Руководство исследовательской работы ученицы 10 класса Налбандян Анаит по биологии на тему: Метод кнута и пряника в обучении


МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»
Донская академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Секция: Психология
Подсекция: Психология образования
Тема: Метод кнута и пряника в обучении
Автор работы:Налбандян Анаит, 10 класс,МБОУ Чалтырская СОШ №1,с. Чалтырь, Ростовская область
Руководитель: Секизян Наталья Викторовна,учитель биологии,МБОУ Чалтырская СОШ №1,с. Чалтырь, Ростовская область
г.Ростов-на-Дону2017 год
Метод кнута и пряника
Содержание:
Введение
Актуальность – стр.3
Цели и задачи – стр.3
Объект исследования – стр.3
Гипотеза – стр.3
Проблема – стр.3
Основная часть:
Теоретическая часть – стр.4-7
Практическая часть – стр. 7-9
Вывод – стр.9
Использованная литература – стр.9
I. Введение:
Актуальность. Многие учителя пользуются методами поощрения и наказания, зачастую не подозревая о том, что это может оказать значительное влияние на процесс обучения и результат, который обучающиеся показывают. Сейчас многие дети учатся в школах, поэтому и учителям, и детям следует знать, как правильно пользоваться методом кнута и пряника в процессе обучения и нужно ли пользоваться им вообще.
Цель работы: изучение принципов метода кнута и пряника и его воздействия на учащихся
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Исследовать отношение учителей и учеников к данному методу
3. Выявить принципы использования методов поощрения и наказания
4. Вывести некоторые принципы работы для учителей
5. Доказать эффективность метода кнута и пряника
6.Выяснить, каким образом можно формировать желаемое поведение у детей?
Объект исследования: метод кнута и пряника
Гипотеза: Метод кнута и пряника может благотворно влиять на процесс и результат обучения при корректном использовании
Проблема: Некорректное использование учителями метода кнута и пряника может привести к негативным последствием, но эти последствия зачастую ими недооцениваются.
В 1968 году психологом Р.Розенталем был проведен эксперимент среди учащихся начальных классов одной из американских школ. Проведя тест на IQ, он случайном образом выбрал каждого 5-го тестируемого и сообщил их педагогам, что эти дети были наделены выдающимися умственными способностями и в будущем будут показывать высокие результаты. Через год, измерив коэффициенты интеллекта тех же самых детей, психологи выявили, что их средние показатели на самом деле увеличились. Этот эксперимент послужил основой книги Розенталя «Пигмалион в школе» и заставил меня задаться вопросом: «Может ли предрасположенность учителя к определенному результату или его предубеждение против некоторых учеников повлиять на процесс обучения?» Может ли в этих случаях использование определенным образом поощрения и наказания влиять на процесс обучения? Из эксперимента Розенталя следует, что может. Тогда каким же образом будет это происходить и в силах ли учитель использовать поощрение и наказание для получения желаемых результатов в обучении?
II. Основная часть
Теоретическая
Метод кнута и пряника - метод поощрения и наказания — метод совмещения различных способов воздействия или стимулирования: негативного («кнут») и позитивного («пряник»). Метод поощрения и наказания применяется в педагогике, однако также используется в политике, менеджменте, психологии и других областях.
Социальный психолог Дуглас Макгрегор считает, что метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде. При достижении же адекватного уровня существования появляются потребности более высокого уровня, например, в любви и самоуважении, которые делают метод неэффективным. Несмотря на это ,метод наказания и поощрения все еще широко используется в различных областях, в том числе в педагогике.
Одно из направлений в психологии бихевиоризм или поведенческая психология рассматривает все формы поведения, как результат полученный опытом, то есть поведение любого человека – это то, чему они научились, а это означает, что ребенок может вести себя определенным образом, лишь получив соответствующий опыт. Цель учителя состоит в том, чтобы научить ребенка, а основной формой приобретения новых навыков является научение.
Научение – психологический термин, обозначающий процесс привития навыка.
