Разработка родительского собрания на тему Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей


Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»
Методическая разработка родительского собрания
по теме:
«Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей»
Разработал: преподаватель Чавкина Татьяна Валериевна
Рузаевка 2016
Аннотация:
Целью родительского собрания является рассмотрение следующих тем:
роль и значение медиа в жизни современного ребенка;
опасности для психологического и физического развития ребенка, связанные с бесконтрольным использованием медиа средств;
роль семьи и образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей и подростков;
взаимодействие семьи и образовательного учреждения как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей в пространстве Интернет.
Основная часть.
Роль и значение медиа в жизни современного ребенка
Человек в современном обществе является активным потребителем разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Средства массовой коммуникации, новые технологии проникли во все сферы жизни человека. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.
Современное подрастающее поколение все чаще называют «медийным». И хотя степень осведомленности о различных средствах массовой коммуникации зависит от множества факторов, основными из которых являются возраст, наличие медийных средств, интерес, проявляемый к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних детей тесно связано именно со средствами массовой коммуникации. Это неудивительно, ведь для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет), гораздо больше, чем простые средства познания окружающего мира.
По данным исследований последних лет сегодняшние первоклассники приходят в школу, имея за плечами значительный медийный опыт. Среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет. К трем годам у него уже есть любимые мультипликационные герои. К пяти-шести годам ребенок начинает осваивать компьютер. Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно близко знакомы с медиамиром.
Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности.
Во-первых, он является важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему.
Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе – и с взрослыми. Они активно знакомятся в Интернете, переписываются с виртуальными друзьями при помощи электронной почты. Здесь в виртуальном общении есть важная особенность, которая привлекает к себе юных пользователей – возможность высказывать свое мнение, общаться, не раскрывая при этом собственного имени, адреса и т.д. Такое общение становится очень привлекательным.
В-третьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д. – все это вполне доступно для любого школьника.
В-четвертых, компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт, и такое знакомое практически каждому учащемся «скачивание» рефератов.
Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF), несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 (!) часов, контактируя с различными экранными медиа, в то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30-40 минут в день. Вот почему так необходимо развивать у детей-зрителей, читателей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране. Здесь, конечно же, огромная роль отводится родителям – первым советчикам и консультантам ребенка в огромном медийном мире.
Всё это заставляет взрослых серьезно задуматься над проблемой медиасредств массовой коммуникации и их влияния на здоровье и развитие ребенка, а также над отношением взрослых к образованию, развитию и духовному становлению ребенка медийного поколения.
Опасности для психологического и физического развития ребенка, связанные с бесконтрольным использованием медиа средств
Современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников.
Наибольшее предпочтение дети отдают экранным медиа: телевидению, кино, видео. Они являются наиболее доступными и легкими для восприятия.
В то же время современное телевидение это:
фильмы, в которых содержатся сцены табакокурения, употребления спиртных напитков и наркотиков, насилия, жестокости;
многочисленные ток-шоу сомнительной художественно-эстетической ценности;такие же низкопробные сериалы (к счастью не все), интерес к которым поддерживается за счет того, что каждая серия заканчивается «на самом интересном месте» (как не вспомнить Шахерезаду!). Всего в день по разным каналам количество сериалов достигает 20 и более!;
криминальная и новостная хроника, посмотрев которую создается впечатление, что криминальная жизнь и разборки являются основной составляющей повседневности;
ну и конечно же реклама, главная цель которой что-то нам продать. И надо сказать, что часто реклама бывает весьма убедительна. Для этого используются многочисленные приемы: интересные слоганы, эффект новизны («новый, улучшенный вкус»), показ товара в выгодном свете, пробуждение беспокойства («тяжесть в желудке»), привлечение для убедительности публичных персон и многие другие. Надо ли говорить, что не все рекламируемые товары бывают так полезны и надлежащего качества, как это рекламируется. Но если детей не особо интересуют, например, лекарства и стройматериалы, то шоколадные батончики (и другие вкусности), новинки сотовых телефонов вызывают у них больший интерес. И дети бывают иногда очень убедительны и настойчивы, выпрашивая у родителей иной рекламируемый продукт, а покупки бывают весьма накладны (новинки сотовых, ноутбуков и т.д.).
