Методическая разработка по теме « Развитие произвольного внимания учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности»


ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» СОШ №660
Методическая разработка
Развитие произвольного внимания
учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности
Учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», СОШ №660
Т. Н. Рудакова
АктуальностьУспех учебной деятельности детей младших классов во многом зависит от такого качества, как внимательность. Очень часто от коллег - учителей и родителей младших школьников можно услышать, что если бы дети на уроках были более внимательными, то их оценки были бы значительно лучше.
В чем же состоит феномен невнимательности? Это явление многообразное. Прежде всего, невнимательность связана с чересчур поспешным реагированием на воспринимаемую информацию. Например, учитель задал довольно сложный вопрос для обдумывания. Большинство учеников это понимают и не торопятся с ответом. А вот некоторые уже тянут руки. Эти ученики уже не думают над ответом, они заняты лишь одной мыслью, как бы учитель поскорее предоставил им слово. А при ответе, оказывается, что эти учащиеся даже не поняли смысла вопроса. Таких учеников называют импульсивными. Импульсивность является одним из основных вариантов невнимательности.
Невнимательность может быть связана с преждевременным прекращением процесса восприятия, или размышления, в результате непроизвольного переключения сознания на какой- либо посторонний объект. Например, ученик 3 класса читает материал параграфа, а в это время учитель объясняет новую тему учащимся 4 класса и при этом использует яркую наглядность. Ситуация стандартная в условиях обучения в нашем классе. Ребенок отвлекается. Необходимо небольшое усилие воли, чтобы сфокусировать внимание на своей работе. Но вместо этого ученик прислушивается к разговору, а затем и сам принимает в нем участие. Значит, просто не хватило силы воли.
Возможно и следующее: во время чтения вдруг возникает какая-нибудь мыслительная ассоциация, возможно, вспоминается какой-то эпизод из фильма. Ученик может даже поймать себя на том, что мысли где-то далеко. В этой ситуации также потребуется усилие воли, чтобы подавить постороннюю ассоциацию, т. е. следует напрячь свое произвольное внимание.
Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что самый распространенный вариант невнимательности — это неустойчивость внимания, его непроизвольное отключение. Непроизвольное внимание очень часто берет верх над вниманием произвольным.
Внимательность — это устойчивость внимания, длительное сосредоточение его на нужном объекте: учебном тексте, рассказе учителя, на какой-либо мысли и т. д.
Из этого вытекает задача любого педагога, а также и родителей - формирование у учащихся такого качества, как внимательность.
Теоретические предпосылкиВнимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания — послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений. Для учителя особенно важно значение развития свойств внимания для успешной учебной деятельности. Психологами установлена положительная взаимозависимая связь между свойствами внимания (устойчивостью, сосредоточение и переключение, объем, распределение) и успехами в учении.
Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но, кроме того, можно определить и уровень развития свойств внимания.

непроизвольное1)объем
произвольное2)устойчивость
послепроизвольное3)распределение
переключение
сосредоточение
По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Устойчивость внимания — это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания — это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания — это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сосредоточение, устойчивость, переключение, распределение — это положительные свойства внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость — отрицательные свойства.
Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность движений, жестов, немногословность, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания взаимозависимы с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, эмоциями удивления, неуверенности, тревожности.
С возрастом происходит развитие внимания ребенка. И хотя у младшего школьника, по сравнению с ребенком дошкольного возраста, увеличивается объем внимания, его устойчивость, все же лучше развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять в течение 30—35 минут. А вот учащиеся третьих классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять виды работы, чтобы не наступило утомление. Именно к моменту окончания начальной школы внимание детей должно становиться произвольным. Однако это происходит не у всех детей. Следует учитывать и то, что возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения, вместе с ростом сознания ответственности за успех учебной деятельности. Мотив — это побудительная причина, повод к какому-либо действию. Младший школьник может себя заставить сосредоточенно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников «далекой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее «далекая» мотивация — стать полезным для общества человеком, должна связываться с более «близким» мотивом — успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с «ближайшим» мотивом — получить высокую оценку учителя.
Особенности внимания младших школьников.Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Следовательно, учащийся может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.
Учителю, работающему с учащимися начальной школы, следует обязательно принимать во внимание и тот момент, что даже самый интересный рассказ, самый интересный материал самыми внимательными учениками младшей школы непрерывно воспринимается не дольше 7— 8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Вообще избежать отключений внимания учащихся невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте — реально.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом и оно достаточно сформировано, то, естественно, я стремлюсь сделать свой урок интересным, так же рекомендую
поступать и родителям, занимаясь с детьми. Но, как писал Ушинский К. Д.: «Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье... Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность...».
