Программа по сохранению и укреплению здоровья детей к форме 8 2.4


lefttop
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка к программе «Здоровье»…………………..3
1. Паспорт программы…………………………3
2. Концепция ДОУ……………………………..4
Пояснительная записка
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Отклонения или изменения в одном из них ведут к нарушению в общем состоянии человека, которое можно охарактеризовать как нездоровье.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития. В программе используется методика А.И. Быковой.
Учитывая необходимость сохранения и укрепления психофизического здоровья и оказания дошкольникам разноплановой специализированной помощи, основной приоритет в работе ДОУ отведён оздоровительному направлению деятельности при соблюдении условия обеспечения качества образования.
        В ДОУ постоянно происходит поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, создании определенных условий.
   Основываясь на имеющиеся результаты изучения состояния здоровья детей, посещающих МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области дошкольной группы, разработана следующая программа «Здоровье».
1. Паспорт Программы «Здоровье»
на период 2016-2017 г.
Наименование программы Программа «Здоровье» МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области  на период 2016-2017г.
Основания
для разработки программы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323
ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23-16  «О  гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в    организованных формах обучения»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13, От 15 Мая 2013;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в   Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Устав МБОУ;
 Программа Развития;
 Образовательная программа МБОУ.
Цель программы Создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего  вида.
Основные задачи, целевые индикаторы Обеспечить организационно-педагогические, социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в инновационном здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
Развивать способность педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме посредством внедрения авторских разработок.
Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.
Ожидаемые конечные результаты,
целевые индикаторы Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида:
улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
успешное освоение основной образовательной программы воспитанниками ежегодно не менее 86%,
активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье - не менее 90%.
 
