Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для 1-4 классов Патриоты России

ОГБОУ «Шацкая кадетская школа-интернат»



Рассмотрено
на МО воспитателей
Протокол № ____
от «________» 2013 г.
Принято
на заседании педагогического совета ОГБОУ «Шацкая кадетская школа-интернат»
Протокол №___ от
«___» «_______»2013г
Согласовано
Зам. Директора по ВР

__________________

Львова Е.В.
«___» «_______»2013г
Утверждаю
Директор ОГБОУ «Шацкая кадетская школа-интернат»
____________________
Василевский В .В.
«___» «_______» 2013г






Рабочая программа
« Патриоты России »

(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)






Программа воспитателя
Курбатовой С.И.













Шацк-2013

Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.
Младший школьный возрастэто период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Патриотическое воспитание в начальной школе формирует образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Патриотизм необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Актуальность и новизна программы.
Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи, города, края. Широко используя архивы музея, фото- и видеоматериалы, встречи с героями войны и труда, экскурсии по родному городу, посещения памятных мест и достопримечательностей Шацка программа окажет посильную помощь семье в воспитании семьянина, в осознании учениками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник. Эта программа призвана помочь взрослым и детям в гармонизации семейных отношений, отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны. Поможет осмыслить связь времен, попытавшись не только найти , но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом. Поможет понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Цели:
формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.
формирование гражданской позиции младших школьников.

Воспитательные цели:
воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны и города.
пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;


Задачи:
формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

Программа рассчитана на детей 1-4 классов (от 7 лет) , реализуется в течение 4 лет.

В программу включены четыре раздела:
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами города Шацка, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя
·Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно-нравственного
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями сохранившими о себе память до современности.

Ожидаемые результаты реализации программы:
формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
уважительное и бережное отношения к памятникам истории;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Формы реализации программы :
Выступление на мероприятиях, посвящённых важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы (подготовленные для других классов);
Беседы, диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;



























Содержание программы
1 класс «Дом , в котором я живу»


НАПРАВЛЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


«Мы вместе»
составление древа жизни,
конкурс рисунков «Семейный праздник»,
выставка рисунков «Кем хочу быть?»,
сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время Великой отечественной войны,
вернисаж «Портрет мамы»
классный час «Нет дороже моей семьи»


«Мой город»
практическая работа по карте Шацка и его района (где моя улица, моё село),
беседа «Архитектура и история зданий»,
экскурсия «Достопримечательности Шацка»,
экскурсия к обелиску,
классный час «Шацк – России малая частица»


«Моя Родина
беседа «Моя Родина – Россия»,
диспут «Мои чувства по отношению к Родине»,
конкурс рисунков «Флаг России»,
стихи о Родине, песни о Родине «Что такое Родина?» (слушаем в исполнении детского хора и поём сами),
спортивное мероприятие «Урок Мужества»,
изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек к 8 Марта,
встреча с ветеранами ВОВ
классный час «Нам доверена память»


«Это важно помнить»
классный час «Беслан – моя боль(2004)»,
классный час « Первый в космосе»,
просмотр фильма о Беслане,
митинг у Вечного огня в память о погибших во время ВОВ.





2 класс « Жить одной семьёй»


НАПРАВЛЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

«Мы вместе»
классный час «Кем гордится моя страна»,
игровой практикум « В моей семье лентяев нет»,
конкурс семейных плакатов « Береги здоровье смолоду»,
викторина « Полезные и вредные привычки»,
устный журнал «О бабушках и дедушках»,
сообщение «Моя мамочка любимая»,
ремонт книг «Книжкина больница»,
утренник « Праздник первой оценки»


«Мой город»
классный час « Улицы полузабытых героев»,
конкурс рисунков « Мой любимый город»,
встреча с ветеранами Великой Отечественной войны,
трудовой десант « Сделаем город краше»,
экскурсия в Желанновский краеведческий музей


«Моя Родина
классный час « Символы России»,
дискуссия « Какая наша Родина?»
групповая поисковая деятельность « Дети-герои»,
классный час «Мои права и обязанности»,
открытое мероприятие « Этот праздник со слезами на глазах», посвящённый 70-ой годовщине победы в ВОВ.
изготовление открыток ветеранам « Спасибо деду за победу!»,
виртуальное путешествие по городам-героям


«Это важно помнить»
беседа «Мы против терроризма»,
конкурс рисунка на асфальте « Скажем терроризму нет»,
классный час ко дню Единства России « Мы едины , мы непобедимы!»,
беседа о пограничниках « На границе тучи ходят хмуро»,
рыцарский турнир « Наши будущие защитники»




3 класс « Мы такие разные»


НАПРАВЛЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

«Мы вместе»
диспут «Как семьёй мы можем участвовать в жизни страны»,
беседа «Может ли семья мной гордиться?»,
классный час « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»,
создание классного альбома « Тропинка школьная моя»,
викторина «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
круглый стол « Мои спортивные успехи и достижения»,
конкурс рисунков « Профессия моих родителей»,
практическая игра « Правила хорошего тона»,


«Мой город»
дискуссия « С чего начинается Родина?»,
экскурсия «Эти места мне с детства знакомы»,
конкурс рисунков « Мой город в разное время года»,
встреча с Л.В. Червяковой (местной поэтессой),
классный час « Мои пернатые друзья»


«Моя Родина
открытое внеклассное мероприятие « Край берёзовый , край Есенина»
викторина « Русские народные сказки»,
беседа « Традиции нашего народа»,
конкурс рисунков « Кто нас охраняет?»,
диспут « Кто такие герои?»,
виртуальное путешествие в Эрмитаж ( картины русских художников)


«Это важно помнить»
изготовление открыток ко Дню пожилых людей «Порадовать близких- это просто»,
классный час «Будь терпимее к другому» (16 ноября –день толерантности),
конкурс рисунков к дню учителя,
конкурс сочинений о матери « Мамины глаза»




4 класс « Мир человеческих чувств»


НАПРАВЛЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

«Мы вместе»
беседа «Я – патриот»,
диспут «Наш досуг»,
классный час « Скажем «НЕТ!» вредным привычкам»,
субботник « Кто работы не боится , у того она и спорится»,
семейная спартакиада « Мы выбираем спорт!»,
отчёт о выполнении обязанностей « Я умею, я хочу, я могу»,
утренник « Прощание с начальной школой»,
выпуск журнала « Школьные годы чудесные»


«Мой город»
посещение краеведческого музея « Природа родного края»,
трудовая акция «Школьный двор - лучший двор»,
классный час « Профессии моих земляков»,
экологическая акция « Покорми птиц!»,
классный час «Портрет с обелиска»,


«Моя Родина
классный час «Национальности России»,
просмотр и обсуждение фильма «Мы из будущего»,
классный час « У войны не женское лицо»,
беседа « Не место красит человека , а человек - место»,
конкурс плакатов « Защитим редкие виды животных и растений»


«Это важно помнить»
вахта Памяти- 11 сентября ( день памяти жертв фашизма),
беседа о Конституции России « Самый главный документ»,
беседа « 2017 год – год экологии России»,
классный час « Дневник Тани Савичевой»





Учебно-методическое обеспечение программы:
Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов В.В. О гражданском воспитании в начальной школе //Начальная школа. – 1999.
Антонов Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину (для дошкольников и младших школьников). – М.: АРКТИ, 2002.
Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. - №4. - 1999.
Бабаев А.М. Педагогические условия патриотического воспитания учащихся (на примере школы русской национальной культуры).
Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Тюляева Т.И. Патриотическое образование в российской школе. – М.: АСТ Астрель, 2003.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 815