Классный час в 3 классе на тему Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть


МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Классный час
в 3 классе
«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
Составила и провела
учитель I квалификационной категории
Ивыгина Т.И.
2015 – 2016 учебный год
Тема классного часа «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
(06.10.2015)
Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, развивать представления о добре и зле,воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.
Ход классного часа.
- Ребята! Наш классный час мы посвятим самым важным качествам человека. Начнём мы его с известной всем песенки «Если добрый ты». А вы подумайте, о каком главном качестве человека сегодня пойдёт речь.
Песня «Если добрый ты».
- Какому же качеству человека посвящён классный час? (Доброте).
- Тема нашего занятия «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
- Вы нарисовали рисунки на темы: «Что мне доставляет радость» и «Чем я могу порадовать других». Поднимите руки те, кому нравится получать подарки и доставлять радость себе. А теперь поднимите руки те, кому нравится дарить подарки и доставлять радость другим. А ведь это одинаково приятно и доставлять радость другим и радовать себя.
- Мы будем доставлять радость друг другу, общаясь по теме.
- Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
Прикоснись ко мне добротой,И болезни смоет волной,И печаль обойдёт стороной,Озарится душа красотой…
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта.Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час.Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.
- Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.
Добрые сердца – это сады.Добрые слова – корни.Добрые мысли – цветы.Добрые дела – плоды.
- Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.
- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта?
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение людям, стремление делать добро другим».
- Вот и посадили мы с вами первое дерево нашего сада доброты. Продолжим создавать этот сад.
- Вы сейчас дружно поработаете в группах. А задание такое. Запишите на листочек как можно больше родственных слов к слову доброта. Во всех словах корень –добр-.
От каждой команды 1 человек зачитывает эти слова.
- Я тоже приготовила для вас слова, в которых спряталось добро. И снова задание для группы. Объясните значения данных слов. (По 2 слова на группу).
Дети объясняют по 1 слову. Параллельно идёт проверка по слайду.
Добро – всё положительное, полезное, хорошее.
Добряк – добрый человек.
Доброжелатель – человек, желающий всем добра.
Добросердечность – ласковое, доброе сердце.
Добродушный – добрый и мягкий по характеру человек.
Добросовестный – честно выполняющий обязанности.
- А для чего нужна доброта?
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: « Стараясь о счастье других, мы находим, своё собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
- Следующее дерево нашего сада знакомит нас с высказываниями великих людей о доброте.
- «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Лев Толстой.
- «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Жан Жак Руссо. Французский писатель.
- «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других». Лев Толстой.
- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?
- Доброта очень ценилась на Руси.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Существует множество пословиц и поговорок о добре. Прочитаем их и объясним их смысл.
Добрый человек добру и учит.
Добро помни, а зло забывай.
- А теперь вы в группе обсудите несколько пословиц.
Доброе слово лечит, а злое калечит.Добрая слава лежит, а худая бежит.
За добро добром плати.Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.Сделаешь худо, не жди добра.
- Доброта и вежливость рядом идут. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
- Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете весёлое личико, если нет – грустное.
Поздороваться при встрече …
Толкнуть, не извиниться …
Помочь поднять упавшую вещь …
Не уступить место пожилому …
Уходя, попрощаться …
Перебивать говорящего …
Кричать в помещении …
Поблагодарить за помощь …
Отнять игрушку у малыша …
Пропускать старшего в дверях …
- Для посадки следующего дерева, мы должны прочитать правила вежливости и будем стараться их всегда выполнять.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- А теперь обсудим ситуации, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
Ситуация 1.
По улице шёл человек. У него в руках было 4 предмета: 1 портфель, 2 книги и 1 пакет. Одна из книг упала.
- У вас упала книжка!
- Разве?
- Конечно. У Вас же было 2 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет – итого 4 вещи, а теперь осталось 3.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение. Однако есть правила, которые ты ещё не знаешь.
- Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?
Ситуация 2.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи, обе учились на пятёрки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме.
- Я получила по математике «пять», а Вера только «три». Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.
- Да, ты стала хуже…
- Я? Но ведь «три» получила не я!
- «Три» получила Вера, но она ведь получила её потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
- За что мама осудила Соню?
Ситуация 3.
- Кто кого обидел первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Что неправильно сделали дети? Как надо решать спорные вопросы?
- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу, а нужно оберегать друг друга, заботиться, не обижать словом и поступком.
И если кому-то поможетТвоя доброта, улыбка твоя,То день не напрасно был прожит,Значит, живёшь ты не зря.
- Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
- Следующее дерево сада «Копилка добрых дел». Вспомните, какие добрые дела вы совершили в последнее время? А какое из всех дел, по-вашему мнению, доставило больше всего радости окружающим? …., ты запиши его и красиво оформи, а завтра мы опустим его в нашу копилку. Вы продолжайте совершать добрые дела, но есть одно обязательное условие – они должны быть сделаны во благо другого человека, доставить ему радость.
- Одна из пословиц гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Следующее дерево «Добрые слова». Сейчас мы с вами сделаем так, что плохих слов вообще не останется.
Слайд «Злое и доброе солнце».
- Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие. Помните, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей. Может быть, поэтому ещё в старой азбуке буквы назывались словами.
Слайд со славянской азбукой.
- Прочитайте, как назывались буквы.
Слайд с призывом.
- Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.
Слайд «Сад добра».
- Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его добрыми словами и добрыми делами, наполняйте солнечным светом.
- Закончить наш классный час хочется замечательной песенкой «Дорога добра».
Песня «Дорога добра».
- Всему живому на земле нужно тепло. Его нам даёт солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.