Технологическая карта занятия Умники и умницы


Технологическая карта кружка «Умники и умницы» (занятие 5)
Тема занятия Тренировка зрительной памяти.
Цель Создать условия для развития зрительной, образной, смысловой памяти; для развития точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Личностные результаты Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
Способность преодолевать трудность; доводить начатую работу до конца.
Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относится к ним.
Тип занятия
Комбинированный
Формы работы Индивидуальная, в группах , в парах
Метапредметные результаты
Регулятивные: Научатся принимать и сохранять учебную задачу.
Выявлять и формулировать учебную проблему.
Познавательные: С помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного.
Осуществлять поиск информации из различных источников, осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации
Коммуникативные: Научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы.
Сотрудничать в малых группах.
Структура кружка
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Мотивирование к занятию
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.
Приветствие и эмоциональный настрой учащихся.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Приветствие учителя.
Л: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Р: самоконтроль к деятельности.
Мозговая гимнастика
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. Организую выполнение упражнений:
«Качание головой»
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
«Ленивая восьмёрка»
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Зоркий глаз»
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»
Двигайте глазами вправо – влево, вверх-вниз по 6 раз.
Выполняют упражнения:
«Качание головой»
«Ленивые восьмерки»
«Зоркий глаз»
«Стрельба глазами» Р: Принимают задачу предложенную учителем на данном этапе.
Разминка
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. Пальцев на двух руках.
~ Ножек достаточно стулу, чтобы он не качался.
Лет было двадцатилетнему человеку восемь лет назад.
Букв в названии самого длинношеего животного.
Недель в месяце.
Месяцев в году.
Месяцев между сентябрем и январем.
Букв в слове «вьюга». А звуков. (, буква «Ь» звука не обозначает, а буква «Ю» после разделительного мягкого знака обозначает два звука [й] [у].)
Козлят хотел съесть злой волк.
Ножек у трёх стульев. 10
3
12
5
4
12
3
5, 5
7
12 Личностные:
- проявлять желание узнавать новое;
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Тренировка зрительной памяти.
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, логического мышления. Игра «Внимание»
К доске приглашается один ученик. Детям предлагается внимательно посмотреть на своего одноклассника в течение 10 секунд. После этого он (она) выходит в коридор, что-нибудь меняет в своей внешности, возвращается, а дети должны заметить изменение. И так 2-3 человека.
Поставьте цель сегодняшнего занятия
Задание № 1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) взрослый показывает две карточки из приложения № 4. Установка: запомните как можно точнее увиденные изображения и зарисуйте в первых двух рамках. Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге. Аналогично проводится работа с двумя другими карточками. Затем обязательно следует проверка и исправление ошибок, если они допущены.
Задание № 2 Взрослый предлагает ребятам посмотреть написанные на доске слова в течение 7 секунд:
МОЛОКО, РЫБА, КАНАТ, ОКНО, СТОЛ, ЛЕС, ВЕРА, СТЕНА.
Затем слова закрываются, а дети должны письменно ответить на вопросы в рабочей тетради:
А)Какое слово было второе с начала ряда?
б)Сколько в предложенных словах было слов, которые заканчивались на гласную?
в)Вторым с конца было слово Вера?
г)В каких словах одна и та же буква повторяется два раза.
д)Сколько всего было слов?
е)Все слова начинались с согласной буквы?
Запишите 2 слово в паре в своих тетрадях.
Задание № 3. Игра «Найди фигуру». Это задание очень
объёмно в плане развития и совершенствования познавательных процессов у детей, так как в ходе его выполнения активно развиваются внимание, восприятие, воображение, мыслительные способности. Проверка данного задания должна быть проведена обязательно, так как нестандартность предложенных частей и недостаточно ещё развитое воображение детей создают условия для неточного и неправильного выполнения задания.
Задание № 4 Найдите у скоморохов 10 отличий. Чтобы не потерять ни одну деталь, проверяем сверху вниз или снизу вверх.
Отвечают на вопросы.
Рыба
5 слов
Да
Канат, окно
8 слов
нет
а — 11; б - 4; в - 14; г -6; д - 7.
На шапке: 1 — колпачок первого колдуна; 2 - колпачок среднего колдуна; 3 - рост третьего колдуна; 4 — подол платья среднего колдуна. Бубен: 5 — колокольчик сверху. Скоморох: 6 — завиток волос справа. Одежда: 7 — застёжка рубашки; 8 — кисточка на поясе рубашки; 9 — каблук на левом сапоге; 10 — каблук на правом сапоге Познавательные
понимание простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные активное участие в обсуждениях;
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;
Корригирующая гимнастика
Цель: Профилактика нарушения зрения «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Выполняют упражнения:
Познавательные: 
- сравнение, обобщение;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 
Регулятивные: 
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Логически-поисковые упражнения
Цель: Развитие, произвольного внимания, логического мышления. Задание № 5. Расставь гласные так, чтобы получились слова.
Задание № 6. Выбери нужную фигуру.
Задание № 7. Заполни пустые клеточки синонимами, состоящими из такого же количества букв.
СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
СИНОНИМЫ - слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения. В русском языке есть слова, которые имеют целый ряд синонимов, например слово КРАСНЫЙ {алый, огненный, кирпичный, кровавый, пурпурный, багряный, малиновый и прочее). куча, луна, мех или мох, шило, чаша, плато или плита, град, угол, круг, рак или рок, удар, очки.
фигура под № 2.
шум - гам; жара - зной; беда - оре; мороз - холод; пурга - вьюга; грусть - печаль; прочный — крепкий; просить — умолять; смеяться — хохотать; небольшой — маленький; баловаться — озорничать; додуматься - догадаться. Веселая переменка
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела Возьмите в правую руку карандаш. Следите за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз
перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз - перед каждым глазом.
Выполнение упражнений вместе с учителем.
Решение нестандартных задач.
Развитие логического мышления, развитие умений работать в группе. Задача № 8. Митя и Филипп живут в одном доме: Митя - на шестом этаже, а Филипп - на третьем. Возвращаясь из школы домой, Митя проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Филипп, поднимаясь по лестнице на свой этаж?
Задача № 9. Папа написал на листочке число 86 и говорит своему сыну: «Не делая никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ». Недолго думая и не записывая, сын показал ответ. А ты сумеешь это сделать?
Задача № 10. Мешок муки и мешок сахара вместе весят столько же, сколько весят вместе 2 коробки с вермишелью и мешок сахара. Сколько весят 2 мешка сахара, если мешок сахара и мешок муки весят вместе 70 кг, а коробка с вермишелью 20 кг? так как шестой этаж это два раза по три этажа, 60 х 2 = 120 ступенек. Ответ: поднимаясь по лестнице на свой этаж, Филипп проходит 120 ступенек
надо перевернуть лист «вверх ногами», тогда получится число 98.
20 х 2 = 40 кг - весят две коробки с вермишелью; 70 - 40 = 30 кг - весит один мешок сахара; 30 х 2 = 60 кг - весят два мешка сахара.
Рефлексия - Какие задачи мы ставили?
- Удалось ли решить поставленные задачи? Подводят итоги кружка.