УЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
имени С.В. Добрина города Липецка
Слайд № 1УЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИИРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММФОРМИРОВАНИЯКУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Выступление Зыковой Г.В.,
заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 23 г. Липецка
на семинаре городской инновационной площадки 22.11.2012
Добрый день уважаемые коллеги!
Мы рады видеть вас на первом семинаре городской инновационной площадки. В рамках выступления мне хотелось бы познакомить вас с целями и задачами деятельности нашего базового учреждения в системе образования города Липецка по теме: «УЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», предполагаемыми продуктами совместной инновационной деятельности. В раздаточных буклетах вашему вниманию представлен подробный план работы нашего базового учреждения на 2012-2013 учебный год, с которым вы можете ознакомиться.
Слайд № 2
Проблема сохранения, укрепления и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления реформирования образования. Формирование здоровьесберегающей системы образовательной среды предусмотрено в рамках реализации НОИ «Наша новая школа», федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые определили здоровье школьников как один из показателей качества образования, а создание условий для сохранения и укрепления здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Как и всякая деятельность, она станет результативной, если будет системно организована. В этой связи образовательный процесс должен быть организован в соответствии с таким основополагающими документами, как Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106) и СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189).
Слайд № 3
Очевидно, что школа не может бороться со всеми факторами, губительно влияющими на здоровье ребенка, но она может и должна устранить факторы риска образовательной среды. По-другому говоря, должна сделать эту среду здоровьесберегающей.
Слайд № 4
Состояние здоровьесберегающей среды в школах города определяется на основе муниципального системного мониторинга. По его данным в 2011 году высокий уровень комфортности образовательной среды достигнут в 25,6% школ, средний – в 71,4%, низкий – в 3%.
Слайд № 5
Противодействие всем рискам школьной среды оказывается возможным при соблюдении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (далее – Федеральные требования), которые включают восемь групп требований:
1)целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2)соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3)рациональная организация образовательного процесса;
4)организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5)организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6)организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7)комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8)мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Слайд № 6
В ведомственной целевой программе «Развитие образования в г.Липецке (2012-2014 гг.)» в качестве одного из направлений также предусмотрена системная работа по созданию комфортной среды в образовательном процессе. В течение 4-х последних лет это же направление входило в число приоритетных в деятельности департамента образования.
Слайд № 7
Социальными эффектами общих усилий являются: улучшение состояния здоровья школьников (по данным департамента здравоохранения); рост доли ОУ в части охраны здоровья обучающихся с 72,58% (2010 год) до 92,65% в 2011 году (по данным федерального мониторинга).
Однако необходимо отметить, что опыт учета Федеральных требований в процессе разработки и реализации комплексных программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в сфере общего образования до настоящего времени осуществляется, как правило, фрагментарно. Первым шагом, направленным на устранение или предупреждение данной проблемы, является создание документов стратегического планирования, так как учет Федеральных требований предусматривает включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, наличие и реализацию проектов (целевая программа, программа экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности.
Слайд № 8
Внедрению в школах данной практики может способствовать опыт нашей школы, где имеются необходимые ресурсы для комплексного подхода к формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни и распространения данного опыта на муниципальную сеть. Создаваемые в ОУ подпрограммы по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни будут способствовать комплексному подходу к формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые призваны содействовать сохранению и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предполагаемый результат - это здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Слайд № 9
Цели деятельности:
распространение успешного опыта СОШ №23 по созданию и реализации комплексных программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
оказание организационной и научно-методической поддержки общеобразовательным учреждениям г.Липецка при освоении технологии управления процессом учета Федеральных требований в процессе разработки и реализации комплексных программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через совместную проектную деятельность;
мотивация педагогов школ-партнеров к участию в совместной инновационной деятельности, способствующей обогащению использующихся в настоящее время здоровьесберегающих практик.
Слайд № 10
Задачи деятельности:
распространение опыта работы СОШ № 23 г.Липецка по учету Федеральных требований в процессе разработки и реализации комплексных программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
совместное изучение существующей и перспективной образовательной практики, связанной с успешной реализацией Федеральных требований;
подготовка отчетов административных команд школ-участников о внедрении опыта, освоении технологии управления процессом по учету Федеральных требований в процессе разработки и реализации комплексных программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд № 11
Предполагаемые продукты проекта:
перечень целевых индикаторов комплексных программ ОУ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (с учетом Федеральных требований);
совершенствование разделов ООП, связанных с формированием культуры здоровья и безопасного образа жизни;
конструирование параметров ШСОКО по оценке комплексности, системности, последовательности и эффективности здоровьесберегающей деятельности с учетом Федеральных требований в процессе разработки и реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
организационная поддержка проведения дистанционного модуля конкурса «Школа – территория здоровья».
Слайды № 12, 13
В соответствии с планом работы базового учреждения мы предполагаем провести в установленные сроки все мероприятия и приглашаем вас к сотрудничеству.
Слайд № 14
Спасибо за внимание!