Технологическая карта. Кружок Умники и умницы


Этапы урока Технология Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Читаем хором
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится!
– Ребята, на занятиях кружка «Умники и умницы» что мы с вами развиваем? (Память, внимание, мышление). А сегодня, как вы думаете, что мы будем развивать? (Свое воображение). Развивать его мы будем, создавая мини-проект.
(Слайд 1)
– Работать мы будем в группах. Давайте повторим правила работы в группах:
работать дружно;
уметь договариваться;
распределять работу;
получать общий результат;
оценивать.
Группы будут соревноваться, получая жетоны. Жетон можно поучить за правильный ответ и дисциплину. Они будут складываться в конверт. У каждой команды свой конверт.
1 к. «Рыси»
2к. «Панды»
3 к. «Тигры»
Команды получают название методом жеребьевки (названия команд напечатаны на листе, карточки с названием поставлены на столы)
Приветствуют гостей, проверяют свою готовность к занятию.
Делятся на группы, повторяют правила работы в группе, выбирают название команды Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Мозговая гимнастика Здоровьесберегающая Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики»:
«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы)
- дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
«Ленивые восьмёрки»
(обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)
-по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Вижу палец!»
(для улучшения зрения)
-указательный палец правой руки держим перед носом на расстоянии 25-30 см, смотрим на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, затем правый глаз, а потом смотреть на палец двумя глазами. Выполняют упражнения под руководством учителя. Разминка.
Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности.
Работа в группах. Отгадай сказочные предметы:
Цветик-
Меч-
Ковёр-
Сапоги-
Конёк-
Палочка-
Шапка-
Скатерть-
Кот-
Змей-
Обсудите и запишите. (Слайд 2)
Проверка (Один у интерактивной доски)
– Ставим «+» около верного задания. Если 7 и более верных ответов, то ставим «+» около разминки.
Итог! Количество жетонов у команды(Сколько человек выполнило верно, столько и жетонов)
- семицветик-кладенец-самолёт
-скороходы
-Горбунок
-выручалочка
-невидимка
-самобранка
-в сапогах
-Горыныч Познавательные:
- постановка и решение проблемы
Совершенствование воображения, памяти, логического мышления.
Развитие творческих способностей.
Самостоятельная работа, групповая работа.
Работа в группах 1.«Изобрази без предмета».
Проделайте следующее упражнение:
-несколько раз перелейте воду из одного стакана в другой;
-плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы тебя облили;
-разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок;
2. Задание № 2.
– Посмотрите в тетрадь и скажите, что нужно сделать в следующем задании.
– Подпишите названия животных (заяц, белка, медведь, лиса, мышь, поросенок, енот, кот). (Слайд 3)
Сверьте результаты с группой.
-давайте проверим, чьи же уши и хвосты вы нашли?(Один у интерактивной доски)
3. (Слайд 4, 5, 6,7)
«Удивительная птица»
– Ребята, в природе есть удивительные животные, о которых мы с вами говорили на уроке чтения, но есть еще вымышленные, образы которых создают писатели, художники.
– Посмотрите на загадочную птицу на экране .
Посоветуйтесь в команде и скажите из частей каких птиц она составлена. Посмотрите, рисунок можно переворачивать как хочешь. Скалько частей и каких птиц вы увидели? (Гусь, лебедь, пеликан, журавль, ворона, павлин, петух)
Проверка!
– Как эту птицу теперь можно назвать?
– У вас на столах есть цветные полоски.
– Они вам помогут составить название этой птицы.
Проверка!
Учащиеся под руководством учителя выполняют эти задания;
-выполняют задание.
- уши и хвосты различных животных.
- зайца, белочки, медведя…
-работают в тетради.
-ответы детей
-дети рассматривают рисунок, находят аналогии. Регулятивные:
- постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов, мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Физминутка. Здоровьесберегающие технологии. Коррегирующая гимнастика для глаз.
*«Зоркие глазки»: глазами нарисуй 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
*«Стрельба глазками»: двигай глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
*«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. - учащиеся выполняют упражнения. Решение творческо-поисковых и творческих задач.
Развитие творческих способностей. 2)Чтение отрывка из сказки В. Сутеева «Что это за птица?».
(Слайд 8)
– А теперь послушайте отрывок из сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Что это за птица?»
Чтение сказки: Жил – был Гусь. Был он очень глупый и завистливый. Как-то раз увидел Гусь на пруду Лебедя. Понравилась Гусю длинная лебединая шея. «Вот, – подумал Гусь, – мне бы такую шею!» И просит Лебедя: «Давай меняться. Тебе моя шея, мне – твоя». Подумал Лебедь и согласился. Поменялись.