Работа по развитию и укреплению произвольного внимания в процессе проведения уроков и в послеурочной деятельности сочетается у учителя с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности у младших школьников, а также с воспитанием волевых качеств и чувств долга и ответственности.
В процессе обучения в начальной школе у ребенка увеличивается объем внимания, т. е. в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своем сознании большее число объектов.
Выше, по сравнению с учащимися 1-2 классов, у детей 3-4 класса устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего. У младших школьников, не развито умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время, т. е. такое свойство внимания, как распределение. Но степень развития всех свойств внимания, а также и произвольности, во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сущность опыта
Внимание играет большую роль в развитии и практической деятельности учащихся начальной школы. Оно сопровождает, направляет и целесообразно организовывает такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Поэтому обучение умению руководить своим вниманием, управлять им актуально с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Как утверждают психологи, внимание относится к числу параметров психологической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке. Уровень развития внимания зависит от многого-здоровья, темперамента, воспитания ребёнка. Развивать внимательность, наблюдательность, собранность необходимо постепенно и настойчиво.
С этой целью, обобщив теоретический материал, наметился следующий способ достижения цели: регулярное использование на уроках, во время пребывания учеников на группе продлённого дня, в ходе экскурсий и прогулок специальных упражнений для тренировки внимания. Среди большого объёма подобных упражнений удалось выделить такие, которые удачно и эффективно вписались в структуру уроков в условиях работы сразу с двумя классами, позволяют разнообразить их, избегать однообразия, монотонности, вносят новизну, помогают воспринимать материал с интересом.
Прежде чем приступить к использованию упражнений на внимание, необходимо определить уровень его развития у ребят класса. Максимально точную оценку может сделать независимый психолог. Находясь в условиях отсутствия такого специалиста в школе, возможно использовать те методы диагностики, с которыми работают специалисты и они же модифицированы для непрофессионалов.
Определение уровня внимания по методике «Исправь ошибки»
Данная методика предназначена для оценки уровня устойчивости внимания, умения видеть ошибки, неточности, несоответствия. Можно использовать как реальные детские работы с допущенными в них ошибками, так и воспользоваться уже готовым материалом.

На основе материалов по русскому языку: Вариант 1
Щенок задорно салаял на бабоку.
Мама купила дочери воздушный шары.
Кошка гуляет в крыше.
Света делает кулечики из песка.
Самолет летит под океаном.
У Лены в осе голубая лента.
Зимой часто идет дождь.
Осенью в саду зацвели яблони.
Отец и сын идут на рыбалку.
Дети поют хором песня.
Вариант 2
У реки построили старый завод.
В классе стоял ум.
Мы заморожено смотрели на водопад.
В лесу живет хитрая леса.
Медветь лакомится малиной.
В часах было ровно восемь часов.
На столе стоит бальшая ваза з цветами.
Папа забивает гвоздь.
Па реке плывёт катер.
Дети собирают гриб.
Вариант 3
Весной медведь впадает в спячку.
Высоко в небе светит сонце.
Дети запускают ф ручье кораблики.
На дубе растут яблоки.
В парке икрает духовой оркестр.
На берегу озера дети играют в мяч.
Ветер сдувает паруса корабля.
На подушке спит кожка.
Мама сварила малиновое варения.
Ира поют песню.
На основе математических материалов:
Вариант 1
8+7=16
17-10=27
5x2=15
14-7=8
29:4=7
(15+5)х2=25
45+25=20
63:9=8
23-11=14
50:10+15=2
Вариант 2
5+6=10
18:3=2
17+3=14
62-56=8
29-35=6
6)138x0=138
7) 49:7+7=14
25:1=1
15+6=9
6x6=46
Вариант 3
18:5=3
14x2=7
18+5=23
51:3=21
31+5=26
15x4=60
78:8=9
8x6=42
15x0=15
0+0=2
Чтобы узнать, насколько хорошо развита способность видеть ошибки, неточности, установить уровень устойчивости внимания, нужно высчитать процент правильно исправленных ошибок. Например, из 10 ошибок ребенок правильно нашел и исправил 8 — процент правильности 80.
80-100 % правильности — хорошо развитое и устойчивое внимание.
50-79 % правильности — средний уровень развития внимания.
Менее 49 % правильности — низкий уровень развития внимания.
Конечно, для выполнения данного задания необходим определенный набор учебных навыков, поэтому формировать его необходимо в соответствии со знаниями ребенка.
