Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников Растения просят помощи


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка»
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе:
« Растения просят помощи»
Подготовила
Воспитатель АлимоваЕ.В.
Декабрь 2015г.
Рекомендации: Занятие целесообразно проводить весной в уголке природы, краеведческом музее, можно привлекать к проведению специалистов.
Цель: Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.
Оборудование: Слайды, рисунки охраняемых растений, Красная книга природы, плакаты по охране растений, репродукции картин художников-пейзажистов: А.А. Рылова, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева и др. Музыка пьесы «Подснежник» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Участники: Воспитатель, дети.
Ход занятия:
Воспитатель. Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным? Растения – это зеленый наряд планеты. Это «легкие» планеты: они выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку , снабжают людей строительными материалами, сырьем для тканей.
Давайте вместе рассмотрим репродукции картин художников пейзажистов. Что изображено на них? Лес, поле , луг…Наша родная природа. Вам нравятся эти картины? Чем?
Ответы детей.
Воспитатель Природа – это еще и красота, без которой не может обойтись человек. И видим мы в первую очередь прежде всего красоту окружающих растений. К сожалению они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы, воды, воздуха. Не случайна создана Красная книга природы, куда занесены исчезнувшие, исчезающие, редкие, находящиеся под охраной государства растения. Демонстрация красной книги). Почему же обложка книги имеет красный цвет?
Предположения детей.
Воспитатель Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зеленому наряду планеты.
Лес растет очень долго, вырастить его трудно, а люди часто губят его не задумываясь. Чем грозит елям приближение нового года? Как мы можем им помочь?
Ответы детей. Чтобы сберечь жизнь елям можно украсить дом еловыми ветками.
Воспитатель.
Пройдет зима и весной снова у друзей растений полно забот.
Зазеленеют луга и леса, и потянутся люди к весенней красоте природы за солнцем, воздухом и букетами….. Придет беда к растениям первоцветам и тогда им срочно понадобится ваша помощь, потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь они украшают нашу Землю, радуют людей.
Какие же растения появляются первыми? О каком из них говорится в загадке?
Первым вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится хоть и маленький.
( подснежник)
( Звучит мелодия пьесы «Подснежник». Дети слушают стихи о подснежнике.)Выглянул подснежник в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке не подвижен лед.
Раз пришел разведчик и весна придет!
(Е. Серова)
Воспитатель В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеет лес.
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит.
Мне кажется –его задень
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг, и птицы и цветы.
Давай послушаем , а вдруг
Услышим я и ты?
Воспитатель Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правило своим друзьям.
Ребята, кто из вас видел сон траву? Это очень красивый и нежный цветок. (Показ иллюстрации). Прострел или сон-траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки похожи на колокольчики, а листья будто разрезаны на узкие полоски. Как вы думаете почему растение называют сон-трава?.
Предположение детей.
Его поникшие цветки будто спят. Сон траву также срываю до того как она успевает созреть и дать семена, поэтому она тоже исчезает. ( Картинка).
Весной достается от людей и не которым видам деревьев. Знаете каким?
Расцвела черемуха около ручья,
на апрельском солнышке ветками шепча.
-Это чья черемуха? – Да она не чья!
Белая снегурочка около ручья.
Увидав черемуху стали ветки гнуть.
Прибежали девочки – и снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черемуха чистая как снег.
Радовался деревцу каждый человек!
(З. Александрова)
Итог: Ребята давайте подведем итог нашему занятию. Какие вы сделали выводы для себя?
Ответы детей.
Не нужно ломать деревьев
Не станем срывать букеты
Будем залечивать раны на деревьях
Поливать растения
Сажать молодые деревья и кустарники
Бережно относится к природе и любить ее!
В заключение воспитатель предлагает посадить, что то на участке или в группе и ухаживать за ними.