Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1ст. Кардоникской» «Мы этой памяти верны» Программа Гражданско – патриотического воспитания Обучающихся в МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской» на 2016-2018 г

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1ст. Кардоникской»







«Мы этой памяти верны»

Программа
Гражданско – патриотического воспитания
Обучающихся в МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской»
на 2016-2018 гг.
срок реализации:2 года


Возраст детей: 1-11 кл.
7-18 лет






Калиниченко Л.П.
Учитель русского языка и литературы, педагог организатор










Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1ст. Кардоникской»



утверждаю

Директор МКОУ «СОШ№1ст. Кардоникской»

_________С.А.Богатырев

«Мы этой памяти верны»

Программа
Гражданско – патриотического воспитания
обучающихся в МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской»
на 2016-2018 гг.
срок реализации:2 года

Возраст детей: 1-11 кл.
7-18 лет
Разработчик:
Калиниченко Л.П.
Учитель русского языка и литературы, педагог организатор.








Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Северо-Кавказском федеральном округе.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»

МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской»
Представлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»

Колиниченко Людмилы Петровны
Название работы «Гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»
Номинация -«Гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»



Северо-Кавказский федеральный округ 2016 год
Калиниченко Л.П.



















Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Северо-Кавказском федеральном округе.
Представлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Калиниченко Людмила Петровна
Название работы «Гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»
Номинация «Гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»


Информация об авторе работы:
Дата и место рождения 19.11.47г. ст. Кардоникская, Зеленчукского района, Ставропольского края.
Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail
369154, Карачаево –Черкесская Республика, Зеленчукский район,
ст. Кардоникская, ул. Красная 10 ,(8-878-78) 35-7-59
Место работы или род занятий МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской», учитель русского языка, литературы, педагог организатор.
Почётные звания (при их наличии) «Заслуженный работник народного образовании Карачаево – Черкесской республики.


Северо-Кавказский федеральный округ 2016год
Калиниченко Л.П.

















Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Северо-Кавказском федеральном округе.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Представлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»

Калиниченко Людмила Петровна

Название работы «Гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»
Номинация- «Гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи»


Программа «Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской» на 2016-2018 г.г выдвинутая для участия в конкурсе регионального этапа Всероссийского конкурса методических пособий по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Мы этой памяти верны» в номинации «Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки», представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития детского коллектива. Данная программа позволит целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание, с учетом социального заказа общества школе, опоры на внешние и внутренние возможности школы в решении стоящих перед ней проблем, особенностей и возможностей воспитанников.
Данная программа направлена на формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества. Целью ее создания являлось объединение всех педагогических усилий в рамках школьного образовательного процесса по воспитанию гражданственности. Под гражданственностью понимается такой уровень культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного устройства, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников, Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которых ежегодно проводятся смотр песни и строя, спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», конкурс военной инсценированной песни, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», «Солдатский треугольник», конкурс детских рисунков, стихов, рефератов и тематических газет.
Воспитание школьников на основе данной программы в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, к родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-патриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества. При реализации программы учитываются возрастные особенности детей: для детей начальных классов – это проведение мероприятий с элементами игры, для среднего возраста – различные викторины и спортивные соревнования, для старшего звена – это лектории, беседы, спортивные соревнования, социальные и благотворительные акции, музейные уроки и т.д.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру.
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.
По завершению программы ожидаются следующие результаты:
- высокие этические нормы поведения и жизни;
- активная гражданская позиция;
- стремление к духовному обогащению и развитию;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
- уважение к родителям;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- стремление к здоровому образу жизни;
- участие в ежегодных школьных проектах.

Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся;
- формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся;
- формирование предпосылок к стабилизации и снижению числа правонарушений, совершаемых подростками.
Программа воспитывает в детях любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, готовит к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской» на 2016-2018 г.г выдвинутая для участия в конкурсе регионального этапа Всероссийского конкурса методических пособий по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Мы этой памяти верны» в номинации «Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки», представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития детского коллектива. Данная программа позволит целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание, с учетом социального заказа общества школе, опоры на внешние и внутренние возможности школы в решении стоящих перед ней проблем, особенностей и возможностей воспитанников.
Данная программа направлена на формирование у обучающихся способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества. Целью ее создания являлось объединение всех педагогических усилий в рамках школьного образовательного процесса по воспитанию гражданственности. Под гражданственностью понимается такой уровень культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного устройства, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников, Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которых ежегодно проводятся смотр песни и строя, спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», конкурс военной инсценированной песни, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», «Солдатский треугольник», конкурс детских рисунков, стихов, рефератов и тематических газет.
Воспитание школьников на основе данной программы в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, к родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-патриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества. При реализации программы учитываются возрастные особенности детей: для детей начальных классов – это проведение мероприятий с элементами игры, для среднего возраста – различные викторины и спортивные соревнования, для старшего звена – это лектории, беседы, спортивные соревнования, социальные и благотворительные акции, музейные уроки и т.д.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру.
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.
По завершению программы ожидаются следующие результаты:
- высокие этические нормы поведения и жизни;
- активная гражданская позиция;
- стремление к духовному обогащению и развитию;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
- уважение к родителям;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- стремление к здоровому образу жизни;
- участие в ежегодных школьных проектах.

Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся;
- формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся;
- формирование предпосылок к стабилизации и снижению числа правонарушений, совершаемых подростками.
Программа воспитывает в детях любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, готовит к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы
Гражданско-патриотическое воспитание обучающиеся МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской» на 2016-2018 г.г

Разработчик Программы

Педагог – организатор Калиниченко Л.П.


Исполнители Программы
Педагогический коллектив
Обучающиеся
Родители

Научно-методическая основа
Нормативно-правовые документы, приказы, программы муницпального, регионального и Российского уровня

Основные этапы и формы обсуждения Программы.
1. Обсуждение в коллективах учащихся, педагогов, родителей.
1. «Мозговой штурм».
2. «Круглый стол» на МО классных руководителей, на заседании Педагогического совета.

Кем принята Программа
Педагогический совет.





Цели и задачи Программы
Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, обучающихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников.
Формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству.
Развивать у обучающихся потребность в познании культурно-исторических ценностей.
Привлекать обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования.
Изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии.





Ожидаемые результаты
Гражданско-патриотическая зрелость обучающихся школы:
- высокие этические нормы поведения и жизни;
- активная гражданская позиция;
- стремление к духовному обогащению и развитию;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- стремление к здоровому образу жизни;
- участие в ежегодных школьных проектах.

Срок действия Программы
2016-2018г.г

Этапы реализации Программы
I этап – организационно-мобилизационный (2016г.).
II этап – практический (2016-2017гг.).
III этап - итогово-обобщающий (2018г.).


П Р О ГР А М М А
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МКОУ «СОШ №1 СТ.КАРДОНИКСКОЙ»
НА 2016-2018 г.г
Аннотация Программы

Направление: Комплексные программы, формирующие и развивающие у молодежи гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

1. Актуальность:
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Дополнительное образование школы охватывает все направления внеклассной деятельности и ведется на основе типовых программ личностного общения и взаимодействия детей и взрослых. Именно в сфере дополнительного образования реализуется одно из приоритетных направлений деятельности детей и подростков - формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданине, обладающего политической культурой, критическим мышлением способностью самостоятельно сделать свой политический выбор.
В школе созданы и действуют следующие объединения по интересам:
* Юные инспектора движения
* Юные друзья природы
* Патриот
* Волонтеры
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному.
Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Некоторые из них рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то – только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься.
Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе. Важнейшая задача школы – развивать личность школьника, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Но надо учитывать, что формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно поводиться совместно с семьей и через семью. Наша школа – это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.
Не случайно в этом учебном году в нашей школе родители включились в реальную жизнь класса: они участники и организаторы ключевых дел в школе. Родители активно проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, становятся руководителями в научно-исследовательской работе учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи.
В Программе:
- отражены приоритетные направления и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию;
- указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач.


Цель Программы:
создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

Задачи:
провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству;
развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность;
привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества;
изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России.

Принципы, на которых строится Программа:
систематичность;
открытость;
доступность;
субъектная позиция учащихся;
воспитание через социально значимую деятельность;
интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей.

География: МКОУ «СОШ №1 ст. Кардоникской»

Сроки и этапы реализации Программы:
I этап – организационно-мобилизационный ( 2016г.):
аналитическо-диагностическая деятельность;
поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
изучение современных технологий.

II этап – практический (2016 -2017 гг.):
использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
промежуточный контроль.
III этап - итогово-обобщающий (март-май 2018г.):
обработка и интерпретация данных;
соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.

Кадровое обеспечение:
1) Организация работы методического объединения классных руководителей по гражданско-патриотическому воспитанию.
2) Гражданско-патриотическое просвещение учащихся, родителей через классные часы, семинары, конференции.
3) Социальное проектирование.
4) Приглашение в классы таких специалистов, общественных деятелей и политиков, которые способны учитывать специфику детского и подросткового возраста.

Нормативно-правовые документы, приказы и программы муницпального, регионального и Российского уровней:

Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Национальная доктрина образования в РФ,
Конвенция ООН о правах ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными нормативно – правовыми актами, Конституцией Карачаево – Черкесской Республики,
Закон Карачаево – Черкесской республики «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево – черкесской Республики»,
Другими нормативно – правовыми актами Карачаево – Черкесской Республики и администрации Зеленчукского муниципального района,
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2016 годы»,
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Программа включает в себя следующие направления:
1. Музей «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2.Развивать ученическое самоуправление. 3.Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Мой край родной. Моя Карачаево- Черкесская Республика.
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин КЧР». 3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 9 классы.
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
Школьное ученическое самоуправление.
Участие в тематических конкурсах, викторинах, выставках.
Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Реализация Программы рассчитана на 3 лет.


2. Календарно-тематическое планирование.

№№ п/п
Дата
Название мероприятия
Ответственные

I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.

1
В течение учебного года
Использование потенциала учебных курсов литературы, обществознания, истории, права.
Зам. директора
по УВР

2
В течение учебного года
Организация целостного учебно-воспитательного процесса.
Руков.МО по пред-метам, учителя

3
В течение учебного года
Гуманитаризация образования.
Руководители МО по предметам

4
В течение учебного года
Проведение уроков в библиотеке, музеях.
Зав. библиотекой, учителя

5
В течение учебного года
Проведение интегрированных уроков истории, литературы по патриотическим темам.
Учителя, руководители МО

II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся строится на тесном сотрудничестве с родителями.

2.1. Воспитание гражданско-патриотических чувств через знаменательные даты, события, государственные праздники, школьные традиции.

1
Сентябрь-январь
Дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск и памятные даты в истории Отечества.
Зам.дир.по ВР, педагог - организатор


2
Январь
Вечер встречи выпускников школы

Зам.дир по ВР
Классн.руковод.

3
Февраль
Месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества.

Учит.физкульт., истории, ОБЖ, кл.рук., педагог - организатор зам.дир по ВР

4
Апрель-май
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Кл.рук., учителя физкультуры, зам.дир по ВР

5
В течение учебного года
Юбилейные даты школы, станицы, России.

Зам.дир по ВР
Совет музея

6.
Сентябрь
Май
«Первый звонок»
«Последний звонок».
ЗВР, кл.руководители 1- 11-х кл.

2.2. Жизнь замечательных людей.

1
Сентябрь, соответственно датам в тече-ние учеб.года
Тематические классные часы «Почетные граждане станицы, России», «ЖЗЛ».
Классные руководители
1-11 классов

2
Январь
Встречи с замечательными людьми школы, и т.д.
Кл.руков. 1-11 кл., Совет музея

3
Сентябрь, ок-тябрь, декабрь, апрель, май
Конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, викторин.
Классные руково-дители, педагог – организатов, зав. библиотекой,
зам.дир по ВР

4
Сентябрь, декабрь
Ратные и трудовые подвиги моих земляков.
Классные руков., Совет музея

2.3. Любовь к Родине начинается с семьи.

1
В течение года
Работа вокруг социально значимых проектов
Родители, обучающиеся, кл. Руков.