Понятно, каким образом нужно формировать нужное поведение, но можно ли быть уверенным, что оно повторится? Обучение определенным действиям происходит лишь в конкретных условиях, а условия в этом случае – это желаемый результат, которому действие приводит. Это означает, что учитель должен уметь систематически применять подкрепление в обучении детей; подкрепление в этом случае – это последствие, увеличивающее вероятность повторение желаемого поведения в будущем.
Пример. Ученик хорошо выполнил домашнюю работу, и учитель похвалил его. Похвала в данном случае может выступить подкреплением желаемого действия: скорее всего , на следующий день ученик также постарается выполнить домашнее задание.
Если действие не получает подкрепления, то вероятность его повторения уменьшается.
Пример. Ученик, систематический не выполняющий домашнее задание, старательно выполнил его. Учитель поставил хорошую отметку, но не отметил факт выполнения домашнего задания ребенком. В данном случае не оценка выступает подкреплением действия, а реакция учителя. Вероятнее всего, ученик не будет готовиться к урокам и в дальнейшем, ведь учитель не отметил его стараний.
Таким образом, реакция учителя может способствовать закреплению определенных форм поведения у детей, причем следует помнить, что для любого человека подкрепляющие стимулы могут быть разными. Педагогу необязательно реагировать на каждого ученика в отдельности, ведь научение также происходит через наблюдение, т.е. корректная реакция учителя на какого-то ребенка, послужит опытом для остальных (возможно, не всех).
Рассмотрев принципы работы метода подкрепления, мне удалось вывести принципы пользования ими:
Чем ближе подкрепление к действию, тем оно успешнее
Подкреплять нужно не только результат, но и путь к его достижению
Выработать определенный навык можно только по одному критерию
Заканчивать обучение следует всегда на фоне поощрения.
Рассмотрим виды подкрепления:
Позитивное подкреплении – проявление приятного стимула после какого-либо действия , повышающее вероятность его повторения
Негативное подкрепление – устранение неприятного стимула после получения желаемого поведения, то есть это любое поведение, которое успешно препятствует наступлению неприятных последствий. В основе поведения при негативном подкреплении лежит желание избежать возможных неприятных последствий.
Пример. В первом классе на уроке ребенок мешает всем вокруг. Учитель некоторое время молчит, затем отчитывает ребенка, ученик мгновенно затихает. В данном случае речь идет о негативном подкреплении. Основное внимание ученика обращено на то, как не быть наказанным, а не на то, как вести себя правильно.
Негативное подкрепление следует отличать от наказания.
Наказание – это предъявление болезненных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность его повторения.
Отличие наказания от негативного подкрепления заключается в том, что наказание ведет к исчезновению реакции, в то время как негативное подкрепление ведет к обучению путем избегания.
Используя положительное подкрепление можно быстрее установить тишину в классе, чем используя наказание, потому что при наказании дети получают лишь информацию о том, чего нельзя делать.
Широко известно, что не всегда жесткость приводит к нужному результату, и многих чересчур строгих учителей ученики недолюбливают. Означает ли это, что наказанием и вовсе пользоваться не следует? Это ошибочное утверждение. Любой процесс научения не может обходиться без наказания, потому что оно устраняет нежелательное поведение; главное, чтобы оно не сопровождалось психическим или физическим насилием – это лишь приводит к тому, что дети становятся агрессивными, учатся срываться на более слабых. К сожалению, многие учителя совершают ошибки, применяя наказание. Особенно, когда учителя не отслеживают нежелательное поведение и находят способ изменить его, а когда пытаются (хоть и бессознательно) унизить или оскорбить личность ученика. Систематически предъявляемые жесткие требования формируют либо конформное, либо протестное поведение по отношению к другим требованиям. Это не является целью современной педагогики, потому что означает зависимое действие.
