Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему Омонимы


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльмира Дмитриевна, и сегодня, урок русского языка у вас проведу я. Можете садиться. Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности.
3. Минутка чистописания
Откройте тетради. Запишите число- 29 октября. На следующей строчке запишите «Классная работа».
Условия для поиска букв:
первая буква не обозначает звука;
вторая буква имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки;
третья буква является безударной гласной в корне
Слова:
печка
объезд
теплица
штопка
(Буквы Ъ, П, Е)
- Найдите закономерность, продолжите ряд:
ъпе пе еъп ъпе … Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
4. Словарный диктант. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте ударения, подчеркните безударные гласные.
1 Его главнее в школе нет,
Есть у него свой кабинет.
Он знает всех учеников,
Помочь и наказать готов.
2 Башмаки - Озорники
Мчат меня по льду реки.
3 Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост
4 В домике скорлупке,
Живёт он, как в избушке,
Бывает грецким и лесным,
Кедровым не совсем большим!
5 Днём спит на ней подушка,
А по ночам — Андрюшка.
(Проверка по эталону)
Теперь поменяйтесь тетрадками и оцените работу.
0 ошибок - зеленый кружок
1 ошибка - желтый кружок
2-3 ошибки - красный кружок
Поднимите руку те, у кого зеленый кружок
Поднимите руку те, у кого желтый кружок (и тд)
- Найдите слова, в которых букв больше чем звуков. Укажите количество звуков и букв.
- Какую роль выполняет «ь» в этих словах?
- Найдите слово, в котором 8 букв и звуков Директор
Коньки
Солдат
Орех
Кровать
Регулятивные:
Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу
5. Актуализация темы. - Закончите фразу:
.......... - это антонимы
- Подберите антонимы к словам
Тепло- …, правда-…, нищета-…, польза-…, чистота-…, густо-…
- Закончите фразу:
......- это синонимы
- Выполним упражнение «Помоги установить соответствия».
ребята печалиться
бежать мчаться
азбука дети
дорога метель
грустить путь
вьюга алфавит
- Составьте слово, прочитав буквы справа налево.
ЫМИНОМО
- А что вы о них знаете?
- Определите тему урока. Какова цель урока?
- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения
- это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
- ребята – дети; бежать – мчаться; азбука – алфавит; дорога – путь;
грустить – печалиться; вьюга – метель.
- ОМОНИМЫ Познавательные:
Уметь обобщать полученные знания
Регулятивные УУД:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
6. Наблюдение над языковым материалом
Введение нового термина
7.Самостоятельная формулировка правила учащимися
8. Работа с правилом в учебнике.
9. Закрепление нового материала в упражнениях
- Как вы понимаете такое предложение: «Корабль остановился недалеко от банки»?
- Как понимаете слово банка?(картинка)
Я открыла словарь и узнала, что слово банка имеет еще одно значение – подводная мель
- А в каком словаре я смотрела?
- Сравните слова. Что у них общего? А чем они различаются?

- Как вы думаете, как называются такие слова? Правильно, это слова - омонимы.
- Ребята, слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя». Звучание и написание одинаковое, значение – разное.
- Попробуйте сами рассказать, что такое омонимы.
- Откройте учебник на стр. 78, прочитайте «узелки на память»
- Какие слова называются омонимами?
- Прочитайте задание к упр.125 на стр. 78. Что нужно сделать в этом упражнении?
Докажите, что слово дождевик - это омоним
( Назовите значение слова «дождевик» по картинкам. Есть ли что-нибудь общее между значениями?)Докажите, что слово ноготки - это омоним
( Назовите значение слова «ноготки». Есть ли что-нибудь общее между значениями?)1.
- Давайте выполним упр. 126.
- Выпишите слова – омонимы из первого четверостишия.
- Определите значение каждого из слов – омонимов в четверостишии.
шашки – это настольная игра; вид холодного оружия (картинка)
стали – глагол, синоним слова «начали»
из стали – изделие из твердого ковкого металла серебристого цвета
- Докажите, что слово шашки - это омоним.
- Выпишите слова – омонимы из второго четверостишия.
- Определите значение каждого из слов – омонимов в четверостишии
Косой – тот, кто имеет раскосые глаза, косоглазый
Косой (коса) – несколько прядей волос, плетенных вместе (с чем? с косой); орудие труда в виде узкого изогнутого лезвия с рукояткой, служащее для срезывания травы; узкая длинная отмель, идущая от берега
- Докажите, что слово косой - это омоним.
2.
- Откройте рабочие тетради на стр. 64, упр. 108 выполните самостоятельно (Взаимопроверка)
3.
- Давайте рассмотрим рисунки на стр. 65 и подберем слова - омонимы. Продолжите предложения.
(Взаимопроверка)
4.
Работа в группах.
1 группа.
1.Устно составьте два предложения со словами – омонимами: студеный ключ - дверной ключ.
2. Отгадайте, о каком слове-омониме идет речь в стихотворении. Составьте два предложения со словом в разных значениях.
Чтоб в ванну на воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну а на стройке он другой:
Большой, подъемный и стальной.(кран)
2 группа.
1.Устно составьте два предложения со словами – омонимами :зеленый лук - старинный лук.
2. Отгадайте, о каком слове-омониме идет речь в стихотворении. Составьте два предложения со словом в разных значениях.
Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишневый,
И даже детским он бывает.
Кто это слово отгадает? (сад)
3 группа.
1.Устно составьте два предложения со словами – омонимами: подъемный кран - водопроводный кран.
2. Отгадайте, о каком слове-омониме идет речь в стихотворении. Составьте два предложения со словом в разных значениях.
Нас много в играх набирают,
И на нос одевают….(очки)
- Банка – сосуд
- у них одинаковое произношение, написание, но разные лексические значения
- омонимы
- шарообразный гриб с мякотью внутри, превращающийся при высыхании в темную пыль. Пальто из непромокаемой ткани
- народное название календулы. Разговорное – ногти ребенка
- шашки, стали, из стали,
шашки –это настольная игра; вид холодного оружия
стали – глагол, синоним слова «начали»
из стали – изделие из твердого ковкого металла серебристого цвета
- имеет разные лексические значения
- косой
- имеет разное лексическое значение, одинаковое по написанию, произношению
- женские украшения – кольца. Гимнастический снаряд – кольца.
Рогатое жвачное животное – козел. Спортивный снаряд – козел. Съедобный плод фруктового дерева – груша. Снаряд для тренировки боксеров – груша.
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Коммуникативные :- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные:
-владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание Игра «Почтовый ящик».
(три адреса: антонимы, синонимы, омонимы; дети распределяют данные учителем группы слов по адресам)
- Вам понравился урок? Что для вас было самым интересным?
( на слайде лесенка успеха)
- Кто сегодня поставит себя на самую верхнюю ступень? Почему?
- А кто на среднюю? Почему?
- А кто на нижнюю? Почему?
С. 60, упр 102 в рабочей тетради Личностные:
Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности.
Конспект урока
Урок русского языка.
Учитель: Магеррамова Эльмира Дмитриевна
Тема: Омонимы
Тип урока: открытие новых знаний.
Класс: 3 «В»
УМК: «Перспектива»
Цели урока:
дать детям знания об омонимах;
развивать устную  и письменную речь;
воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты 
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно – следственные связи
Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы.
Предметные УУД: научатся подбирать омонимы; использовать их в речи; делать выводы о значении омонимов в устной и письменной речи.
Оборудование:
Для учителя: Учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 78, рабочая тетрадь, стр. 64 - 65, мультимедийная презентация
Для учащихся: «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 78, рабочая тетрадь, стр. 64 - 65