2
Октябрь, ноя-брь, апрель, май, в течение учебного года
Тематические классные часы: «Моя родословная», «Я и моя семья», «Мой дом – моя крепость», «Тайны бабушкиного сундука», «О чем поведал семейный альбом», «Письма с фронта».
Классные руково-дители, родитель-ский комитет, учитель ОРКСЭ

3
Октябрь, ноябрь, апрель, май
Совместные праздники родителей и учащихся: «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка».
Классные руков., родительские комитеты, педагог – организатор, зав. библиотеки

4
Октябрь, март, май
Конкурсы, выставки, проекты «Моя семья – мое богатство».
Классные руков., учащиеся, УС

5
Февраль
День родительского самоуправления.
Попечит. совет

6
Март, в тече-ние учебного года
Конференции, родительские собрания: «Лента времени», «Золотые россыпи семейной педа-гогики», «О нас и наших детях».
Администрация, Попечит. совет, родит. комитет,

7
Май
Чествование родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе.
Кл.руководит., соц.-псих., директор школы.

2.4. Жить – Родине служить.

1
Сентябрь, декабрь
Военно- патриотические викторины.
Учителя истории, физкультуры, учитель ОБЖ.

2
В течение учебного года
Спортивные соревнования по мини-футболу, волейболу.
Учителя физкультуры

3
Ноябрь
Читательская конференция, чтение и обсуждение книг о героях Великой Отечественной войны.
Зав.библиотекой, кл.руководители 5-7 классов

4
Январь
Тематический вечер «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина России».
учит.физ-культуры, кл.рук., 9-11 кл.зам. директора по ВР

5
Февраль
Военно-спортивный праздник «Армейские забавы».
Учит.физкультуры, кл. рук. 9-11 кл.

6
Февраль
Смотр песни и строя.
Кл.рук., уч. физ-ры

7
Март
Молодежная спартакиада по игровым видам спорта
Учителя физ-ры

8
Май
Военно-спортивный праздник «А ну-ка, парни».
Учителя физкуль-туры, кл.рук.

9
Май
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы.
Учителя физкультуры

2.5. Школьный музей «Связь поколений».

1

Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май
Тематические экспозиции:
- История ст. Кардоникской
- Учителя – ветераны
- Летописи классных дел
- Выпускники разных лет
- Школа им. Дзержинского
- История школьного спорта
- Блокада Ленинграда
-КЧР – моя республика
- День Победы
Совет музея

2
В течение учебного года
Экскурсия по школьному музею.
Совет музея

3
В течение учебного года
Тематические классные часы на базе школьного музея.
Классные руков., Совет музея

4

Май

Февраль
Конкурсы сочинений, рисунков, викторин:
- «Я на Кавказе был рожден»;
- «Есть такая профессия – Родину защищать»
Совет музея, учитель ИЗО, педагог – организатор, учит. русск.и литер.

5
Октябрь, март
Экологический марафон «Земля наш дом, и нам его беречь»
Кл.рук.1-11 кл., организатор - педагог

6
В течение учебного года
Работа по проекту « С чего начинается школа ».
организатор - педагог

2.6. «Будущее начинается сегодня»: формирование гражданской позиции через ученическое самоуправление.

1
В течение учебного года
Школа Лидера.
Совет старшекл., зам.дир по ВР

1
Сентябрь
«Я – гражданин России». Выборы совета школы
Зам.дир. по ВР кл.рук.

2
Октябрь
От слов – к делу: «Законы, по которым живем».
Совет старшекл., кл.рук.1-11 кл.

3
Октябрь
«Посвящение в первоклассники».
Совет старшекл., СДО «РИТМ»
кл.рук. 1-х кл.

4
Ноябрь
«Шагаем в будущее».
кл.рук.1-11

5
Декабрь
«Мое здоровье в моих руках»
Кл.рук.1-11 кл.

6
Январь
«Школа – это поиск смысла жизни, профессиональное самоопределение».
Совет музея,
кл. рук., зам.дир по ВР

7
Февраль
«Я - патриот»
Совет лидеров.

8
Апрель
«Я – патриот»: конкурс строя и песни
Учителя физкультуры

9
Март
«Социально значимые проекты»
Проектные группы

10
Апрель
«Я- лидер»: слет лидеров всех классов.
Совет старшекл. СДО «РИТМ»

11
Май
«Вот и стали мы на год взрослей»: подведение итогов.
Совет самоупр., классные руковод.




