Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Я в мире, мир во мне (3 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социального направления
«Я в мире, мир во мне»разработана в соответствии с
– федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО и науки от 06.10.2009№373);
– учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2016-17 уч. г.;
– календарным учебным графиком на 2016-17 уч. год;
на основе:
рекомендаций методического конструктора внеурочной деятельности школьников Д.В. Григорьев, к. пед. н., П.В. Степанов, к. пед. н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО М.: «Просвещение» 2010.
Количество часов: 34 в год (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;
– осознание традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
– понимание культурной самобытности своей страны и мира, уважение к культуре своего народа;
– толерантность, дружелюбное отношение к окружающим;
– познавательная, творческая, общественная активность;
– самостоятельность (в т. ч. в принятии решений);
– умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
– коммуникабельность;
– уважение к себе и другим;
– личная и взаимная ответственность;
– готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные результаты:
– способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
– готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе.
Предметные результаты:
– овладение представлениями о памятных «страничках» истории своей семьи, школы;
– овладение пониманием значения имени, отчества, особенностей профессии членов семьи, важности знания домашнего адреса и телефона, адреса школы, названий улиц в микрорайоне школы и дома;
– овладение представлениями о гербе и флаге, истории возникновения города Рославля, как необходимой основой понимания «малой родины»;
– формирование здоровьесберегающей культуры поведения: правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;
– формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к природе своего края;
– овладение методами предупреждения ДДТТ, навыками пропаганды ПДД;
– формирование отношения к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
– овладение методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД.
Содержание программы
Направления
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.
2. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания.
3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Направление II. «Учение»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы по направлению «Учение»:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Форма организации занятий: кружок.
Виды деятельности обучающихся: познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тематическое планирование и средства контроля

занятия Название раздела и темы Кол-во часов
Родина 1
Культура моей страны и Я 1
В кругу семьи 1
Режим дня в жизни школьника. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах 1
Все мы люди разные 1
«Наполним музыкой сердца» 1
Новое о светофоре и дорожных знаках 1
«Здоровье сгубишь- новое не купишь» 1
Литературная гостиная. 1
Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта 1
«Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир» 1
«История школы в лицах и фактах» 1
Конституция- основной Закон государства 1
«Я и мои таланты» 1
Правила перехода проезжей части дороги 1
Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах» 1
Устный журнал «Семейные ценности» 1
Моя малая родина-Рославль» 1
Остановочный и тормозной путь автомобиля. 1
Круглый стол «Поговорим о вежливости» 1
Правила перехода железной дороги. 1
Рыцарский турнир 1
Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» 1
Конкурс «Коса-девичья краса» 1
Правила езды на велосипеде 1
Экологический КВН 1
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью» 1
Устный журнал «У лукоморья» 1
Правила поведения в транспорте 1
Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» 1
«Поговорим о земляках!» 1
Познавательная программа «Скуку, лень из жизни вон» 1
«Я-пешеход» (экскурсия) 1
«Во имя любви» (Ко Дню семьи, любви и верности) 1
Оценка результатов реализации программы
Уровень воспитанности в классе
Цель: Определить уровень воспитанности в классе.
Стержневые качества личности:
трудолюбие
эрудиция
прилежание
отношение к природе
эстетические вкусы
нравственные качества
самовоспитание
Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:
«1» – качество не проявляется.
«2» – проявляется редко.
«3» – качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.
«4» – качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.
«5» – качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.
Оценка Стержневые качества личности Трудолюбие Эрудиция Прилежание Эстетические
вкусы Нравственные качества Самовоспитание
«3» «4» «5» Календарно –тематическое планирование

Название раздела
и темы Кол-во часов Дата проведения Аргументация
изменений
теоретпрактПлан Факт 1 Родина 1 5.09 2 Культура моей страны и Я 1 12.09 3 В кругу семьи 1 19.09 4 Режим дня в жизни школьника. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах 0,5 0,5 26.09 5 Все мы люди разные 1 3.10 6 «Наполним музыкой сердца» 1 10.10 7 Новое о светофоре и дорожных знак. 1 17.10 8 «Здоровье сгубишь- новое не купишь» 1 24.10 9 Литературная гостиная. 1 31.10 10 Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта 0,5 0,5 14.11 11 «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир» 1 1 21.11 12 «История школы в лицах и фактах» 0,5 0,5 28.11 13 Конституция – основной Закон государства 1 5.12 14 «Я и мои таланты» 1 12.12 15 Правила перехода проезжей части дороги 0,5 0,5 19.12 16 Праздник-репортаж «Встреча Нового года в разных странах» 1 26.12 17 Устный журнал «Семейные ценности» 1 9.01 18 Моя малая родина – Рославль» 1 16.01 19 Остановочный и тормозной путь автомобиля. 1 23.01 20 Круглый стол «Поговорим о вежливости» 1 30.01 21 Правила перехода железной дороги. 1 6.02 22 Рыцарский турнир 1 13.02 23 Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» 1 20.02 24 Конкурс «Коса-девичья краса» 1 27.02 25 Правила езды на велосипеде 1 6.03 26 Экологический КВН 1 13.03 27 «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» 1 3.04 28 Устный журнал «У лукоморья» 1 10.04 29 Правила поведения в транспорте 0,5 0.5 17.04 30 Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» 1 24.04 31 «Поговорим о земляках!» 1 15.05 32 Познавательная программа
«Скуку, лень из жизни вон» 1 15.05 33 «Я-пешеход» (экскурсия) 1 19.05 34 «Во имя любви»
(Ко Дню семьи, любви и верности) 0,5 0,5 19.05 Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Аралова М. А Классный час играючи. – М: ТЦ Сфера, 2011.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005.
Звездина Г. П., Щербакова Т. Н. Я и Мир. – Серия «Программа развития»
Максимова Т. Н., Дробинина Н. Н. Классные часы. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий для третьеклассников. – Ярославль: Академия развития, 2010.