Перспективные современные образовательные технологии в преподавании школьного курса химии


Перспективные современные образовательные технологии в преподавании школьного курса химии Современный учитель – это педагог-исследователь,педагог-новатор, имеющий высокий уровень морального долга и ответственности за результаты своей деятельности перед каждым ребенком, перед его родителями и обществом в целом. Цель: Привлечь внимание педагогов к проблеме использования в работе современных образовательных технологий как одного из путей повышения качества подготовки учащихся. Задачи: Познакомить педагогов с факторами, влияющими на качество подготовки.Обобщить опыт использования перспективных современных технологий педагогами школ. Анкетирование учащихся 11-х кл. Вопрос: Что является для вас самым ценным из того, что вы получили в школе: -коммуникабельность; -приобрели друзей; -приобретенные знания; -чувство гражданского долга; -чувство патриотизма; -иное (конкретно)?Результаты анкетирования: Приобретенные знания: Приобрели друзей: Коммуникабельность:11-А кл. 65% 19% 16%11-Б кл. 55% 18% 27%Итого: 60% 18.5% 21.5% Технология разноуровневого обучения.Технология коллективного обучения.Технология коллективного взаимообучения.Технология модульного обучения.Технология личностно-ориентированного обучения.Лекция с обратной связью.Информационные технологии.Технология обучения по алгоритму.Технология эвристического обучения.Технология проектов.Тестовые технологии.Игровые технологии.Здоровьесберегающие технологии.Технология проблемного обучения.Технология педагогической мастерской.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) и другие. Информационные технологииАзот – "безжизненный" элемент, но важная составная часть жизни на Земле. Урок в 9-м классе с применением ИКТ Цели: изучить свойства азота и область его применения на основе строения атома и молекулы; формировать умения формулировать проблему, находить пути её решения через самостоятельный поиск информации в учебнике, в Интернете, делать выводы.Оборудование: презентация Power Point к уроку, ресурсы Интернет, учебник “Химия-9” ХОД УРОКА Организационный моментСегодня мы будем говорить об одном из самых интересных элементов периодической системы, противоречивом азоте. Соединения азота - селитра, азотная кислота, аммиак - были известны задолго до получения азота в свободном состоянии. В 1772 г. Д.Резерфорд, сжигая фосфор и другие в-ва в стеклянном колоколе, показал, что остающийся газ не поддерживает дыхания и горения. Д.Резерфорд назвал его “удушливым воздухом”.К.Шееле назвал этот элемент, извлеченный из воздуха,- “дурным воздухом”.В 1787 г. А.Лавуазье установил, что “жизненный” и “удушливый” газы, входящие в состав воздуха, это простые в-ва, и предложил название “азот”. “А” - отсутствие, “зоо” - жизнь. “Безжизненный”- азот.И не случайно: испытания проводили на лабораторных мышах, помещая их под колпак с азотом, где они погибали. Почему назвали “азот”? Нахождение в природе Азот – один из распространенных элементов на Земле.- в атмосфере - 4•1051 по массе и 78% газообразного азота по объёму- литосфере – 1,9•10-3 по массе- в живых организмах - 0,3% по массеВ белке животных и человека - 16–17% азота. В организмах человека и плотоядных животных белок образуется за счёт потребляемых белковых в-в травоядных животных и в растениях. “Жизнь - есть способ существования белковых тел на Земле” - по определению Ф.ЭнгельсаД.Резерфорд –“удушливый воздух”К. Шееле – “дурной воздух”А.Лавуазье – “безжизненный воздух”Д.И.Прянишников – “Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы” Запись темы урока в тетрадь “Азот – “безжизненный” элемент или важная составная часть жизни на Земле?” В ходе беседы формулируется тема урока в виде вопроса:Сообщаю, что тема урока и есть та проблема, которую предстоит уч-ся решить. Актуализация знаний Что уже известно из курса изучения химии об азоте? Ответьте на вопросы на следующем слайде. “Азот – химический элемент” Учащиеся работают с текстом и заданием на слайде. Азот – химический элементПоложение азота в периодической системе* Ar(N) = ?