Формы организации деятельности

Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в дни воинской славы. Использование на Уроках Мужества документальных и художественных фильмов.
Экскурсии по достопримечательностям города и края. Заочные экскурсии в военно-учебные заведения, ознакомление школьников с их ритуалами. Походы по родному краю.
Участие в поисково-исследовательской работе. Операция «Доброта». Социально значимые проекты. Работа школьного музея «Связь поколений».
Проведение исторических конференций с выступлениями на них школьников с патриотическими докладами и научными работами по патриотической тематике.
Интегрированные уроки патриотической направленности. Циклы уроков по темам с патриотической направленностью.
Уроки памяти.
Библиотечные уроки, выставки новинок литературы «Школьнику о законе»
Конкурсы: сочинений, рисунков, чтецов, посвященные знаменательным датам; военно-патриотической песни.
Праздники: «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, парни», «Смотр песни и строя», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Фестивали, концерты.
Соревнования, спортивные игры, эстафеты.
Выставки, экспозиции, марафоны.


Методы организации деятельности

- Поисковая работа,
- метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,
- метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,
- использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свою станицу, свой район;
- организация экскурсий и встреч с почетными жителями;
-вооружение обучающихся основами знаний о родном крае, о родной станицы;
- организация краеведческой работы;
- организация поисковой работы,
- социального проектирования.
Проведение патриотических уроков на базе школьного музея.
Приглашение воинов запаса, выпускников школы, для участия в Уроке Мужества «Мы верим в тебя, солдат!» с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.
Проведение военно-спортивных игр с привлечением воинов запаса, совета ветеранов УФСБ по Зеленчукскому району.
Проведение музыкальных фестивалей патриотической песни «Песня в солдатской шинели»

