Внеклассное мероприятие Умники и умницы (3 класс)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мензелинска РТ












Интеллектуальная игра





«Умники и умницы»









Разработала учитель
начальных классов
Власова О.А.








Игра: «Умники и умницы»
Цель: помочь ребятам вспомнить и закрепить знания о любимых сказочных книгах и в игровой форме найти применение простейшим логическим умениям. Воспитывать любознательность, правило поведения в обществе.

I Предварительная подготовка.

Выбор игроков для игры по вопросам, кто первый отвечает, тот выходит на игровую площадку:
а) На чем Незнайка и его друзья совершили путешествие в Зеленый
город? (на воздушном шаре)
б) Как звали необычного зверя с двумя головами, друга доктора
Айболита? (Тянитолкай)
в) Фамилия Малыша, друга Карлсона? (Свитенсон)


2) Домашнее задание дети заранее подготавливают сценку из сказки
«Курочка ряба». Для того чтобы жюри представило право выбора
дорожки.

II Ход игры.

Ведущий: И так мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». Вопросы игры позволяют нам еще раз перелистать страницы ваших любимых сказочных книг, вспомнить их героев.
Вся игра будет состоять из одной части – одного агона, поэтому участников игры мы с вами условимся называть агонистами. В переводе с греческого языка «агон» означает «соревнование». Значит, агонистами сегодня предстоит соревноваться друг с другом в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг.
Но если кто-то из агонистов не сможет ответить на вопрос, тогда вам помогут зрители, те ребята, которых мы с вами станем называть «теоретиками». В переводе с греческого слово «теория» означает «праздник». Вот нашим зрителям представляется право не только дать верный ответ на вопрос, но и получить за это почетный орден –« орден шелкового умника».
А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы агонистов, но и внимательно наблюдать – кто же из теоретиков первым поднял руку для ответа.
Позвольте вам представить наше жюри:____________________________
И так, я объявляю начало первого агона. Вызываю первых трех агонистов.



I АГОН

Прежде чем вы начнете соревнования, я объясню вам свойства трех дорожек, которые находятся перед вами:
- красной
- желтой
- зеленой.

Красная – самая короткая. Тот, кто будет играть на красной дорожке, должен, верно, ответить всего на два вопроса. Но зато оба ответа должны быть безошибочными, игрок, выбравший красную дорожку, не имеет право ошибаться.

Желтая – на ней игроку предложат три вопроса и разрешат один раз ошибиться.

Зеленая – самая длинная, но зато на ней можно ошибаться два раза.

Сейчас мы разыграем право дорожек. Для этого вы должны будете показать инсценировку сказки «Курочка ряба» ( Судья оценивают выступление, агонисты выбирают дорожку).
Хочу напомнить еще такую деталь – агон заканчивается, как только один из игроков пересечет границы своей дорожки. На обдумывание ответов дается 30 секунд.
Начинаем с зеленой дорожки.

Первый этап: « СЛОВЕСТНОСТЬ».

? Послушай отрывок хорошо всем известной сказки А.С.Пушкина:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
Вспомни, что за герой говорил эти слова и объясни, что такое « вареная
полба». ( Балда. Полба – дикая пшеница, чтобы кормили кашей из зерен
дикой пшеницы.)

? Назовите имя героя, который приходил в гости к ребятам с двумя
зонтиками – один зонтик был с картинками, а другой – совсем простой,
гладкий. Объясни, зачем ему нужны два зонтика? ( Оле-ЛУКОЙЛе. Зонтик с картинками он раскрывает над хорошими ребятами, послушными детьми, и они всю ночь видят прекрасные волшебные сны, а зонтик гладкий – над детьми не послушными, драчунами, и им ночью ничего не сниться.)


? Помните, как в знаменитой сказке Шарля Перро один мельник,
умирая, оставил сыновьям наследство: старшему - мельницу, среднему
– осла, а младшему – кота? Как называется сказка? ( Кот в сапогах)
А что означает выражение « купить кота в мешке»? (Значит приобрести
что-то не зная о достоинствах или недостатках покупки)


Второй этап « Логика».

? На корабле в Африку плывут доктор Айболит, сова Бумба и обезьяна Чичи. Один из них был капитаном, другой встал у руля, а третий был юнгой и сидел на мачте, посматривая, не виден ли берег Африки. Обезьяна Чичи не умела рулить, доктор Айболит не был юнгой, а сове Бумбе не позволялось входить в капитанскую каюту. Кем была обезьяна Чичи? ( Юнгой)

? Попрыгунья – стрекоза из басни Крылова утверждает, что она тоже готовилась к зиме. Но каждые сутки ровно половину их времени она спала, третью часть времени танцевала, а шестую – пела. Сколько же времени в сутки стрекоза готовилась к зиме? ( Нисколько)

? В лесу перед домиком Мальвины сидят четыре героя книги « Золотой ключик». Буратино, Мальвина, Пьеро и пудель Артемон. Пьеро- крайний слева. Но если он сядет между Мальвиной и Буратиной, то Буратино окажется крайним слева. Кто где сидит сейчас?
( Слева Пьеро, затем Буратино, Мальвина, Артемон).

Третий этап « География»

? Знаете ли вы, что в мире есть памятники литературным героям? Угадайте, в каком городе находится памятник, который я описываю. Персонажи памятника – звери. Первый персонаж – осел. На его спине стоит собака, на спине собаки – кот, а на спине кота – петух.
( Город Бремен. Это памятник героям книги « Бременские музыканты)

? Лондон – это столица Парижа, а Париж – столица Рима. Как звали девочку, которая так неправильно изучала географию?




Четвертый этап: « Литература».

? В сундуке спрятаны предметы, которые в сказках заменяли телевидение, - с их помощью можно было увидеть, что делалось в тридевятом царстве, тридесятом государстве. Что это за предметы?
( Наливное яблочко и серебряное блюдечко).

Вопрос – теоретикам.

? Какой из нарисованных на картинках предметов принадлежит девочке Жене из сказки В. Катаева? ( Цветик – семицветик)
































15