Определение уровня внимания по методике «Корректурная проба»
Эта методика одна из самых распространенных и загадочных одновременно. Распространена она в большом количестве специализированной литературы, а загадочна отсутствием четких возрастных норм для детей. Поэтому возможно использовать данный способ, как методику измерения уровня развития внимания относительно успехов ребенка самого себя.
Возможны следующие варианты проведения:
Попросить ребенка каким-то способом выделять один из символов, например, зачеркивать букву А за определенный промежуток времени (оптимальным думаю будет 2 минуты). Данное задание будет направлено на проверку концентрации внимания.
Попросить ребенка выделять по-разному два символа, например букву Б зачеркнуть, букву П, подчеркнуть и выполнять это одновременно естественно. В данном случае будем проверять
распределение внимания.
Попросите ребенка зачеркивать все буквы О и Ю, а все остальные подчеркивать. Пусть делает это в течение пяти минут, но вашей команде каждую минуту будет вертикальной чертой показывать, где он сейчас находится — и это будет показатель изменения работоспособности
Бланк, который может быть цифровым или буквенным можно сделать следующим образом:
20-30 строк, в каждой по 20-30 знаков, напечатанных через пробел, строки через полуторный интервал, размер шрифта 10- 12, выглядеть такие бланки будут примерно так:
А:КСНВЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕСО:ВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКАОСЕРВКОАНКСАКК:АНЕОСВРЕНАКСОЕНВРКСАРЕСВНЕСКАОЕНСПКРАЕОВ:РЕСОАКВИБСАКБРЕИСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАСН:САКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕО:ЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСЛВКНЕНР:АЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОАРЕСВАЕРВОСК:ВНЕРАОСЁНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСНВКА:ОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКВНРАЕОСВРВОАНСКОКРСЕН:АОВКСЕАВНСКРАОВКСЕОКСНРАКОКРЕСВКОЕНСКОСН:АКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕОВКР:ЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВБСВНЕРАНСЕОВРАКВОАСВЕ:ОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАКВНЕОСЕА:КРНВСНВКАСВКАНАКРНСРНЕОКОВСНВОВРСЕРВНРКС:РКВНЕАРАНЕРВОЛЕСЕРЛНЕРВОАРНВСАРВЕРНЕАЕОО:ЕНРВОСКРЕНАЕАНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКОАОВНРВНС:РЕАОКРЕНСРЕАКВСБСРАНСКВНАЕОВНРСКАОРЕСВНС:КОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСНВКРАНЕРАКОКСОВР:НАЕАСВКВНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕАНЕСВКРЕАКС:ВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНКОКРОКАЕОСРНЕСВНРКОВО:АРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКЛСНВОЕНСВНЕОВКРАНРЕ:СКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕОКАНЕКРВСЕНР:КАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВЬОСАРНВКРНСАОЕРКОСНК:ОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВОННРАКСРНВКОСНЕАКВРСО:АНСКВОАСНЕВОЕНСКВРНЛОЕНСОАНСОАКВРНСАОЕРВ:СКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВКЕКРНСОАРВНЕСАР:КВРНСБИВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАСОЕНРВКСЕРБЫАОЕ:АСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВАНСОКРВНЕОСКВН:РЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНЛОКРВАКРНЕСОКАРКВ:ОАСРЕОКРАНВРЕСКРНВКОЕСАНЕОВРКОАСНАКОКВОС:ЕРКВНЕРАКСНЕОКРЕАСОКРЕОВНССЕОВНАРКОСВНРЕ:АНРОАСОКРЕАОСВКАКРЕРКОЕСВНОАЕРВКСОЕНРАКР:НСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРАЕСНАКБОЕРЕНСАК:ВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВОКРБСОАНЕРВНЕС/

Литература
Ананьев Б. Г., и др. Особенности восприятия пространства у детей.— М., 1964,с.121-142
Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск,1989, с.90-118
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского,—М., 1979,с.69-100
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др,—М., 1984,с. 190-202
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников.—М., 1988, с.24-31
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека,— Л., 1989, с.90-94
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения,— М., 1986,с.163-213
Зак А, 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников,— М., 1984.С.73-120
Исследование развития познавательной деятельности,— М., 1971. с.138-171
Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости,—М,, 1981, с.83-155
Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников-Киев, 1971, с.161-187
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы,— М.,1984, с.21-37
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст,— М., 1971, с.133-162
Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. - СПб., 2008.
Мир детства: младший школьник.— М., 1988,с. 119-142
Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против,— М., 1981, с. 88-103
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраст; 1988, с.66-77
Раттер М. Помощь трудным детям,— М., 1987, с.113-122
Тихомирова Л.Ф.Развитие интеллектуальных способностей школьника.- Ярославль, 1996, с.40-64
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.— М., 1974, с.55-64