3. Аналитическая справка об опыте реализации Программы за последние годы

В 2014 году на педагогическом совете школы была принята предыдущая Программа, в которой определились ведущие направления в работе школы по гражданско-патриотическому воспитанию. В данной программе было решено совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию через:
- системный подход в организации воспитательной работы классного руководителя с обязательным проведением экскурсий, поисковой деятельности, посещением музеев, Уроков Мужества, творческих конкурсов строя и песни, стихов, спортивных праздников;
- воспитательно-развивающий потенциал урока;
- включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления;
- развитие научно-исследовательской работы в школе «Формирование патриотизма через краеведение»;
- систему работы с родителями «Любовь к Родине начинается с семьи».
По итогам реализации предыдущей Программы можно проследить динамику эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию (Приложение 1).
За последние годы в этом направлении прослеживается системный подход :
1 класс – доминирует нравственно-эстетическое воспитание: «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и природа», «Я и мое “я“». Но и государственные праздники и народные, школьные традиции сохраняют свою значимость в общем годовом планировании.
2 класс – доминирование духовно-нравственного воспитания: коррекция, закрепление, углубление, расширение знаний и поведенческих новообразований. Общественно значимая тематика: «Я и здоровье», «Я и культура», «Я и труд».
3-4 класс – патриотическое воспитание: экология, природа родного края и страны, историческое прошлое, настоящее, будущее. Уроки Мужества, экскурсии, походы, посещение музеев, библиотек, изучение семейных традиций, праздники, выставки, конкурсы, эстафеты – необходимые формы для гражданской позиции ребенка.
5 класс – семейное и нравственное воспитание: «Я и моя семья»: семейный альбом, семейные праздники и соревнования, летопись, «ЖЗЛ». Задача-доминанта - воспитание у ребенка привязанности к семейным традициям и ценностям, позиции хозяина города и страны.
6 класс – интеллектуальное воспитание. Задача-доминанта - воспитание духовной личности, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями и практическими умениями. Формы: интеллектуальные игры, праздники.
7 класс – культурологическое направление: «Дерзайте! Вы талантливы!». Задача-доминанта - воспитание духовной личности, обладающей творческими способностями.
8 класс - эколого-краеведческое и культурологическое направление: «Время, вперед!». Задача-доминанта - воспитание любви к своей малой Родине.
9 класс – профессиональное самоопределение: «Поиск самоопределения». Задача-доминанта - воспитание личной инициативы детей, организация совместной социально значимой деятельности взрослых и детей: КТД, проект «Свой мир мы строим сами».
10-11 класс – гражданско-патриотическое направление. Задача-доминанта - воспитание активного сотрудничества, активной гражданской позиции, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание подлинной любви и уважения к Родине, формирование юных россиян, достойных граждан Отечества: КТД, конкурсы, смотры, День Дублера, защита проектов.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится в соответствии с «Основным содержанием деятельности гражданско-патриотического воспитания» (Приложение № 2). В школе разработана и реализуется «Структура плана работы и действия по реализации Программы» (Приложение № 3).
Результаты личностного развития детей на каждом этапе образования составляют основу гражданской позиции человека в будущей жизни в обществе. При этом содержание самой гражданской позиции напрямую зависит от тех ценностей, которые лежат в основе школьной жизни, от ведущих идей развития школы и от позиции, которую занимает школа в жизни поселка и республики.
Диагностика на выходе из начальной школы: тесты, анкеты, мини-сочинения, рисунки – показывает рост уровня воспитанности, гражданской позиции учащихся. (Приложение № 4). Диагностика учащихся 5-8 классов подтверждает качественные изменения в получении подростками опыта гражданской деятельности в рамках школьного сообщества и в общественно-политической жизни города: повышается уровень воспитанности учащихся, растет общественная активность подростков, понижается процент правонарушений среди подростков (Приложение № 5). Диагностика учащихся 9-11 классов подтверждает гражданско-патриотическую зрелость старшеклассников: это проявляется в правильном выборе жизненных ценностей и жизненного пути (Приложение № 6).
Активная позиция детей 1-11 классов проявляется в их участии в творческих конкурсах разного направления: региональные конкурсы сочинений 2015г. - «Я – гражданин России», 2015г. - «Возвращаясь к истокам», окружной конкурс сочинений и рисунков 2009 г. - «Казацкому роду нет переводу», школьный конкурс чтецов 2009г. - «Для мира воевал солдат», 2013г. - школьный конкурс «Смотр строя и песни», 2014г. - окружной и городской конкурсы «Песня в солдатской шинели»
Повседневная, целенаправленная систематическая работа по формированию личностных качеств гражданина и патриота пронизывает весь процесс обучения. Это подтверждается результатами диагностики учащихся. Из опрошенных учащихся во время уроков получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет ученикам обогатить знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России: 2014-г. – 84%обучающихся; 2015г. – 91% обучающихся.
Понимание ценностей демократического общества, понимание таких качеств личности, как толерантность, гражданская позиция, патриотизм, по мнению учащиеся, они получают, осваивая общественные науки: 2012г. – 88% учащихся; 2013г. – 94% учащихся.
По опросу учащихся, гуманитарные дисциплины способствуют проявлению собственной их нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению их социокультурного опыта: 2012г. – 90% учащихся; 2013г. – 96% учащихся.
Реализовать собственную гражданскую позицию учащимся помогает включенность их в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий. В школе существует школьное ученическое самоуправление. За последние два года наблюдается положительная динамика детской активности в общественных делах, растет процент охвата обучающихся, занятых в самоуправлении: 2014г. – 34% учащихся; 2015г. – 55% учащихся. Итогом работы школьного самоуправления в школе стал Слет лидеров «Будущее зависит от нас», который состоялся в мае 2015г.
«Формирование патриотизма через краеведение» - одно из направлений в научно-исследовательской работе учащихся школы в гражданско-патриотическом воспитании. Самые разные темы выбирают и разрабатывают школьники: «Лекарственные растения КЧР», «Времена года в КЧР».
За последние два года большие победы достигнуты учащимися в спорте: 2008- I место по мини-футболу, 2009г. – 3 место в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы. 2008г. - I место по футболу.
Положительные результаты за последние два года достигнуты в работе с родителями.
«Любовь к Родине начинается с семьи». Ежегодные родительские встречи, собрания, конференции, праздники объединяют родителей, учащихся, учителей в крепкий союз. Родители приняли активное участие во время проведения уроков с детьми на самые разные темы: «В мире профессий», «Нравственно-патриотическое воспитание», «Музыка в нашей жизни», Урок Мужества, «Я горжусь своим трудом», «Профессия геолога – самая интересная», «Урок нравственности», «Урок этикета», «Урок вежливости», «Театральный урок», «ОБЖ», «Правила дорожного движения», «Толерантность по отношению к », «Здоровая семья – основа нации» и др.
Единая школьная семья – тема торжественной линейки «Последний звонок» для 9-х- классов. Праздник «Последний звонок» в 11-х классах перелистал страницы символичного «Семейного альбома». Итог работы с родителями в этом учебном году был подведен благодарностями на производство в адрес пап и мам учащихся школы.
Из всего вышесказанного следует: Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи реализуется в школе с динамикой эффективности работы.

