Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального и общего образования.

ГКОУ СКОШИ № 52 г.Москва






Выступление на методическом объединении
учителей начальных классов
по теме:
Основные направления деятельности образовательного учреждения
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования





















Подготовила : Шеремет И.И.







Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Среди других важнейших идей ФГОС НОО:
Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Именно с этим документом связано понятие –« духовное здоровье обучающихся школы 1 ступени».
Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и несколько иных способов деятельности педагога.
Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования ).
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:
обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
физическое,
психическое,
духовное,
социальное здоровье.
Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно- обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.
Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна:
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей:
знаний,
установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в Примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)
создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию занятий по лечебной физкультуре;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, а также всех педагогов.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».
Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:
интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
проведение часов здоровья;
факультативные занятия;
занятия в кружках;
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;
организация выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д.
Итак, на основе определенных целей, задач и системы работы проектируются Программа. Называется этот документ – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования». Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - это комплексная программа деятельности образовательного учреждения.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования формируется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, таких как, неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия, особенности отношения младших школьников к своему здоровью и др.
При проектировании Программы каждое образовательное учреждение опирается на собственный опыт работы в этом направлении. При этом, следует заметить, что вариативная часть УП может определять внеучебную проектную деятельность обучающихся в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология»; спортивно-оздоровительный модуль программы социализации и воспитания обучающихся. Инвариантная же часть УП также способствует реализации программы по здоровьесбережению, так как на формирование здорового образа жизни нацелены предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура». Требования к предметным результатам и предполагают возможность научить детей понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Ребенок, находясь в учебной деятельности, получает возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Очевиден и тот факт, что Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования создается в тесной связи с Программой социализации (здоровье социальное), Программой духовно-нравствненного воспитания и развития обучающихся школы первой ступени (здоровье духовное) и с Программой внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работы школы является положительная динамика здоровья обучающихся во всех его проявлениях, активное участие детей в различных мероприятиях, а ожидаемыми результатами от реализации Программы могут стать такие изменения в образовательном процессе, как
Составление паспортов здоровья;
Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики адаптивной физической культуры;
Совершенствование мониторинга состояния здоровья и заболеваемости обучающихся;
Рост качества образования и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования;
Повышение уровня физической подготовленности обучающихся;
Снижение заболеваемости школьников, количества психоэмоциональных расстройств;
Модернизация материально-технической базы школы


15