Концепция ДОУ
 ЦЕЛЬ: Создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего  вида.
ПОДЦЕЛИ:
Воспитание здоровой и всесторонне развитой личности ребенка;
Оптимизация педагогического процесса в ДОУ;
Формирование потребности педагога в саморазвитии и рефлексии.
Основные направления программы.
1. Организационное:
- организация здоровьесберегающей среды;
- изучение инновационных технологий оздоровления детей;
- внедрение современных эффективных методов оздоровления детей в ДОУ;
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления среди родителей воспитанников ДОУ;
- организация диагностики физического развития и состояния здоровья детей.
2. Физкультурно - оздоровительное:
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- соблюдение санитарно – гигиенических требований;
- внедрение современных методов оздоровления;
- систематическое проведение закаливающих процедур;
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ.
3. Профилактическое:
- предупреждение заболеваний методами профилактики.
4. Коррекционно-развивающее:
- коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии детей;
- индивидуальная программа медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- программы медико-педагогического сопровождения детей стоящих на диспансерном учете.
Реализация направлений программы.
Организационное направление
№ Содержание деятельности Срок
Поиск, изучение и внедрение современных методов оздоровления Постоянно
Создание здорового, психологически благоприятного климата в коллективе детей и взрослых. Постоянно
Контроль за  качеством выполнения физкультурно - оздоровительной работы По плану контроля
Контроль за результатами диагностики физического развития детей. По плану контроля
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. По плану работы с родителями
Осуществление связей с учреждениями спорта для оздоровления детей /-/
Контроль за соблюдением режима дня. Постоянно
Физкультурно-оздоровительное направление
№ Содержание деятельности Сроки
1 Обеспечение здорового ритма жизни:    
- организация благоприятного   микроклимата;
- щадящий режим для детей с индивидуальными особенностями;
- адаптационный режим для вновь поступающих детей. Постоянно
2 Обеспечение двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- оздоровительный бег;
- подвижные игры;
- динамические паузы;
- физкультурные минутки;
- спортивные игры, соревнования;
- спортивные праздники, развлечения
- гимнастика после сна с элементами
дыхательной, звуковой;
- оздоровительные походы;
- пешие прогулки;
- экскурсии. Постоянно
2 Гигиенические и водные процедуры:
- мытье рук;
- умывание лица и рук после сна;
- игры с водой летом;
- полоскание полости рта после приема пищи; Постоянно
3 Световоздушные ванны:
- Обеспечение температурного режима в помещении;
- прогулки на свежем воздухе соответственно возрасту;
- проветривание помещений;
- сон без маек;
- гимнастика после сна без маек. Постоянно
4 Активный отдых детей:
- музыкальные и спортивные праздники и развлечения;
- дни здоровья;
- каникулы. По годовому плану
5 Специальное закаливание:
- босохождение в помещении и на улице летом;
- хождение по ребристой дорожке;
- хождение по солевым дорожкам;
- полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры; Постоянно
6 Валеологизация    воспитательно –  образовательного процесса:
- включение элементов валеологии в режимные моменты;
- специальные занятия;
- проблемные ситуации;
- игровые сюжеты. Постоянно
7 Музтерапия:
- музыкальные занятия;
- музыкальное сопровождение режимных моментов;
- музыкальное оформление различных мероприятий; Постоянно
8 Коррекция речи:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры; Постоянно
9 Пропаганда здорового образа жизни:
- проблемные ситуации;
- беседы;
- игры. Постоянно
10 Охрана психического здоровья:
- психогимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и на подавление отрицательных эмоций;
- релаксационные моменты в режиме;
- муз - терапия;
- Арт - терапия. Постоянно
11 Свето и цветотерапия:
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение учебного процесса. Постоянно
Профилактическое направление
№ Содержание деятельности Сроки
1 Оздоровление фитонцидами:
- чесночно - луковые закуски; В период простудных заболеваний
2 Витаминотерапия:
- витаминизация 3-го блюда; Постоянно,
по графику
3 Закаливание организма:
-дыхательная гимнастика по методике;
-ходьба по дорожкам здоровья (солевые);
-полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры;
-корригирующая ходьба по дорожкам (механическое раздражение стоп);
-оздоровительный бег на улице. Постоянно
4 Гимнастика для глаз Постоянно
5 Профилактика ОРЗ:
- смазывание носа оксалиновой мазью В случае необходимости
Оздоровительное направление
2016-2017 г.
№ Содержание деятельности Срок
1
2 Неделя здоровья (эколого-оздоровительные походы).
Неделя безопасности (изучение безопасных маршрутов, экскурсии по улицам села). Сентябрь
1 Спортивное развлечение для детей «У лесных зверей в гостях». Октябрь
1
2 Неделя здоровья (спортивные игры на улице).
Спортивное развлечение «Веселое путешествие». Ноябрь
1 Спортивное развлечение «Веселые приключения в стране сказок». Декабрь
1 Неделя здоровья «Приключения в зимнем лесу»- зимние оздоровительные маршруты. Январь
1 Спортивные праздники, посвященные Дню защитников Отечества.
Участие в спортивных соревнованиях на базе МБОУ «Темкинская СШ» Февраль
1 Неделя здоровья (зимние виды спорта, оздоровительные вылазки на природу).
Спортивное развлечение «В гостях у гнома». Март
1 Спортивный праздник «Весенний марафон». Апрель
1 Спортивный праздник «Вперед к Олимпиаде». Май
Комплекс закаливающих мероприятий
№ Содержание деятельности Срок
1 Босохождение
Хождение по солевым дорожкам
Хождение по корригирующим дорожкам
Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры.
Солнечные и воздушные ванны
Дыхательная гимнастика. Ежедневно
Профилактическое направление
№ Содержание деятельности Срок
1 Витаминизация 3-го блюда. Ежедневно
2 Оксолиновая мазь в нос По схеме (сентябрь, октябрь, февраль, март).
3 Фитонциды По схеме (ноябрь, февраль, январь, декабрь, март).
4 Фитотерапия Октябрь, ноябрь. февраль, март.
5 Поливитамины Октябрь, Ноябрь, январь, февраль.
6 Вакцинация По индивидуальному графику.
Индивидуальный подход к детям
с целью профилактики гриппа, ОРЗ
№ Содержание деятельности Срок
1. Соблюдение воздушного режима Постоянно
2. Регулярное пребывание детей на свежем воздухе (согласно требованиям СанПиНа). Постоянно
3. Утренний прием согласно погодным условиям. Постоянно
4. Обеспечение правильного выхода на улицу и захода детей с улицы. Постоянно
5. Одежда детей по сезону с учетом погодных условий. Постоянно
6. Систематическое проведение комплекса закаливающих процедур. Постоянно
Работа с родителями
№ Содержание деятельности срок
1. Индивидуальные собеседования по проблемам здоровья детей ДОУ. При возникновении проблемы.
2. Участие в родительских собраниях. По договоренности.
3. Информационные сообщения в родительских уголках. 1 раз в квартал.
4.
5. Консультация «Физкультура – ура!»
Консультация: «Чтобы зубы не болели»
декабрь
март
Мероприятия, направленные на снижение простудных заболеваний
№ Содержание деятельности Срок
1. Соблюдение щадящего режима для детей переболевших ОРЗ, бронхитом, пневмонией. Постоянно
2. Осмотр  детей, поступающих после болезни. Постоянно
3. Систематическое наблюдение за детьми в период адаптации. В период адаптации.

Противоэпидемиологические мероприятия в случае возникновения гриппа
№ Содержание деятельности Срок
1. Утренний фильтр: в случае обнаружения заболевания - возвращение ребенка домой Постоянно
2. В течение дня: изолирование больного ребенка, проветривание помещения, уборка помещения с хлорными препаратами. Постоянно
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: 1993.
2. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания.
3. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. — М.: Аркти, 2001.
4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.
6. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. — М.: Владос, 2001.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2007.
8. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М.: 2001.
9. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М.: 2000.
10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: 2002.
11. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М.: 2002.
12. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.
13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003.
14. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. – Симферополь: Таврида, 1999.
15. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
16. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001.