4.Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность

Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:
- высокие этические нормы поведения и жизни;
- активная гражданская позиция;
- стремление к духовному обогащению и развитию;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
- уважение к родителям;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- стремление к здоровому образу жизни;
- участие в ежегодных школьных проектах.

Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.

5. Перспективы дальнейшего развития

Школа работает и сохраняет лучшие традиции гражданско-патриотического воспитания детей, подростков, молодежи. Но, чтобы стать настоящим патриотом, надо владеть не только морально-психологическими качествами, но и специальными прикладными знаниями, навыками и умениями. Нам предстоит возродить лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым содержанием. Игра – это выход ребенка в большую жизнь, осуществление его мечты. Игра поможет детям проявить лучшие качества. Через «отделения», «роты», «батальоны», «кадетский корпус» с выполнением обязанностей «курсанта», «командира отделения», «юнармейца», с введением своей формы одежды, знамени, вымпела, шеврона реализуется принцип самоуправления.
Кроме духовно-нравственного воспитания, эта система будет включать в себя:
военно-историческую подготовку;
подготовку по основам жизнедеятельности;
прикладную физическую подготовку.
Необходимо ввести формы военно-патриотической работы:
- Месячник оборонно-массовой работы, боевой славы
- Военно-спортивный праздник
- «Сыны Отечества», «Салют Победы»
- Пополнение экспозиции школьного музея
- Военно-исторические и военно-спортивные игры, комбинированные эстафеты, марш-броски
- Слеты, финалы
- Торжественные построения у памятных мест
- возложение цветов


6. Партнеры по реализации Программы

Администрация Муниципального образования МКОУ «СОШ №1
ст. Кардоникская, Районный историко-краеведческий музей, совет ветеранов.


Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.




























Приложение №1



























Приложение №2

Основное содержание деятельности
по гражданско-патриотическому воспитанию.

I – IV классы. История малой Родины. История жизни и деятельности российских и советских военачальников, писателей, поэтов. Государственная, военная символика, военная песня. Основы пожарной безопасности. Основы правил дорожного движения. Права и обязанности гражданина России.

V – VIII классы. Жизнь и деятельность знаменитых людей. История ст. Кардоникской . История военной символики. Права и обязанности гражданина. Физическая подготовка. Строевая подготовка.

IX – XI классы. История станицы, района, республики. Права и обязанности гражданина России. Жизнь и деятельность знаменитых людей. Строевая, физическая подготовка.







Приложение № 3

Структура плана работы и действий по реализации Программы.


Семейное воспитание.

II. Воспитание в образовательном учреждении.
Здоровье и безопасность жизнедеятельности.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация.
Исследовательская работа и краеведение.
Патриотическое, гражданско-правовое воспитание.
Профилактика преступности среди детей и молодежи, работа с детьми «группы риска».
Развитие детских общественных объединений, ученического самоуправления.
Работа школьного музея «Связь поколений»

Воспитание в системе дополнительного образования.






































Приложение №4





















































Приложение №5


Уровень воспитанности учащихся:


















Динамика правонарушений:



































Приложение №6

Результаты диагностики
Важность информации получаемой на уроках:

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Понимание ценностей демократического общества:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Какими качествами должен обладать хороший гражданин своей страны:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415















13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entryџ џ џ џ џ џ не придают значение_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1 
·
·не придают значение