Вот, чем опасно некорректное наказание:
Наказание, которого невозможно избежать, заставляет детей ненавидеть себя и других
Наказание учит детей тому, что с ними что-то не так и формирует заниженную самооценку
Если дети не понимают причины наказания, то они начинают бояться
Американский психолог Б.Скиннер доказал неэффективность наказания в формировании новых форм поведения. Поэтому бесполезно отчитывать ребенка за нарушение дисциплины в классе, полагая, что это побудит его вести себя тише на других уроках. Может, на уроках этого учителя, делающего замечания он будет вести себя спокойнее лишь затем, чтобы не быть наказанным, то на других уроках ученик будет продолжать нарушать дисциплину.
Наказание может быть эффективным методом воспитания, если при его использовании придерживаться следующих правил
Информированность
Точность
Разумность
Безопасность
Неотвратимость
Соразмерность
Следование за проступком
Также важно наказывать, не затрагивая при этом личность ребенка – тогда он поймет, что учитель уважает в нем личность.
Наказание приводит к исчезновению нежелательного поведения, а как сформировать желаемое поведение у ученика?
Для этого следует использовать метод поощрения.
Поощрение – это метод мотивации, мера признания заслуг материального или морального характера.
В образовании под поощрением понимается выражение ученику признательности и благодарности за добросовестное отношение к учебе и поступки, которые соответствуют желаемому поведению. Наиболее эффективными и часто используемыми методами поощрения являются комплимент и похвала. Комплимент может поднять настроение ученика, прибавить уверенности в себе, а похвала – оценить его достижения в некоторой области и побудить к дальнейшей работе. Следует помнить, что комплименты, сделанные без учета ситуации, перестают обладать подкрепляющим действием. Похвала же, в свою очередь, содержит оценочное суждение и при частом и необоснованном ее использовании, может привести к стремлению у ребенка быть лучшим и доминировать над остальными детьми, в частности, для получения похвалы, а не достижения результата.
Поощрение работает лишь в том случае, когда ребенок по-настоящему заслужил его - тогда он получает удовлетворенность от работы и желание работать еще.
Для того, чтобы поощрение было эффективным средством воздействия, оно должно быть
соразмерным поступку
разнообразным
относиться к поступку, но не личности ученика
учитывать интересы и потребности ребенка
Практическая
Мною были проведены исследования среди учащихся и учителей в форме опроса. Ниже приведены результаты исследований:



Итак, чтобы подвести итог всему вышесказанному следует учесть еще один из феноменов, выведенный Б.Скиннером в своих исследованиях и получивший название генерализация стимула. Его смысл заключается в том, что поведение, подкрепленное в одних ситуациях, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими подобными ситуациями
Например, ребенок, старательно подготовившийся к уроку и получивший похвалу, будет стараться проявлять инициативу и на других уроках.
Или напротив – ученик, получивший замечание «слишком много вопросов» скорее всего не будет проявит свою заинтересованность на других уроках.
III. Вывод:
Несмотря на то, что у любого педагога существуют свои методы преподавания, при обучении желательно придерживаться следующих правил:
Любые требования к ребенку должны быть четко сформулированы и обоснованы, и их не должно быть много
Предъявляя требования, всегда следует помнить, что все люди воспринимают их по-разному – у каждого своя система ценностей
Излагайте требования спокойно, не кричите и ни в коем случае не вымещайте собственный гнев и эмоции на ребенке – этим вы либо запугиваете его, либо показываете собственную слабость, которая более взрослыми учениками будет расценена как некомпетентность и станет причиной потери уважения к вам
Всегда помните, что нужное вам поведение строится только на основе положительного общения и подкрепления
Проявляйте гибкость, как в поощрениях, так и в наказаниях.
Не наказывайте детей в присутствии посторонних – тогда чувство стыда перед людьми перекрывает осознание собственных ошибок
Следует всегда помнить, что воспитывать ребенка, требуя от него немедленного послушания – это не тот способ, которым современная педагогика должна формировать личность. Личность должна быть независимой, но в необходимых ситуациях послушной, а успешно привести к этому результату может только грамотно выстроенное общение.
Таким образом, можно утверждать, что метод кнута и пряника может стать эффективным способом не только в обучении, но и в получении высоких результатов и восприятии учителей как компетентных педагогов.
Использованная литература
Избранные сочинения – А.С. Макаренко
Исследования Е.Николаевой