Использование программно-целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне основного общего образования


Использование программно- целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях устойчивого развитияГ.В. Зыкова, заместитель директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка Основная школалюбящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традицииосознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечестваактивно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчестваумеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечествомуважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатовосознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизниориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Начальная школалюбящий свой народ, свой край и свою Родинууважающий и принимающий ценности семьи и обществалюбознательный, активно и заинтересованно познающий мирвладеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельностиготовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществомдоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнениевыполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.Портреты выпускников 3Программа воспитания и социализацииЦелевой блок (что развивать?)Деятельностный блок (как развивать?)Результативный блок (как проверить достижение целей?) Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Целевой блок Содержание программы Деятельностный блок {17292A2E-F333-43FB-9621-5CBBE7FDCDCB}Направление, ценностиВиды деятельности и формы занятий с обучающимисяВоспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности: жизнь во всех её проявлениях экологическая безопасность экологическая грамотность физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье экологическая культура экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни ресурсосбережение экологическая этика экологическая ответственность социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды устойчивое развитие общества в гармонии с природойБеседы, просмотры учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность о здоровье, здоровом образе жизни.Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни —беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, участие в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности.Школьные спартакиады, эстафеты, экологические и туристические слёты, экологические лагеря, походы по родному краю. Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.Практическая природоохранительная деятельность, деятельность школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов.Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха.Беседы с педагогами, психологами, мед.работниками, родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др.Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.Проведение школьного экологического мониторинга. Учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.Модуль программы беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии ,туристические походы необходимо ориентировать на актуальные для школьников в данный момент моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия; конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки должны быть максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.;полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п. (с учётом условий пункта а).ситуации решения моральных проблем – целенаправленно созданные педагогом должны ставить ученика, группу учеников перед необходимостью сделать моральный выбор в неоднозначной противоречивой ситуации реальной практической деятельности.Формы и методы Образовательное событие – совместная (ребенка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие…)Образовательное событиеОбразовательное событие Создание условий ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;уважительное отношение к органам охраны правопорядка;знание национальных героев и важнейших событий истории России;знание государственных праздников, их истории и значения для общества.Результативный блок Уровни сформированности результатов Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются:понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.Уровни сформированности результатов воспитания и социализации Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.Уровни сформированности результатов воспитания и социализации Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются: действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий;потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.Уровни сформированности результатов воспитания и социализации Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на: изучение состояния воспитания;оценку состояния воспитания;прогноз развития воспитания;выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации учащихся выступают:Что же должно стать предметом диагностики?Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации Методы исследования:Тестирование (метод тестов) Опрос Используются следующие виды опроса:анкетированиеинтервью беседаПсихолого-педагогическое наблюдение Используются следующие виды наблюдения:включённое наблюдениеузкоспециальное наблюдениеМетодологический инструментарий мониторинга Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы основного общего образования. Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь!Спасибо за внимание! Использование программно- целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях устойчивого развитияГ.В. Зыкова, заместитель директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка