Использование программно-целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне основного общего образования


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
имени С.В. Добрина города Липецка
Использование программно-целевого подхода при создании условий формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне основного общего образования
Выступление Зыковой Г.В.,
заместителя директора по УВР
МАОУ СОШ № 23
на совещании 27.02.2014 г.
Слайд № 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Как уже отмечал Александр Владимирович, в рамках нашего семинара мы остановимся лишь на отдельных моментах разработки программы воспитания и социализации в части формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, связанных с ключевыми особенностями ФГОС ООО.
Перед началом разработки программы воспитания и социализации как содержательного раздела ООП ООО образовательное учреждение должно ответить для себя на главный вопрос: чем должна стать для школы данная программа? Скорее всего, она должна стать не «программой программ», а программой действий всех субъектов образовательного процесса по достижению качественных результатов современного образования.
Ориентиром основного общего образования (как и в стандарте начальной школы) является портрет выпускника – «преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы». Выпускник основной школы – не только умеет учиться, но и осознаёт важность образования и самообразования, может применять полученные знания на практике. Ему необходимо быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Одним из вариантов создания программы воспитания и социализации можно рассмотреть ее блочное построение:
Целевой блок (что развивать?).
Деятельностный блок (как развивать?).
Результативный блок (как проверить достижение целей?).
Целевой блок.
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся основной школы - это знания, представления, умения, опыт, отношения, ценности. Они должны быть дополнены, изменены с учётом особенностей и опыта образовательного учреждения.
В отличие от ООП НОО здесь появляются новые направления духовно-нравственного развития и воспитания, изменяются ценностные установки тех направлений, которые имели место в 1-4 классах. Новые аспекты связаны с:
- воспитанием у учащихся социальной ответственности и компетентности;
- подготовкой к сознательному выбору будущей профессии;
- формированием семейных ценностей;
- укреплением нравственных убеждений;
- развитием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Деятельностный блок (как развивать?)
Все направления воспитания и социализации раскрываются через конкретные формы и виды деятельности. При этом образовательное учреждение вправе с учётом своих традиций и особенностей, региональной специфики, запросов родителей и учащихся уточнять общие задачи, отдавать приоритет какому-либо из направлений.
Достижение целей программы воспитания и социализации осуществляется через предметное содержание уроков, внеурочную деятельность (культурные практики), внешкольную деятельность (социальные и культурные практики), через взаимодействие с семьями учащихся, воспитательную работу.
Возможен и другой подход: раскрыть каждое направление воспитания и социализации отдельно по следующей схеме:
Наименование направления: …...
Планируемые результаты:…..
Формы и виды деятельности:….
Направление, связанное развитием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлено как отдельный модуль программы воспитания и социализации через описание пяти взаимосвязанных блоков (по аналогии с соответствующей программой в ООП НОО):
- создание и развитие экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры школы;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация программ спецкурсов, внеурочной деятельности;
- взаимодействие с родителями.
Направление, связанное с формированием социальной компетентности учащихся, должно отражать:
- социальное партнёрство школы;
- создание в самой школе условий для общественной и трудовой деятельности учащихся (в том числе, совместно с родителями);
- использование методов педагогической поддержки в урочной и внеурочной деятельности.
При обосновании форм и методов воспитания и социализации подростков необходимо также учитывать опыт и особенностей работы образовательного учреждения и отдавать предпочтение тем из них, которые обеспечивают:
- включение учащихся в деятельность, творчество;
- их сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- получение школьниками опыта самореализации;
- развитие межкультурной коммуникации.
Для получения нового образовательного результата воспитательные мероприятия заменяются образовательными событиями.
Результативный блок (как проверить достижение целей?).
В результате реализации программы воспитания и социализации учащихся должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях», спектр занятий, направленных на развитие школьника.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации осуществляется в соответствии со следующими основными показателями:
- достижение планируемых результатов;
- состояние школьной среды, в которой осуществляются воспитание и социализация (психологическая атмосфера, нравственный уклад, используемые методы и приёмы, социально-педагогические условия и т.д.);
- включённость родителей в образовательный процесс школы.
Обозначаются методы мониторинга: тестирование, опросы, психолого-педагогическое наблюдение, эксперимент и другие.
Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Хочется надеяться, что творческая и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждой школе второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь!
Спасибо за внимание!