МО классных руководителей по теме: Взаимодействие семьи и школы


Круглый стол по теме «Эффективные формы работы с семьей»
4 свечки с надписями: спокойствие, вера, любовь, надежда; на ватмане нарисованное дерево без листьев; вырезанные из самоклеющейся бумаги зелёные листочки; компьютер; проектор. Ход работы.I.Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу. – 1 слайд, 2 слайд и т.д.
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
В качестве логотипа я выбрала картинку, изображающую две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирущий наших детей.
- Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: (слайд 2)
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» 
2. Притча «Надежда».
Я предлагаю Вашему вниманию притчу о надежде в нашей жизни.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! - произнеся это, он заплакал.
Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
Упражнение «Ассоциации».Время работы: 6 минут. Ведущий называет последовательно три понятия: «ребенок», «школа», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например:  «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.). По слайдам
Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «ребенок», «школа», «семья» имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединенные усилия родителей и педагогов создают благоприятные условия для развития ребенка. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный путь человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, чтобы ребёнок научился преодолевать проблемы, с которыми встретится на своём пути. Наша с вами работа: система сотрудничества – это:
1.Индивидуальная - консультации, беседы, анкетирование, переписка с родителями, анализ детских работ, посещения на дому. 2.Групповая -    родительские собрания, конференции, круглые столы, педагогические дискуссии (диспуты).Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить заповедь: "Прежде всего, не навреди".III. Практическая часть – работа «круглого стола».Упражнение «Интервью».Время работы: 5 минут. Родителей просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы со школой Вы отдаете предпочтение? И какие бы Вы хотели предложить формы работы?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов взаимодействия учителей с родителями учащихся. Упражнение «Обмен мнениями».Время работы: 7 минут. Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, которые вызывают затруднения в воспитании детей. После этого присутствующие делятся своими мнениями. По завершению обсуждения, на доске фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем. Упражнение «Три видения».Время работы: 15 минут. Все участники делятся на две группы и в течение пяти минут создают совместный проект видения одной заявленной проблемы в различных ракурсах. Тема обсуждения – эффективные формы работы с семьей с позиции:- тесного сотрудничества родителя с классным руководителем;- тесного сотрудничества родителя с социальным педагогом;- тесного сотрудничества родителя с административным корпусом.По истечению времени представители каждой группы самопрезентуют собственные проекты. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы педагога с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в воспитательной работе.   3. Решение проблемной ситуации.
- Сейчас я Вам предлагаю типичную проблемную ситуацию, в которой нам нужно будет разобраться. (Ситуацию можно, по возможности, инсценировать с подготовленными людьми)
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать. Здравствуйте, Мария Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику). Ну, рассказывай  маме, что случилось?
Ученик молчит.
Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с математики? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик. Да я не ...
Мать . Ну как тебе не стыдно?
Ученик. Да это не я ...
Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?
Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать. Ну все! Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет!
- А теперь я попрошу вас ответить на вопросы (слайд 3)
1. Предложите решение  данной ситуации с точки зрения родителей.
2. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации?
(Аргументы родителей)
- В данной ситуации явно видно, что ребёнка ущемляют, как личность, ему даже не дают возможность сказать, объяснить.
- Анализируя эту ситуацию, возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
IV.Рефлексия.Упражнение «Сердце».Время работы: 8 минут. Участникам раздаются цветные листы бумаги в форме «сердечка» и просят поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии, о пользе проделанной работы, о собственном восприятии новой информации, зафиксировав все это в письменной форме. По завершению работы, полученные «сердечки» вывешиваются на доске в виде цветов (по четыре сердечка). Ведущий акцентирует внимание участников на том, что только раскрыв собственное сердце, возможно достичь полного и гармоничного контакта с окружающими, и только с открытым сердцем возможно понимание детской души, похожей на прекрасный, распустившийся цветок.