как только вынули пряник из духовки, готовим глазурь. Пряник надо смазывать ещё горячим.
Итак, наливаем в кастрюлю 2 ст.л. молока, добавляем 1 ст. л. сахара, кипятим при помешивании до растворения сахара. Как растворилась первая ложка добавляем вторую и так все четыре.
Горячей жидкой глазурью покрываем пряник.









13PAGE 15


13PAGE 14815