Затем Гусь встретил Пеликана, поменялся с ним носом. С Журавлем Гусь ногами поменялся. У Вороны черные маленькие крылья выменял, Павлина уговорил поменяться хвостом. Петух Гусю подарил свой гребешок, бородку. Стал Гусь ни на кого не похож.
– Если вы захотите узнать, что же произошло дальше, то сможете прочитать эту сказку.
– Ребята, летом, когда Алина отдыхала на море с мамой, они играли в игру: «Придумай необычное животное». Вот она и придумала необычное животное и сочинила стихотворение о нем. В работе ей помогала мама и произведение Б.Заходера «Мохнатая азбука».
«Чудо зверь»
Что за чудо-юдо – зверь
Постучался в нашу дверь?
Голова-то, как у льва,
А клыки, как у моржа.
На теле тигра – хвост лисы
Небывалой красоты!
Не мычит и не рычит.
По-человечьи говорит.
– Как же называть тебя?
– Ведь ты не морж и не лиса,
– И не тигр ты, и не лев!
– Кто ты? – Тигролисоморжелев!
– Она выполняла работу, похожую на ту, которую мы будем сегодня выполнять.
Чтение сказки учащимися.
Чтение стихотворения ученицей. Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Решение творческо-поисковых и творческих задач.
Создание мини-проекта. Развитие творческих способностей.
Групповая работа.
Развитие творческих способностей, воображения.
Задание № 4.
-Как вы думаете из частей каких животных составлен этот зверь?
-Придумайте ему название.
Спрашиваю у нескольких детей название их животного.
- А можно ли по названию догадаться какой нрав у этого животного?
-Что поможет вам в этом?
-учёные доказали, что каждый звук имеет определённый цвет. Звуки могут создавать ощущение комфорта, тепла, уюта и т.д.
Иногда и вымышленные слова могут обладать определённой фонетической значимостью. Возьмём два слова: балабама и чичирикли. Попробуйте описать их.
Создание мини-проекта «Мой загадочный зверь»
– У каждой команды на парте лежит конверт с частями разных животных. Нужно наклеить эти части на альбомный лист и создать необычного зверя, дать ему название, рассказать, что он умеет делать, чем питается.
– Повторите. Договоритесь, кто из команды будет рассказывать.
(во время выполнения задания звучит музыка)
Учителя тоже могут принять участие в создании мини-проекта.
Рассказы детей.
Итог! Жетоны за выполнение задания.
- ответы детей
-да
-ответы детей
- балабама-это что-то круглое, мягкое, толстое, а чичирикли-острое, сердитое, худое, возможно злое.
-ответы детей.
Учащиеся в группе создают свой проект загадочного животного. Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Работа с изографами.
Дополнительно. Технология применения нового материала, работа в парах, технология интерактивного обучения. Слайд № 9
Рассмотрите картинку и угадайте зашифрованное слово.
-Как называют такие картинки?
-Это изографы. Это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь.Слайд № 10,11
-Отгадайте следующие слова.
- Посмотрите на задание №5. Самостоятельно отгадайте изографы.
-Что же там изображено?
-А теперь работаем в парах.
У вас на столе лежит лист, придумайте на нём свой изограф. Готовность покажите.
-Проверка. (наиболее удачные показывают в классе, остальные работы подписывают) - стриж
-ответы детей
-жираф, кувшин
-лампа, сумка
-выполняют задание. Регулятивные:
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием материала и поставленной уцелью.
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог;
Работа с ребусами. Самостоятельная работа. Слайд №12.
-Что же это за картинки? Как они называются?
-Давайте отгадаем эти ребусы.
-А теперь самостоятельно в учебнике, задание №8.
-Проверка. - ребусы.
-фонарь, подарок, узор, волна, каникулы
-с/р-Надя, заяц, нота, наука, оса, лото, панамка, почта, лук, кит. Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Итог. Рефлексия. - А теперь оцените себя сами. Внизу листа раскрасьте флажок так, как вы считаете у вас получилось работать на уроке.
Красный цвет – получилось всё отлично.
Жёлтый-хорошо.
Зелёный- только часть заданий выполнена верно.
Синий- сегодня не получилось так, как хотелось бы.
-Поднимите руки, кто раскрасил флажок красным цветом? Жёлтым? Зелёным? Синим?
-А теперь я скажу своё мнение. Вы работали очень хорошо, мы много сделали. Даже если у кого-то не получилось, это не беда. На следующем занятии всё получится!
-Спасибо!
Слайд 13. - дети оценивают себя
- поднимают руки, высказывают своё мнение. Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.