Интернет – важнейшая составляющая современного медиа. Трудно переоценить его значение в современном мире. Интернет сделал доступным огромное количество информации. И дети активно ей пользуются.
Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, пропаганда наркотиков и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.
Роль семьи и образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей и подростков
Начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете.
По мнению исследователей ресурсного потенциала семьи В.М. Жеребина, О.А. Алексеевой, О.А. Белоусова, Н.А. Ермаковой, информационный потенциал семьи состоит из двух блоков:
1) информационного фонда семьи, т.е. совокупности профессиональной информации, массивов общеобразовательных и культурных знаний, житейской, справочной, развлекательной информации;
2) информационно-технологических возможностей семьи (компьютеры и другие средства электронной, цифровой обработки информации, Интернет, электронная почта, мобильные телефоны, другое информационное оборудование, технологии, программные продукты).
Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.
Плотность семейного информационного пространства проявляется и во внутренних коммуникациях, которые обнаруживаются по поводу домашних обязанностей, внутрисемейного уклада, использования информационно-коммуникационных технологий. О качестве информационного пространства семьи говорят такие факты, как наличие домашней библиотеки, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки. Исследователи Университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую связано с будущим уровнем образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования родителей. Этот фактор является общим для жителей разных стран и для семей с разным уровнем достатка и образования родителей.
Известно, что информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности детей с раннего возраста. Идеальный случай, если ребенок растет в семье, в которой родители педагогически грамотны и правильно выстраивают воспитательный процесс. Но далеко не все семьи обладают багажом необходимых педагогических знаний, в этом случае высока роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности детей и в повышении педагогической грамотности их родителей.
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей в пространстве Интернет
Родители — далеко не единственные люди, способные помочь ребенку ориентироваться в пространстве сети. Учителя также играют жизненно важную роль, а для многих детей большую помощь оказывают их сверстники. В организации медиабезопасности велика роль взаимодействия семьи и школы. Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем. В аспекте программно-методического обеспечения в образовательном учреждении должна быть разработана программа (раздел, модуль комплексной программы по профилактике девиантного поведения детей), в которую должны быть включены темы по медиабезопасности, о безопасном поведении в сети Интернет. Такие же темы и проблемы должны включаться в программы воспитательной деятельности. Родители совместно с учителями должны предлагать детям познавательные, интересные и увлекательные ресурсы, посещая которые они будут обучаться, развиваться.
Кроме того, педагоги образовательных учреждений должны повышать педагогическую грамотность родителей, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Ведь не секрет, что не все родители занимаются самообразованием, очень мало родителей интересуется вопросами эффективного воспитания детей. Очень многие родители даже не знают, сколько времени может проводить ребенок у компьютера с учетом возраста без вреда для здоровья. Педагоги, приглашая на родительские собрания узких специалистов (медиков, психологов, психиатров и др.) должны просвещать родителей о возрастных особенностях ребенка, о психологии развития, о влиянии интернет ресурсов на здоровье подрастающего организма. Родители в силу своей занятости порой забывают, что детям необходимо их внимание и любовь, а порой не умеют выразить их по отношению к детям. На помощь должен прийти педагог-психолог. Помочь родителям найти подход к ребенку, рекомендовать как вести себя, что бы ребенок поделился своими проблемами с родителем, а не с аудиторией пространства Интернет. Родители должны помнить о том, что слишком строгий контроль со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию со стороны ребёнка и явиться причиной сокрытия их деятельности в сетевом пространстве.
Организация воспитательной и внеурочной деятельности со стороны образовательного учреждения, проведение совместного досуга детей с родителями, развитие альтернативных интересов для ребёнка, доверительные детско-родительские отношения позволят обезопасить наших детей в пространстве Интернет.