* 7N +7 ) ) Каково строение атома азота?Вопросы:Составьте электронно-графическую формулу атома азота Составьте электронную формулу атома азота Степени окисления : ? Валентность : ?Вывод : какова окислительно-восстановительная способность атома азота? Осмысление1) постановка учебной задачи Цель урока: На примере сведений об азоте, привести аргументы в пользу двух точек зрения об элементеАзот – “безжизненный”. Азот – главный элемент жизни на Земле.Учащиеся предлагают план изучения строения молекулы, св-в и применения этого в-ва. Содержание:* Азот – простое в-во1. Строение молекулы2. Физические св-ва3. Химические св-ва4. Способы получения* Применение азота и его значение Обращаю внимание на необходимость установления связи между строением, свойствами и применением.Предлагаю составить план изучения нового материала. Осмысление 2) открытие нового знания Предлагаю рассмотреть задания на слайде “Строение молекулы азота”Обращаю внимание на оформление сведений об азоте в виде опорного конспектаУч-ся изучают сведения об азоте и строении его молекулы.Молекула азота – N2N = NНапишите электронную формулу молекулы. В обычных условиях в свободном состоянии азот образует молекулу N2, где атомы связаны тремя ковалентными связями. Молекула азота очень устойчива: энергия диссоциации ее на атомы составляет 942,9 кДж/моль, поэтому даже при температуре 3300° степень диссоциации азота составляет 0,1%. Каков вид хим. связи в молекуле азота? Физические свойства азотаАзот немного легче воздуха; плотность 1,2506 кг/м3 (при н.у.), t пл.= - 209,8оС, t кип.= -195,8оС. Азот сжижается с трудом: плотность жидкого азота 800 кг/м3. В воде азот менее растворим чем кислород: при 0оС в 1м3 Н2О растворяется 23,3 г азота.Азот не поддерживает дыхание и горение.Составьте описание физических свойств N2 в виде уголковой схемы Химические свойства азотаК металлам:N2+Li (об.усл.) —> Li3NN2+Mg (об.усл.) —> Mg3N2N2+Al (t °) —> AlNК неметаллам:N2+H2  NH3N2+O2 (2000°) —>NON2+F2 (эл. разряд) —> NF3 Вывод: Что можно сказать о химической активности азота? Почему? В каких реакциях азот – окислитель, в каких – восстановитель? Домашнее задание: Составьте уравнения этих реакций с использованием электронного баланса.Способы получения азота:*Лабораторный способ:NH4NO2  N2+ 2H2O*Промышленный способТехнический способ получения азота основан на разделении предварительно сжиженного воздуха.Интернет —> Азотные установки, азотные станции, генераторы азота Применение азота: создание инертных сред в металлургии синтез аммиака и азотной кислоты производство минеральных удобрений производство взрывчатых в-в жидкий азот в медицинеКакие св-ва азота лежат в основе применения? 3) составление алгоритма Под составлением алгоритма в данном уроке предлагаю считать составление опорного конспекта Учащиеся обмениваются информацией по заполнению конспекта, проверяют друг у друга наличие всех блоков. 4) первичное закрепление Первичное закрепление провожу в виде беседы. Вопросы для беседы задаю те, которые изложены на слайдах презентацииУчащиеся отвечают на вопросы Рефлексия Данный этап урока провожу в виде самостоятельной работы на 2–3 минуты. Предлагаю записать в тетрадь аргументы в пользу каждой версии.Рабочие тетради собираю на проверку, оцениваю выполненную работу. Азот – друг или враг? Азот – “безжизненный”. Азот – главный элемент жизни.Учащиеся записывают аргументы в тетрадь. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ Учащимся предлагается составить синквейн по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн в презентации.III. Домашнее задание