В конце собрания родителям раздаются памятки с информацией (Приложение 1)
Список использованных источников
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Института художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.;
Оранж Т., Флинн Л. Медиадиета для детей. М. СПб., 2007. 270 с.;
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган, 1999.;
Третьяк А. Родительский контроль доступа и фильтрации видео и изображений [Электронный ресурс] Режим доступа http://lassimarket.ru/2015/09/roditelskij-kontrol-dostupa-i-filtracii-video-i-izobrazhenij/Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://www.ifap.ru/library/book546.pdf..
Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 184 с.
Google- Центр безопасности [Электронный ресурс] Режим доступа
https://www.google.ru/safetycenter/families/start/basics/Шляхтина С. Родительский контроль – дело тонкое [Электронный ресурс] Режим доступа http://compress.ru/Article.aspx?id=23035
Приложение 1
Памятка для родителей
«Сделайте интернет безопасным для своих детей»
Наши краткие рекомендации помогут вам обеспечить безопасность членов вашей семьи в Интернете, даже если вам вечно не хватает времени.
Поговорите с ребенком о безопасности в Интернете. Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.
Используйте компьютер и смартфон вместе с детьми. Это хороший способ научить их правилам безопасности в Интернете. При этом дети поймут, что решать возможные проблемы лучше всего вместе.
Расскажите детям больше о сайтах и сервисах в Интернете. Поговорите о том, что их интересует в Интернете и какие страницы им можно посещать.
Безопасные пароли. Помогите своей семье приобрести правильные привычки в отношении паролей. Расскажите об их использовании. Напомните, что пароли никому нельзя передавать, за исключением лиц, которым можно доверять, например, родителям. Убедитесь, что у детей вошло в привычку выходить из своих аккаунтов, когда они используют общественные компьютеры в школе, кафе или библиотеке.
Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом. В Интернете немало сайтов, на которых можно публиковать свои комментарии, фото и видео, рассказывать о том, что с вами произошло, как вы живете и т. д. Обычно такие сервисы позволяют определить уровень доступа к вашей информации ещё до ее публикации. Поговорите с членами своей семьи и определите, о чем не следует рассказывать всем. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных.
Проверьте возрастные ограничения. Многие онлайн-сервисы, в том числе Google, предоставляют доступ ко всем функциям только совершеннолетним. А создавать аккаунты Google могут только пользователи не моложе 13 лет. Прежде чем ваш ребенок зарегистрируется на том или ином сайте, самостоятельно проверяйте условия его использования и соответствие материалов правилам, принятым в вашей семье.
Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в личном общении, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или комментариях на его странице. Поговорите с детьми о том, как другие могут воспринимать их слова, и разработайте для своей семьи правила общения.
Посоветуйтесь с другими взрослыми. Привлеките к обсуждению этой темы друзей, родственников и педагогов. Другие родители и специалисты по работе с детьми могут оказать вам неоценимую помощь в том, как научить детей и родственников правильному использованию самых разных информационных технологий.
Защитите свой компьютер и личные данные. Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте. Поговорите со своей семьей о типах личной информации – например, номер социального страхования, номер телефона или домашний адрес – эти данные не должны быть размещены в Интернете. Научите свою семью не принимать файлы или открывать вложения в электронной почте от неизвестных людей.
Не останавливайтесь на достигнутом. Безопасность в Интернете требует постоянного внимания, поскольку технологии непрерывно совершенствуются. Старайтесь всё время держать руку на пульсе. Пересматривайте правила пользования Интернетом в семье, следите за тем, как ваши близкие осваивают новые технологии, и время от времени давайте им советы.
Статьи по теме:
https://www.google.ru/safetycenter/families/start/basics/http://www.ixbt.com/soft/kinder-gate.shtmlhttp://lassimarket.ru/2015/09/roditelskij-kontrol-dostupa-i-filtracii-video-i-izobrazhenij/http://compress.ru/Article.aspx?id=23035видео-советы от родителей
https://www.google.ru/safetycenter/families/start/tips/